Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мельниково 15 октября 2010 года
Шегарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Лапы А.А.,
при секретаре Шумской Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борина <данные изъяты> к МУЗ "Шегарская центральная районная больница" о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
у с т а н о в и л:
Борин В.В. обратился в Шегарский районный суд Томской области с иском к МУЗ "Шегарская центральная районная больница" о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, указав в заявлении, что работает у ответчика с 1977 года в разных должностях, в настоящее время в должности врача анестезиолога-реаниматолога. Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ. на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. По утверждению истца, данный приказ является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. По своей специальности он оказывает медицинскую помощь в любом отделении больницы, конкретного рабочего места – кабинета - у него нет. Нахождение в палате интенсивной терапии больного не означает постоянное и обязательное присутствие врача-реаниматолога, медицинские назначения которого исполняет медсестра-анестезистка. Являясь депутатом Думы Шегарского района, в силу ст.31 Устава Шегарского района он имеет право беспрепятственного посещения любых организаций и учреждений района. При этом попытки проверки инфекционного отделения с его стороны не было. Кроме того, приказ не содержит даты совершения проступка, а также последствий, которые он повлек. В связи с чем, наложение взыскания в виде выговора необоснованно. Полагает, что ссылка в приказе на превышение должностных полномочий незаконна, поскольку в силу ст.192 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется к работнику за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Просит также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг за составление заявления в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании Борин В.В. поддержал исковые требования в полном объеме. Пояснил, что в его обязанности входило оказание реанимационной помощи больным всех отделений больницы. По штату в больнице два врача реаниматолога-анестезиолога. ДД.ММ.ГГГГ работал он один. Его рабочее место, должностные обязанности определены не были. Каждое утро он приходил в ординаторскую хирургического отделения, где раздевался и мог находиться. Фактически за его помощью мог обратиться любой врач, медсестра. Если он уходил из больницы, его вызывали по мобильному телефону. ДД.ММ.ГГГГ в отделение интенсивной терапии поступила ФИО3 с комой неясной этиологии. Он осмотрел ее. Где именно находился после этого, не помнит. Помнит, что в 14.00 ДД.ММ.ГГГГ во время своего дежурства пришел в инфекционное отделение, чтобы проверить как оно отремонтировано. В инфекционное отделение пришел в качестве депутата Думы Шегарского района. При этом из числа сотрудников больницы в инфекционное отделение могут входить главный врач, зав. отделением с соблюдением особенностей режима (наличие инфекций). Пробыл в нем 2-3 минуты и ушел. Искали ли его потом для оказания медицинской помощи ФИО3, не помнит. Около 16.00 час. он произвел ФИО3 искусственную вентиляцию легких. Ночью ФИО3 умерла. Считает, что никакого влияния на состояние ее здоровья несвоевременное оказание помощи не оказало. Он не нарушил своих обязанностей, в том числе установленных приказом Министра здравоохранения СССР № 841 от 11.06.1986 г.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В обоснование своих возражений указала, что в его обязанности входит оказание реанимационной помощи всем пациентам больницы. График работы Борина В.В. – с 08.00 до 16.42 час. ДД.ММ.ГГГГ он был единственным врачом реаниматологом-анестезиологом, так как второй находился в отпуске. В 12.00 ДД.ММ.ГГГГ в палату интенсивной терапии поступила ФИО3 с комой неясной этиологии. Около 14.00 час. состояние ФИО3 начало ухудшаться, в связи с чем начали искать Борина В.В. для оказания реанимационной помощи. Нашли его около 15.30 час. После этого Борин В.В. провел реанимационные мероприятия ФИО3 Ночью ФИО3 умерла.
Заслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Борина В.В. не подлежат удовлетворению.
В материалах дела имеется приказ (распоряжение) от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме Борина В.В. врачом анестезиологом-реаниматологом в Шегарскую ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ с окладом согласно штатному расписанию.
ДД.ММ.ГГГГ между МУЗ "Шегарская ЦРБ" и Бориным В.В. заключен трудовой договор на неопределенный срок.
Указанные обстоятельства также подтверждаются трудовой книжкой Борина В.В. и не оспариваются сторонами в судебном заседании. (л.д.6-9)
Ст. 192 ТК РФ предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии со ст.189 Трудового кодекса РФ правила внутреннего трудового распорядка являются локальным нормативным актом, регламентирующим в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Согласно п.2.2 Правил внутреннего трудового распорядка в МУЗ "Шегарская ЦРБ" от 21.07.2008 г., п.8 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, работник обязан добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.
Как следует из п.6.1 Правил внутреннего трудового распорядка в МУЗ "Шегарская ЦРБ" от ДД.ММ.ГГГГ, за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет дисциплинарные взыскания в виде замечания; выговора; увольнения по соответствующим основаниям.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № с целью оптимизации оказания медицинской помощи, на период ежегодного отпуска врача анестезиолога-реаниматолога ФИО5, определен регламент рабочего времени врача анестезиолога-реаниматолога Борина В.В.: июль 2010 г. с 8.00 ч. до 13.06 ч., август 2010 г. с 8.00 ч. до 16.42 ч.
Как следует из п.6,7 функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога Шегарской ЦРБ, врач обязан контролировать и координировать функции жизненно важных органов и систем во время анестезии в операционной, манипуляционной и палате интенсивной терапии. Проводить реанимационные мероприятия и интенсивную терапию в палате интенсивной терапии.
С данными функциональными обязанностями врача анестезиолога-реаниматолога Шегарской ЦРБ Борин В.В. был ознакомлен под роспись. Утверждение истца о том, что имеющаяся на данном документе подпись принадлежит не ему, суд считает несостоятельным, так как они ничем не подтверждены, оснований сомневаться в достоверности документа не установлено.
Кроме того, в соответствии с п.п. 5.3, 5.4, 5.5 приказа Минздрава СССР от 11 июня 1986 г. № 841 "О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению" основными задачами отделения (группы) анестезиологии-реанимации в составе лечебно-профилактического учреждения являются: проведение по показаниям реанимации больным во всех отделениях лечебно-профилактического учреждения; ведение больных в палатах реанимации и интенсивной терапии совместно с врачами соответствующих специальностей.
Согласно табелю учета рабочего времени за август 2010 г. МУЗ "Шегарская ЦРБ", ДД.ММ.ГГГГ у врача анестезиолога-реаниматолога Борина В.В. был рабочим днем.
Как следует из медицинской карты стационарного больного №, ДД.ММ.ГГГГ в 12 ч. 00 м. в терапевтическое отделение поступила ФИО3 с диагнозом «кома неясной этиологии».
Согласно докладной старшей медсестры инфекционного отделения, ДД.ММ.ГГГГ в 14 ч. 10 м. в инфекционном отделении врачом анестезиологом-реаниматологом Бориным В.В. проводилась проверка. При этом он выяснял, где находится врач, спрашивал истории болезни пациентов, сколько больных в отделении, проверял каждую палату.
Таким образом, исследованными доказательствами подтверждается и не оспаривается истцом, что в момент, когда состояние ФИО3 стало ухудшаться, то есть около 14 ч., Борин В.В. не находился в палате интенсивной терапии, ординаторской хирургического отделения, а был в инфекционном отделении. В связи с этим оказал ФИО3 помощь лишь около 16 ч. 00 мин.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 14 ч. со стороны Борина В.В. была попытка провести проверку в инфекционном отделении больницы. Указанные обстоятельства также не отрицает и сам Борин В.В. в суде. Истцом в судебном заседании предъявлено удостоверение депутата Думы Шегарского района, действовавшее в августе 2010 г.
В соответствии с п.10 ст.31 Устава муниципального образования "Шегарский район" от 12.02.2008 г., депутат Думы Шегарского района по предъявлении удостоверения имеет право для осуществления своих полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории Шегарского района (с учетом режима их работы), пользуется правом внеочередного приема руководителями и иными должностными лицами.
Доводы Борина В.В. о том, что как депутат Думы Шегарского района он был вправе беспрепятственно пройти в инфекционное отделение и проверить его, суд признает несостоятельными, поскольку проверка инфекционного отделения им проводилась в рабочее время по основному месту работы, так как в августе врачу Борину В.В. приказом от ДД.ММ.ГГГГ № оно установлено с 8.00 ч. до 16.42 ч.; руководство больницы он о депутатском визите в известность не ставил; на факт выполнения поручения Думы Шегарского района о посещении инфекционного отделения истец не ссылается.
Кроме того, как пояснил сам истец Борин В.В. в суде, из числа сотрудников больницы в инфекционное отделение могут входить главный врач, зав. отделением с соблюдением особенностей режима (наличие инфекций).
Со слов представителя ответчика Власюк С.А., в инфекционное отделение во время своего дежурства Борин В.В. мог приходить только для оказания медицинской помощи, по вызову дежурной медсестры отделения.
Доводы Борина В.В. о том, что он не нарушил своих обязанностей, в том числе установленных приказом Министра здравоохранения СССР № 841 от 11.06.1986 г., суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются функциональными обязанностями врача анестезиолога-реаниматолога Шегарской ЦРБ, п.п. 5.3, 5.4, 5.5 приказа Минздрава СССР от 11 июня 1986 г. № 841 "О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению".
Одновременно он совершил действия, не входящие в его полномочия как врача – проверку функционирования инфекционного отделения, что привело к несвоевременному оказанию медицинской помощи ФИО3
Из исследованных доказательств, пояснений сторон следует, что проступок совершен Бориным В.В. ДД.ММ.ГГГГ Поэтому отсутствие в приказе даты совершения проступка в данном случае не является основанием для признания его незаконным, подлежащим отмене.
В связи с этим приказ главного врача Шегарской ЦРБ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым за самовольный уход с рабочего места во время нахождения в палате интенсивной терапии больной, находящейся в состоянии комы, за превышение должностных полномочий и попытку провести несанкционированную проверку инфекционного отделения врачу анестезиологу-реаниматологу хирургического отделения Борину В.В. объявлен выговор, является законным и обоснованным.
Процедура наложения дисциплинарного взыскания в отношении Борина В.В. работодателем не нарушена.
В соответствии с ч.3 ст.193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа.
В соответствии с ч.1 ст.193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
В материалах дела имеется объяснительная Борина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой он не отрицает, что ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 ч. действительно находился в инфекционном отделении, посмотрел в каком состоянии оно находится. Как председателя комитета по образованию, здравоохранению и социальному развитию его интересовало, когда был проведен последний ремонт в отделении.
ДД.ММ.ГГГГ в 11.45 ч. Борин В.В. ознакомлен с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ под роспись.
В силу ст.192 ТК РФ при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Как установлено в судебном заседании, пациентка ФИО3, находившаяся в палате интенсивной терапии, умерла. В связи с этим наложение работодателем дисциплинарного взыскания в виде выговора на врача анестезиолога-реаниматолога Борина В.В. обоснованно.
В связи с полным отказом в иске в силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска Борина <данные изъяты> к МУЗ "Шегарская центральная районная больница" о признании незаконным и отмене приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись А.А. Лапа