Решение от 20.12.2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Мельниково 20 декабря 2010 года

Шегарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Бахарева Д.В.,

с участием истца Ставской М.С.,

представителя истца Абрамова В.А.,

представителя ответчика Прищепова В.Б.,

при секретаре Шукшиной Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по дело по исковому заявлению Ставской <данные изъяты> к Администрации Шегарского района Томской области, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, Томской области в лице Департамента финансов Томской области о взыскании денежных средств на содержание детей,

УСТАНОВИЛ:

Ставская М.С. обратилась в суд с иском к Администрации Шегарского района Томской области о взыскании денежных средств на содержание детей. В обоснование исковых требований указала, что 30.11.2006 между истцом и органом опеки и попечительства был заключен договор о передаче детей – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в приемную семью истца. Согласно п.2.2 указанного договора ответчик обязался один раз в год перерасчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги, что не исполнено ответчиком. В связи с этим 14.12.2009 она обратилась с заявлением к Главе Шегарского района. 15.01.2010 г. ей было отказано в перерасчете.

В связи с изменением индекса потребительских цен в период с декабря 2006 г. по декабрь 2009 г., истцом представлен расчет недовыплаченных денежных средств по договору, согласно которому денежные средства на содержание детей подлежат индексации в следующем размере на каждого ребенка: за декабрь 2006 г. – 31 руб., за 2007 г. – 4239 рублей, за 2008 г. – 13083 рублей, за 2009 г. – 18941 рублей, итого 36294 рублей. Соответственно, на двух детей общая сумма индексации составляет: 36294 рублей х 2 = 72388 рублей.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков, привлечены Администрация Томской области в лице Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, Томская область в лице Департамента финансов Томской области.

В судебном заседании истец Ставская М.С. заявленные требования поддержала полностью, дав пояснения аналогично изложенным в исковом заявлении. Подтвердила факт получения денежных средств на содержание детей до 01.01.2007 г. в размере 3497 руб., а с 01.01.2007 г. – в размере 5200 руб. с учетом районного коэффициента, на каждого ребенка.

Представитель истца Ставской М.С. - Абрамов В.А. исковые требования поддержал. Пояснил, что при разрешении спора следует руководствоваться ст.ст. 307, 310 ГК РФ. Считает надлежащим ответчиком администрацию Шегарского района, которая заключила договор и поэтому должна его исполнять. Кроме того уточнил, что в связи с описками в исковом заявлении, за 2008 год, согласно представленному истцом расчету, подлежит взысканию сумма в размере 13083 рубля, а не 13089 рублей, всего подлежит взысканию 72588 рублей, а не 72388 рублей. Также просил взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей.

Представитель Администрации Шегарского района Томской области Прищепов В.Б., действующий по доверенности, исковые требования не признал полностью по тем основаниям, что требования истца основаны на п. 2.2 договора о передаче детей в приемную семью, который был включен в договор ошибочно, т.к. договор готовился по рекомендованному образцу, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829. Включение указанного пункт договора не основано на законе, т.к. к существенным требованиям к договору о приемной семье, установленных ч. 1, 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ не отнесена обязанность органа опеки и попечительства включать в договор условие о перерасчете размера денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги. Законом Томской области «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» от 15.12.2004 № 247-ОЗ на органы опеки и попечительства не возложена обязанность включать в договор условие о перерасчете размера денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги. Указанным Законом не предусмотрено финансирование этих расходов. Бюджетом Шегарского района в указанные периоды времени индексация денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги не предусмотрена. Т.к. пункт 2.2. договора был включен в противоречие с требованием ч. 2 ст. 153.1 СК РФ, указанное условие следует на основании ст. 168 ГК РФ считать незаконным (ничтожным), как несоответствующее требованиям закона.

Представители ответчиков - Администрации Томской области в лице Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, Томской области в лице Департамента финансов Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представители Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, Департамента финансов Томской области направили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков - Администрации Томской области в лице Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, Томской области в лице Департамента финансов Томской области.

Представитель ответчика – Администрации Томской области в лице Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Шапарева М.А., действующая по доверенности, представила письменный отзыв, в котором исковые требования Ставской М.С. не признала полностью как необоснованные, по тем основаниям, что применение коэффициента индексации к ежемесячной выплате денежных средств приемным семьям на содержание ребенка (детей) или проведение ежеквартального перерасчета установленного размера денежных средств, выплачиваемых приемной семье на содержание детей Законом Томской области «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» от 15.12.2004 № 247-ОЗ, Семейным кодексом РФ или законами Российской Федерации не предусмотрено /т.1, л.д. 150-151, т. 2, л.д. 13/.

Представитель ответчика - Томской области в лице Департамента финансов Томской области Махрина И.В., действующая по доверенности, представила отзыв, в котором указала, что финансирование отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет субвенций из соответствующих бюджетов. При расчете субвенции на осуществление администрацией Шегарского района государственных полномочий по осуществлению ежемесячной выплаты денежных средств приемным семьям на содержание детей изменение цен на товары и услуги не учитывалось. Считает надлежащим ответчиком администрацию Шегарского района, которая вправе использовать собственные материальные ресурсы на осуществление отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования /т.1, л.д. 147-148/.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что иск Ставской М.С. подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Согласно ст. 1 приведенного Федерального закона, приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 «О приемной семье», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно Приложению N 1 к данному Постановлению.

30.11.2006 г. между Ставским В.М., Ставской М.С. с одной стороны, и органом опеки и попечительства Шегарского района в лице и.о. главы Шегарского района Прищепова В.Б. с другой стороны, был заключен договор о передаче детей – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в приемную семью истца. Согласно п. 2.2 указанного договора орган опеки и попечительства обязался один раз в год перерасчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги /т.1, л.д. 4-5/.

Соглашением от 09.03.2010 г. между Ставской М.С. и главой Шегарского района пункт 2.2 договора от 30.11.2006 г. изложен в следующей редакции: «2.2. При изменении размера оплаты труда и денежных средств на содержание ребенка в законодательном порядке размеры денежных средств, определенные договором от 30.11.2006 г. «О передаче детей на воспитание в приемную семью» изменяются в порядке, установленном действующим законодательством» / т.1, л.д. 62/.

Согласно ст. 151 СК РФ, действовавшего на момент заключения договора от 30.11.2006, приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Положение о приемной семье утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 24 апреля 2008г.N49-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» с 01.09.2008 г. статья 151 СК РФ утратила силу.

П. 30 Положения о приемной семье, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829, действовавшего на момент заключения договора от 30.11.2006 г., установлено, что размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 указанное Положение о приемной семье утратило силу.

Согласно ст. 34 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, органами опеки и попечительства на момент заключения договора от 30.11.2006 являлись органы местного самоуправления.

Из вводной части договора от 30.11.2006 следует, что он заключен на основании ст. 151 СК РФ. Текст договора, в том числе пункт 2.2, аналогичен типовой форме, рекомендованной постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 (приложение № 1).

Договор от 30.11.2006 г. был заключен и.о. главы Шегарского района в пределах его компетенции, а обязательство один раз в год перерасчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги (п.2.2), было обусловлено действовавшим Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Пункт 1 ст. 150, п. 1 ст. 155 СК РФ в ред. Федерального закона № 71-ФЗ от 03.06.2006, действовавшие на момент заключения договора от 30.11.2006, устанавливали, что на содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов Российской Федерации. Аналогичные нормы закреплены в п. 3 ст. 148, п. 2 ст. 153.1 СК РФ, действующих с 01.09.2008 г. (введены Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 3, ст. 5 Закона Томской области от 15.12.2004 № 247-ОЗ «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» финансирование расходов на осуществление ежемесячных выплат денежных средств опекунам (попечителям) и приемным семьям на содержание детей осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок назначения и выплаты денежных средств опекуну (попечителю) и приемной семье на содержание ребенка (детей) определяется Администрацией Томской области.

Согласно ст. 2 Закона Томской области «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» от 15.12.2004 № 247-ОЗ (с изменениями от 6, 29 декабря 2005 г.), в ноябре и декабре 2006 г. размер денежных средств, выплачиваемых приемной семье на содержание одного ребенка в месяц в Шегарском районе, составлял 3497 руб. Согласно ст. 2 того же Закона в редакции от 08.12.2006 г., их размер с 01.01.2007 г. составляет 4000 рублей, а с учетом районного коэффициента – 5200 руб.

Перерасчет размера денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), законами Томской области в 2006-2009 г.г. не предусматривался.

Из отзывов представителей ответчиков следует, и сторонами не оспаривается, что муниципальному образованию «Шегарский район» для выплаты денежных средств приемным семьям на содержание детей в 2006-2009 годах выделялись финансовые средства лишь в пределах, установленных Законом Томской области №247-ОЗ.

Ставская М.С. пояснила в судебном заседании, что получала денежные средства на содержание приемных детей с 2006 по 2009 годы в размере, установленном законом Томской области. Этот факт подтверждается и справкой от 19.02.2010 г., согласно которой до 01.01.2007 Ставская М.С. получала денежные средства в размере 3497 рублей, с 01.01.2007 г. – в размере 5200 руб. с учетом районного коэффициента, на каждого ребенка / т.1, л.д. 22/.

Представители Томской области и Администрации Томской области в отзывах на иск пояснили, что свои обязательства по финансированию субвенций местным бюджетам в предусмотренном законом размере на ежемесячную выплату денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемных семьях, были Томской областью выполнены в полном объеме, что сторонами не оспаривается, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Ставской М.С. к Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, Томской области в лице Департамента финансов Томской области о взыскании денежных средств на содержание детей надлежит отказать.

Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования Ставской М.С. к Администрации Шегарского района Томской области о взыскании денежных средств на содержание детей, суд исходит из следующего.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципального района имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Устава Шегарского района Томской области, органы местного самоуправления Шегарского района имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству / т.1, л.д. 175/.

Согласно п. 6 ст. 12 Устава Шегарского района Томской области, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета Шегарского района (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренные настоящей частью, не является обязанностью Шегарского района, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации / т.1, л.д. 177/.

Бюджетом муниципального образования «Шегарский район» в период с 2006 по 2009 годы индексация денежных средств на содержание детей в приемных семьях за счет средств бюджета Шегарского района не предусматривалась /т. 2, л.д. 21, 29-30, 56-57, 110-115, 147-155/.

Согласно ч. 1 ст. 151 СК РФ, действовавшего на момент заключения договора о передаче детей на воспитание в приемную семью, приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

В соответствии с ч. 2 ст. 152 СК РФ, к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям должны применяться правила гражданского законодательства, поскольку в рассматриваемом случае это не противоречит существу договора о передаче детей на воспитание в приемную семью, заключенного между истцом и органом опеки и попечительства Шегарского района.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 420 ГК РФ, к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно п. 2.2 договора о передаче детей на воспитание в приемую семью, орган опеки и попечительства взял на себя обязательства один раз в год перерасчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги.

Доводы представителя Администрации Шегарского района о том, что пункт 2.2. договора следует, на основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Тот факт, что бюджетом муниципального образования «Шегарский район» в период с 2006 по 2009 годы индексация денежных средств на содержание детей в приемных семьях за счет средств бюджета Шегарского района не предусматривалась, по мнению суда не может являться основанием для освобождения Администрации Шегарского района от исполнения взятых на себя по договору обязательств по индексации денежных средств на содержание детей в приемных семьях с учетом изменения цен на товары и услуги. Поскольку ответчиком указанные обязательства были на себя взяты, что не противоречило действующему законодательству и Уставу Шегарского района, то финансирование взятых обязательств надлежало предусмотреть в бюджете района на соответствующий период.

Определяя размер денежных средств подлежащих взысканию суд руководствуется информацией Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Томской области об индексе потребительских цен на товары и платные услуги по Томской области за 2006-2009 годы и расчетом увеличения пособия применительно к росту индекса потребительских цен, представленных истцом, поскольку данные расчеты не противоречат закону и сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Согласно представленному расчету, к выплаченным денежным средствам на содержание детей в приемной семье истца подлежит доплата в связи ростом индекса потребительских цен за 2006 год – 31 рубль, за 2007 год – 4239 рублей, за 2008 год – 13083 рубля, за 2009 год – 18941 рубль /т.1, л.д. 8, 9/.

Таким образом, с Администрации Шегарского района Томской области подлежит взысканию в возмещение недовыплаченных денежных средств на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги, за 2006 год – 31 рубль, за 2007 год – 4239 рублей, за 2008 год – 13083 рубля, за 2009 год – 18941 рубль, на каждого ребенка, а всего на двоих детей 72 588 рублей.

Разрешая требования истца о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.

Истцом представлены квитанции от 14.10.2010, 20.11.2010 об оплате услуг представителя на общую сумму 20000 рублей /т. 2, л.д. 18, 19/.

В соответствии с п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом характера и объема выполненной представителем истца работы, суд находит разумным возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

Учитывая, что стороны от уплаты государственной пошлины освобождены, в силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ оснований для взыскания госпошлины не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ставской <данные изъяты> к Администрации Шегарского района Томской области, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, Томской области в лице Департамента финансов Томской области о взыскании денежных средств на содержание детей удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Шегарского района Томской области в пользу Ставской <данные изъяты>. в возмещение недовыплаченных денежных средств на содержание детей, с учетом изменения цен на товары и услуги, за 2006 год – 31 рубль, за 2007 год – 4239 рублей, за 2008 год – 13083 рубля, за 2009 год – 18941 рубль, на каждого ребенка, а всего на двоих детей 72 588 рублей.

Взыскать с Администрации Шегарского района Томской области в пользу Ставской <данные изъяты> в возмещение расходов на оплату услуг представителя 15000 рублей.

В удовлетворении иска Ставской <данные изъяты> к Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, Томской области в лице Департамента финансов Томской области о взыскании денежных средств на содержание детей отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.В. Бахарев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>