решение от 29.11.2011



дело № 2-255/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Мельниково 29 ноября 2011 года

Шегарский районный суд Томской области в составе:

судьи Лапы А.А.,

с участием представителя истца –

помощника прокурора района Евдокимовой Н.В.,

истицы Маршалкиной А.Ю.,

представителя ответчика Бондаренко Т.Н.,

представителя третьего лица Вязова Е.Л.,

при секретаре Шукшиной Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шегарского района Томской области в интересах Маршалкиной А.Ю. к администрации Шегарского сельского поселения о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шегарского района Томской области обратился в суд с иском в интересах Маршалкиной А.Ю. к администрации Шегарского сельского поселения о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения. В обоснование иска указал, что Маршалкина А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Постановлением главы администрации Шегарского района от ДД.ММ.ГГГГ Маршалкиной А.Ю. назначен опекун. Жилое помещение за ней не закреплялось. С ДД.ММ.ГГГГ Маршалкина А.Ю. состоит на учете как нуждающаяся в предоставлении жилья, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. В июне 2004 г. она окончила ТГАСУ. В настоящее время проживает в <адрес> по договору коммерческого найма. Ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 1,6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», прокурор просит обязать администрацию Шегарского сельского поселения Шегарского района Томской области предоставить Маршалкиной А.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 17,0 кв. метров общей площади.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шегарского района Евдокимова Н.В. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Маршалкина А.Ю. в судебном заседании поддержала иск по доводам прокурора. Пояснила, что после смерти родителей проживала в семье своей тети ФИО1 в <адрес>. Хотела бы там проживать в случае предоставления жилья. В настоящее время снимает квартиру в <адрес>.

Представитель ответчика Бондаренко Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала. Пояснила, что хотя Маршалкина А.Ю. и имеет право на получение жилья по основаниям, указанным в иске, но в бюджете поселения денег на эти цели нет.

Представитель третьего лица - администрации Шегарского района Вязов Е.Л., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в устных и письменных объяснениях выразил несогласие с исковыми требованиями. Указал, что прокурор Шегарского района является ненадлежащим истцом по делу. Иск подан в отношении ненадлежащего ответчика – МУ «Администрация Шегарского сельского поселения», так как Администрация как учреждение не имеет права приобретать в собственность жилые помещения, а жилищный фонд может приобретать в собственность поселение, то есть МО «Шегарское сельское поселение». Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в данном случае осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов из областного бюджета. Однако в иске не ставится требование о предоставлении жилья за счет средств областного бюджета. Также не указано, на территории какого населенного пункта должно быть предоставлено жилое помещение. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий лишь в пределах выделенных финансовых средств.

Представитель третьего лица - Администрации Томской области ФИО2 действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Томской области.

В отзыве на исковое заявление представитель Администрации Томской области указала, что не представлены доказательства отсутствия у Маршалкиной А.Ю. жилого помещения на праве собственности. Орган местного самоуправления вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения нуждающихся жильем. В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Маршалкина А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет права лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -Федеральный закон № 159-ФЗ) и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (далее - Закон Томской области № 28-ОЗ).

Это обусловлено следующим.

Справками о смерти ФИО4 и ФИО3 (родителей Маршалкиной А.Ю.) подтверждается их смерть ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10,11).

Таким образом, после гибели родителей Маршалкина А.Ю. осталась сиротой.

Постановлением главы администрации Шегарского района от ДД.ММ.ГГГГ в связи с гибелью родителей Маршалкиной А.Ю. ей назначен опекун – ФИО1 (л.д. 12).

Постановлением главы администрации Шегарского района от ДД.ММ.ГГГГ Маршалкина А.Ю. поставлена на учет как сирота, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ Маршалкина А.Ю. проживает в <адрес> с тетей и дядей ФИО1.

По данным Шегарского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) и ОГУП "ТОЦТИ" (ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ) права на недвижимое имущество Маршалкиной А.Ю. не зарегистрированы.

Из объяснений Маршалкиной А.Ю. следует, что после смерти родителей ей жилье не предоставлялось. Доказательств иного не представлено.

Право Маршалкиной А.Ю. на предоставление жилого помещения подтверждается следующим.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства).

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом № 159-ФЗ.

В соответствии со ст.ст. 1,8 Федерального закона № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 лет до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные данным Федеральным законом.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные требования содержатся в п.п. 2, 3 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области".

Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

На момент предъявления иска Маршалкина А.Ю. состояла на учете в числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением (список на л.д. 16-19).

Совокупностью вышеприведенных доказательств подтверждено, что Маршалкина А.Ю. была обоснованно поставлена на учет как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по месту жительства. Ее нуждаемость в обеспечении жильем сторонами не оспаривается и подтверждается вышеизложенными доказательствами.

Обоснованность требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на ответчика обусловлена следующим.

Частью 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.

На основании ч. 1 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее – Закон Томской области № 188-ОЗ) администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Поэтому жилое помещение Маршалкиной А.Ю. должно быть предоставлено администрацией Шегарского сельского поселения.

Вопросы финансирования исполнения администрацией поселения обязанности по предоставлению Маршалкиной А.Ю. жилого помещения (в том числе по получению финансовых средств из областного бюджета) подлежат разрешению в порядке, предусмотренном законодательством, и не требуют разрешения при принятии решения по рассматриваемому делу. Кроме того, частью 7 ст. 6 Закона Томской области № 188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» недостаточно, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Маршалкина А.Ю. не является стороной в межбюджетных отношениях; они не влияют на объем обязанностей ответчика перед Маршалкиной А.Ю.

Статьями 8, 28 Устава Шегарского сельского поселения предусмотрено, что Администрация поселения обеспечивает жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на администрацию Шегарского сельского поселения.

Ссылка представителя администрации Шегарского района Томской области Вязова Е.Л. на то, что финансирование данного обязательства производится за счет средств бюджета Томской области, не является основанием для отказа в иске, поскольку сама обязанность внеочередного предоставления жилья категории граждан, к которой относится Маршалкина А.Ю., возложена на администрацию Шегарского сельского поселения Шегарского района Томской области.

Не может быть учтен в качестве основания для отказа в иске и факт отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования.

Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан на предоставление жилых помещений.

Необоснован довод представителя администрации Шегарского района о том, что прокурор является ненадлежащим истцом. Такого понятия в гражданском процессуальном законе нет. Иск предъявлен прокурором в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ на основании заявления Маршалкиной А.Ю. для защиты детства, обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде.

Несостоятельным суд признает и довод представителя администрации Шегарского района о необоснованности иска ввиду того, что не указана территория, на которой должно быть предоставлено жилое помещение. Данный вопрос урегулирован законодательством (в частности, ст.57 ЖК РФ), а поэтому не требует разрешения при принятии судом решения.

Разрешая требование о предоставлении жилого помещения в соответствии с нормой предоставления, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета Шегарского сельского поселения № 49 от 25.07.2006 норма предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 17 квадратных метров общей площади на одного человека (л.д. 15).

С учетом приведенных нормативных положений, а также требований ст.ст. 57 и 62 Жилищного кодекса РФ, администрацией Шегарского сельского поселения Шегарского района должно быть предоставлено Маршалкиной А.Ю. вне очереди жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения в 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Шегарского района удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Шегарского сельского поселения Шегарского района Томской области предоставить Маршалкиной А.Ю. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, исходя из нормы предоставления не менее 17 квадратных метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>