решение от 04.08.2011



дело № 2-195/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Мельниково 4 августа 2011 г.

Шегарский районный суд Томской области в составе:

судьи Лапы А.А.,

с участием представителя

процессуального истца Смирнова А.В.,

представителя ответчика муниципальное

образование «Шегарский район» Прищепова В.Б.,

при секретаре Шукшиной Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Томского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ к муниципальному образованию «Шегарский район», ФИО1 о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности, по иску ФИО1 к муниципальному образованию «Шегарский район» о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области к муниципальному образованию «Шегарский район» в лице администрации Шегарского района и ФИО1 о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и применении последствий недействительности сделки. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ Губернатором Томской области издано распоряжение «О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования». В соответствии с данным распоряжением в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения Шегарского района включен земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в кварталах <данные изъяты> Богородского участкового лесничества (Богородского лесничества) Тимирязевского лесничества Шегарского района Томской области. На момент издания указанного распоряжения данный участок входил в состав земель лесного фонда и на него ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права ). Соответствующему участку лесного фонда площадью <данные изъяты> га присвоен условный номер .

Впоследствии на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ названный участок лесного фонда объединен с территорией Калтайского опытного лесхоза. Объединенному участку лесного фонда площадью <данные изъяты> кв.м. присвоен условный номер . В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество также внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на данный участок, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права . Как и в первом случае в составе названного участка с номером право собственности Российской Федерации зарегистрировано на территорию, занятую упомянутым выше земельным участком с кадастровым номером , включенным в границы населенного пункта <адрес>.

Прокурор указывает, что в силу ст. 8 и п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ, а также ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» право муниципальной собственности на земельные участки, включенные в границы населенного пункта <адрес> распоряжением Губернатора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ , не возникло. До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации, полномочия которой как собственника в соответствии с ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

Постановлением Главы Шегарского района от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок разделен на <данные изъяты> участков, в том числе, земельные участки: площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (последнему присвоен кадастровый номер ) и площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (последнему присвоен кадастровый номер ).

По результатам торгов ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Шегарского района от имени муниципального образования «Шегарский район» заключен договор купли-продажи , в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, передан в собственность ФИО1 за плату в размере <данные изъяты> рублей. Передача указанного участка ФИО1 подтверждена передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению прокурора, сделка по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности, совершена неуполномоченным лицом - Администрацией Шегарского района, и потому, как несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов, она ничтожна (ст. 168 ГК РФ). Совершение данной сделки повлекло существенное нарушение прав и законных интересов собственника участка – Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером подлежит возврату ФИО1 его собственнику на основании ст.ст. 166, 167 ГК РФ. Также просит суд обязать муниципальное образование «Шегарский район» в лице его администрации вернуть ФИО1 уплаченную по указанному договору сумму в размере <данные изъяты> рублей.

По аналогичным фактическим и правовым основаниям Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области к муниципальному образованию «Шегарский район» в лице администрации Шегарского района и ФИО1 о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ), и применении последствий недействительности сделки.

ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Шегарский район» в лице финансового отдела муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с муниципальным образованием «Шегарский район» договоры (№№ и ) купли-продажи земельных участков: площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ), и площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ). По договору он уплатил <данные изъяты> руб., по договору <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ орган Росреестра отказал ему в регистрации прав на указанные земельные участки в связи с тем, что те принадлежат Российской Федерации. Считает данные договоры купли-продажи ничтожными сделками, так как они заключены с нарушением ст.ст.167,168,209 ГК РФ, в силу которых правом распоряжением имуществом обладает лишь его собственник. Ссылаясь на ст.1102 ГК РФ просит (с учетом увеличения размера исковых требований) взыскать с ответчика деньги в сумме <данные изъяты> руб., полученные по договорам купли-продажи вышеуказанных земельных участков, а также проценты за пользование чужими денежными средствами: <данные изъяты> руб. по договору и <данные изъяты> руб. по договору .

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ три вышеуказанных дела объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель истца Томского межрайонного природоохранного прокурора Смирнов А.В. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Представитель муниципального образования "Шегарский район", администрации Шегарского района, финансового отдела администрации Шегарского района Прищепов В.Б., действующий по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, иски не признал. В устных и письменных объяснениях указывает, что распоряжение спорным земельным участком Администрацией Шегарского района от имени МО «Шегарский район» осуществлялось в соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку земли, в состав которых вошел спорный участок, после того, как они вошли в состав земель населенного пункта <адрес> и изменили свое целевое назначение, стали неразграниченными. Не представлено доказательств того, что спорный земельный участок входит в состав земель, на которые зарегистрировано право собственности РФ. Поэтому муниципалитет был вправе ими распорядиться. Оснований для удовлетворения требования ФИО1 о взыскании процентов за пользование денежными средствами, уплаченными по договорам, не имеется, так как законодательством не предусмотрено такое последствие при признании сделки недействительной. Надлежащим ответчиком по иску ФИО1 считает Администрацию Шегарского района.

Представитель материального истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, представитель муниципального образования «Побединское сельское поселение», ФИО1 его представитель ФИО2 надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в их отсутствие.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Томской области на основании выписки из реестра объектов недвижимости федеральной государственной собственности, расположенной на территории Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 19 Лесного Кодекса РФ (действовавшего до 01.01.2007 г.) было выдано свидетельство серии о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью <данные изъяты> га, расположенный в Томском районе, Тимирязевском лесхозе, Моряковском, Богородском, Киреевском, Жуковском, Тимирязевском учебном, Темерчинском лесничествах, квартал <данные изъяты> кадастровый (условный) номер: .

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» был образован лесной участок Тимирязевского лесничества путем присоединения лесного фонда Калтайского опытного лесхоза и участка лесного фонда Тимирязевского лесхоза, после чего была проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок Тимирязевского лесничества площадью <данные изъяты> кв.м. под условным номером , о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии . Прежняя запись о государственной регистрации права собственности РФ от ДД.ММ.ГГГГ была прекращена.

Данное обстоятельство также подтверждается письменными объяснениями представителя материального истца, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ указанный участок был поставлен на учет в Лесной реестр под № .

На кадастровый учет данный участок поставлен не был.

Вместе с тем, по мнению суда, отсутствие постановки на кадастровый учет участка лесного фонда с условным номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., не влияет на сохранение права собственности Российской Федерации на те участки, которые вошли в состав данного, поскольку согласно ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ч.6 ст.45, п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет который не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда переносятся в соответствующие разделы государственного кадастра.

Статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определен состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов в целях жилищного строительства, в том числе и земель лесного фонда. До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из земель населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке и на основании документации о территориальном планировании и документации по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального значения и др.

Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области принято решение о формировании лесного участка (земельного участка) с кадастровым номером , предназначенного для расширения черты населенного пункта <адрес>.

Распоряжением Губернатора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ «О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования» в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения Шегарского района Томской области включены четыре земельных участка общей площадью <данные изъяты> га, в том числе земельный участок с кадастровым номером , расположенный в кварталах <данные изъяты> Богородского участкового лесничества (Богородского лесничества) Тимирязевского лесничества (Тимирязевский лесхоз) Шегарского района Томской области, площадью <данные изъяты> кв.м., что также подтверждается кадастровым планом.

Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного распоряжения земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером , передан по акту Побединскому сельскому поселению.

Постановлением Главы Шегарского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании и утверждении проекта границ земельного участка» из земельного участка с кадастровым номером образованы, в числе прочих, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Указанным земельным участкам при постановке их на кадастровый учет присвоены номера и соответственно, что подтверждается кадастровыми паспортами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выданными территориальным отделом № 6 Управления Роснедвижимости по Томской области. Кадастровые паспорта подтверждают, что предыдущий кадастровый номер обоих участков - .

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением «Администрация Шегарского района», действующим от имени муниципального образования «Шегарский район» и ФИО1 по результатам публичных торгов были заключены договоры (№№ и ) купли-продажи земельных участков из земель населенных пунктов: площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ), и площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ), для целей индивидуального жилищного строительства. В тот же день оба земельных участка были переданы ФИО1 по передаточным актам.

Тот факт, что ФИО1 оплачена полная стоимость земельного участка по <адрес> в размере <данные изъяты> рублей, а также участка по <адрес> в размере <данные изъяты>, <данные изъяты> рублей, подтвержден передаточными актами от ДД.ММ.ГГГГ, платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и сторонами не оспаривается.

Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Томской области №№ , от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП отсутствуют сведения о правах на земельные участки по <адрес> и <адрес> в <адрес>.

Из сообщений об отказе в государственной регистрации №№ , от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оснований для регистрации права собственности ФИО1 на вышеуказанные земельные участки нет, так как те принадлежат на праве собственности Российской Федерации.

В силу пункта 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно п. 3 ст. 19 ЗК РФ в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами муниципальных образований.

Пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена процедура передачи находящегося в федеральной собственности имущества, в муниципальную собственность. Основанием для такой передачи является решение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества.

Доказательств принятия указанного решения лицами, участвующими в деле, не представлено. Не представлено и доказательств возникновения у муниципального образования «Шегарский район» прав на спорные земельные участки по иным основаниям, предусмотренным ст.8 ГК РФ.

Доводы представителя муниципального образования «Шегарский район» Прищепова В.Б. о том, что в связи с изменением границ Побединского сельского поселения и состоявшимся в связи с этим перево­дом земель из категории лесного фонда в земли поселений, неполучении в связи с этим Российской Федерацией нового свидетельства о праве собственности на спорный земельный участок с указанием новой категории и нового вида разрешен­ного использования, изменился статус земель - они стали неразграниченными, а потому муниципальное образование имело право ими распоряжаться, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (введенной Фе­деральным законом от 17.04.2006 № 53-Ф3) в целях разграничения государствен­ной собственности на землю к федеральной собственности относятся, кроме пере­численных в предыдущих абзацах, также иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Как установлено статьей 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий оп­ределяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются зем­ли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципаль­ных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Рос­сийской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Рос­сийской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципаль­ную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и феде­ральными законами.

В силу ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участ­ки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разгра­ничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотрен­ным гражданским законодательством.

Частью 2 статьи 8 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Как отмечалось выше, спор­ные земельные участки были образованы из земельного участка большей площади, включенного в границы населенного пункта, право собственности на который было зарегистрировано за Российской Федерацией и в силу п. 3 ст. 84 ЗК РФ автомати­чески не прекращалось.

Наличие же зарегистрированного и не оспоренного в установленном порядке права федеральной собственности на указанный (больший) земельный участок ис­ключает возможность применения к приобретенным ФИО1 спорным участкам понятия неразграниченных земель.

Согласно абз. 1 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Фе­дерации» (с последующими изменениями) рас­поряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Федераль­ного закона (т.е. земельными участками, на которые собственность разграничена), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не пре­дусмотрено иное.

В связи с этим доводы представителя муниципального образования «Шегарский район» о необоснованности исковых требований ввиду неразграниченности земель суд признает несостоятельными.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

В силу п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (в ред. от 29.03.2011), полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

Сторонами не представлены доказательства передачи земельных участков с кадастровыми номерами , в собственность муниципального образования «Шегарский район».

Таким образом, договоры купли-продажи земельных участков №№ и от ДД.ММ.ГГГГ заключены субъектом (продавцом), не обладавшим полномочиями на распоряжение данными участками.

Поэтому, в силу ст. 168 ГК РФ оспариваемые прокурором договоры являются ничтожными сделками как не соответствующие требованиям закона и иных правовых актов.

Разрешая исковые требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренные ст.167 ГК РФ, суд исходит из следующего.

Согласно п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В силу ст.302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Таким образом, при разрешении требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо установление обстоятельств, связанных с (не)добросовестностью покупателя по сделке.

По смыслу закона приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества (п.38 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, и материалами дела подтверждено то обстоятельство, что спорные земельные участки приобретены ФИО1 по результатам публичных торгов на возмездной основе.

Как указано выше, доказательств принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, решения о передаче спорного земельного участка в собственность муниципального образования, не представлено. Из исследованных доказательств явствует, что спорный земельный участок выбыл из владения Российской Федерации помимо ее воли.

ФИО1 принял участие в аукционе и заключил по его итогам договоры купли-продажи, не убедившись в правомочиях продавца (муниципального образования "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района") на продажу земельных участков.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В силу п.1 ст.26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Таким образом, приобретатель земельного участка, являющегося в силу ст.130 ГК РФ недвижимым имуществом, должен был убедиться в правомочиях продавца на продажу земельного участка путем истребования свидетельства о праве собственности на земельный участок, выписки из ЕГРП, принятия иных разумных мер для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.

Однако ФИО1 указанных, либо иных необходимых разумных мер для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества не принял. Доказательств обратного сторонами не представлено.

При таких обстоятельствах суд признает, что оснований считать ФИО1 добросовестным приобретателем не имеется.

В связи с изложенным, требование истца о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных ст.167 ГК РФ, подлежит удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес>, для целей индивидуального жилищного строительства (кадастровый номер земельного участка ), заключен ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и ФИО1 Цена продаваемого земельного участка определена в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ продавцом и покупателем подписан передаточный акт, согласно которому продавец передал, а покупатель принял земельный участок; расчет произведен полностью, у сторон нет претензий друг к другу.

Также ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и ФИО1 был заключен договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес>, для целей индивидуального жилищного строительства (кадастровый номер земельного участка ). Цена продаваемого земельного участка определена в размере <данные изъяты> рублей.

В тот же день сторонами подписан передаточный акт, согласно которому продавец передал, а покупатель принял земельный участок; расчет произведен полностью, у сторон нет претензий друг к другу.

Исходя из представленных доказательств, суд считает доказанным факт получения муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" от ФИО1 денежных средств в сумме <данные изъяты> руб.: <данные изъяты> рублей по договору от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> рублей по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств иного сторонами не представлено. Поэтому денежные средства, уплаченные ФИО1 по указанным договорам купли-продажи в силу ст.167 ГК РФ подлежат возврату ФИО1 муниципальным образованием «Шегарский район».

В силу п.2 ст.125, п.1 ст.126, п.3 ст.215 ГК РФ, ст.102 Бюджетного кодекса РФ денежные средства подлежат возврату ФИО1 за счет казны муниципального образования «Шегарский район».

Разрешая вопрос о возврате ФИО1 приобретенных по ничтожным сделкам земельных участков, суд приходит к выводу, что земельные участки подлежит возврату, но не муниципальному образованию «Шегарский район», а Российской Федерации.

Данный вывод основан на следующем.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Как следует из содержания п. 1 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Целью применения последствий недействительности ничтожной сделки в конечном итоге всегда является восстановление положения, существовавшего до совершения такой сделки.

Учитывая, что собственником спорных земельных участков муниципальное образование "Шегарский район" никогда не являлось и не является, эти земельные участки должны быть переданы Российской Федерации, являвшейся на момент совершения сделок их собственником, так как именно восстановление прав Российской Федерации на спорные земельные участки в данном случае будет соответствовать конечным целям применения п. 2 ст. 167 ГК РФ.

В силу п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (в ред. от 29.03.2011), полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. Согласно п.4 Положения «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области», утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории Томской области.

В связи с этим суд возлагает на ФИО1 обязанность возвратить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер ) и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер ) Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области.

Иск ФИО1 суд разрешает следующим образом.

При определении закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон, суд исходит из предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судом вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела (п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").

Исходя из установленных фактических обстоятельств дела суд считает обоснованным требование ФИО1 о взыскании с муниципального образования "Шегарский район" денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> рублей по договору от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> рублей по договору от ДД.ММ.ГГГГ). Однако основанием для этого суд считает не неосновательное денежное обогащение ответчика, а применение последствий недействительности ничтожной сделки (ст.167 ГК РФ) по мотивам, приведенным выше.

Как установлено из вышеприведенных письменных доказательств, продавцом по обоим договорам купли-продажи выступило муниципальное образование "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района". Поэтому надлежащим ответчиком является муниципальное образование "Шегарский район".

Исковое требование ФИО1 о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, полученными по вышеуказанным договорам купли-продажи, в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. по договору и <данные изъяты> руб. по договору ) суд считает не подлежащим удовлетворению по следующим причинам.

Статья 395 ГК РФ предусматривает уплату процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.

В данном случае оснований, предусмотренных ст.395 ГК РФ для уплаты процентов, не имеется.

Денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> рублей по договору от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> рублей по договору от ДД.ММ.ГГГГ) не были получены муниципальным образованием "Шегарский район" неосновательно. Они были получены по сделке, недействительность которой до рассмотрения настоящего дела установлена не была.

Как следует из п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 (ред. от 04.12.2000) "О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами" при применении последствий исполненной обеими сторонами недействительной сделки, когда одна из сторон получила по сделке денежные средства, а другая - товары, работы или услуги, суду следует исходить из равного размера взаимных обязательств сторон. Нормы о неосновательном денежном обогащении (статья 1107 ГК РФ) могут быть применены к отношениям сторон лишь при наличии доказательств, подтверждающих, что полученная одной из сторон денежная сумма явно превышает стоимость переданного другой стороне.

Лица, участвующие в деле, не ссылались на то обстоятельство, что полученная продавцом денежная сумма явно превышает стоимость земельных участков, переданных ФИО1 соответствующие доказательства не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в иске в части требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты> руб.

В силу п.2 ст.125, п.1 ст.126, п.3 ст.215 ГК РФ, ст.102 Бюджетного кодекса РФ денежные средства подлежат возврату ФИО1 за счет казны муниципального образования «Шегарский район».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах Российской Федерации к муниципальному образованию "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и ФИО1 о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, и о применении последствий его недействительности, удовлетворить.

Иск Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах Российской Федерации к муниципальному образованию "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация <адрес>" и ФИО1 о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, и о применении последствий его недействительности удовлетворить.

Иск ФИО1 к муниципальному образованию "Шегарский район" в лице финансового отдела муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка по <адрес> в <адрес> (кадастровый номер ) площадью <данные изъяты> кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и ФИО1

Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи земельного участка по <адрес> в <адрес> (кадастровый номер ) площадью <данные изъяты> кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и ФИО1. Восстановить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>. Обязать ФИО1 возвратить Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес> (кадастровый номер ). Обязать муниципальное образование "Шегарский район" возвратить ФИО1 уплаченные по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек, за счет казны муниципального образования «Шегарский район».

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка по <адрес> в <адрес> (кадастровый номер ) площадью <данные изъяты> кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и ФИО1

Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи земельного участка по <адрес> в <адрес> (кадастровый номер ) площадью <данные изъяты> кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и ФИО1. Восстановить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>. Обязать ФИО1 возвратить Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес> (кадастровый номер ). Обязать муниципальное образование "Шегарский район" возвратить ФИО1 уплаченные по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек, за счет казны муниципального образования «Шегарский район».

В остальной части иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>