решение от 25.04.2011



дело №Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Мельниково 25 апреля 2011 г.

Шегарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Лапы А.А.,

при секретаре Носковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разумова А.В. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области о возложении обязанности включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву и назначить досрочную трудовую пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Разумов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе, в котором с учетом изменения исковых требований просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на льготных условиях - службу в действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц службы за три месяца, и назначить досрочную трудовую пенсии по старости со дня обращения за ней в пенсионный орган. В исковом заявлении указал, что решением УПФР <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку в специальный стаж не был включен период прохождения службы по призыву в Республике Афганистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Кроме этого в заявлении указывает, что период службы в Республике Афганистан, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 подлежит зачету в трудовой стаж исходя из расчета один месяц службы за три месяца.

В судебном заседании истец Разумов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает, что период службы в действующей армии должен быть включен в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, из расчета один месяц службы за три месяца.

Из объяснений представителя ответчика Бакаловой О.Л. следует, что исковые требования она не признает. В силу п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» пенсия назначается досрочно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Истец в спорный период педагогической деятельностью не занимался. Списками, утвержденными постановлениями Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 и № 463 от 06.09.1991, не предусмотрен зачет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периода прохождения военной службы. Кроме того, не имеется правовых оснований для исчисления стажа из расчета один месяц за три месяца, так как кратное исчисление предусмотрено только для исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим.

Суд считает, исковые требования Разумова А.В. подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из решения ГУ-УПФР в Шегарском районе от ДД.ММ.ГГГГ № 33, Разумов А.В. обратился за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ В специальный стаж Разумова А.В. засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя, военного руководителя средней школы <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя средней школы <данные изъяты> В связи с исключением периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периода прохождения военной службы по призыву в Республике Афганистан с <данные изъяты> по <данные изъяты>, решением ГУ-УПФР в Шегарском районе продолжительность педагогической деятельности Разумова А.В. определена в <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней. В связи с недостаточностью специального стажа ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 16-17).

Факт педагогической деятельности истца в указанные периоды подтверждается трудовой книжкой (л.д.10-12).

Из представленного диплома <данные изъяты>, выданного на имя истца, следует, что Разумов А.В. в ДД.ММ.ГГГГ году поступил в Колпашевское педагогическое училище Томской области, и окончил указанное училище ДД.ММ.ГГГГ. Военным билетом серии <данные изъяты> и справкой военного комиссариата <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истец ДД.ММ.ГГГГ был призван на военную службу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участвовал в боевых действиях при прохождении службы в в/ч <данные изъяты>, и имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются (л.д. 6-9; 15).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.7 Закона возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Указанным списком, а также ранее действовавшими Списками, утвержденными постановлениями Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 и № 463 от 06.09.1991, не предусмотрен зачет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периода прохождения военной службы.

Вопреки доводам ответчика, суд считает, что период прохождения истцом военной службы подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Этот вывод основан на следующем.

В период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

Согласно п/п. «г» п. 1 вышеназванного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу п. 4 данного Положения период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 установлено, что постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 года.

В соответствии со ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периодов прохождения службы в Вооруженных силах СССР.

В определении от 18.06.2004 № 197-О Конституционный Суд РФ указал, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Исходя из положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и подлежащего в связи с этим применению законодательства, действовавшего в спорный период прохождения службы истцом в Вооруженных силах СССР, суд приходит к выводу, что истец имеет право на включение периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Ссылку ответчика на постановление Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. N 70 суд считает несостоятельной, так как данный правовой акт не является нормативным и не соответствует вышеизложенным нормам Конституции РФ. Исходя из предмета иска, вид деятельности истца в спорный период установлен судом как служба в составе Вооруженных Сил СССР. Выяснение содержания выполняемой работы в данном случае не требуется.

Так как установленный период военной службы Разумова А.В. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет менее 1/3 от общей продолжительности льготного стажа, а наличие 2/3 стажа, необходимого в рассматриваемом случае для назначения пенсии подтверждено трудовой книжкой и не оспаривается сторонами, то спорный период должен быть засчитан в специальный стаж, наличие которого дает истцу право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Оценивая доводы истца об учете на льготных условиях в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периода военной службы в Республике Афганистан, суд исходит из следующего.

Подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсация и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ» предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, засчитывать один месяц службы на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), принимали участие в этих действиях, за три месяца.

Аналогичное льготное исчисление выслуги лет закреплено в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям».

Вместе с тем, согласно ст.2 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".

Таким образом, льготное исчисление выслуги лет предусмотрено для лиц, которые имеют право на пенсию, предусмотренную Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Разумов А.В. к таковым не относится.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», иные нормативные правовые акты не предусматривают применение механизма льготного (не в календарном порядке) исчисления стажа, дающего права на пенсию (в том числе один месяц службы в действующей армии за три месяца службы). Страховой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии (в который входит и период прохождения военной службы), исчисляется в календарном порядке, а особенности трудовой деятельности учитываются путем предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии при определенных условиях (ст.ст. 11, 12, 27 ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Поэтому для назначения трудовой пенсии период участия Разумова А.В. в боевых действиях в Республике Афганистан (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) во время прохождения военной службы по призыву, подлежит исчислению в календарном порядке.

При вышеизложенных обстоятельствах, на день обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж Разумова А.В. в связи с осуществлением педагогической деятельности составил более 25 лет: <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

С учетом требований п.1 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суд возлагает на ответчика обязанность назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Разумова А.В. удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области включить в специальный стаж Разумова А.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения Разумова А.В. с заявлением о назначении пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении иска в части требования о зачете в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии на льготных условиях периода участия в боевых действиях в Республике Афганистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (один месяц службы за три месяца) отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись (А.А. Лапа)

<данные изъяты>

<данные изъяты>