Решение от 02.03.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Мельниково 2 марта 2011 г.

Шегарский районный суд Томской области в составе:

судьи Харжевского А.В.,

при секретаре Шукшиной Н.Е.,

с участием прокурора Евдокимовой Н.В.,

представителя ответчика МО "Шегарский район" Томской области Вязова Е.Л.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области к муниципальному образованию "Шегарский район" Томской области в лице его администрации и Акманаеву Х.Н. о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности,

УСТАНОВИЛ:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области к МО «Шегарский район» в лице Администрации Шегарского района и Акманаеву Х.Н. о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и применении последствий недействительности сделки, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Губернатором Томской области издано распоряжение №-ра «О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования». В соответствии с данным распоряжением в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения <адрес> включен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1958479 кв.м., расположенный в кварталах <адрес>. На момент издания указанного распоряжения данный участок входил в состав земель лесного фонда и на него ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права №). Соответствующему участку лесного фонда площадью 130471 га присвоен условный номер №

Впоследствии на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № названный участок лесного фонда объединен с территорией Калтайского опытного лесхоза. Объединенному участку лесного фонда площадью 2 208 240 000 кв.м. присвоен условный номер №. В единый государственный реестр прав на недвижимое имущество также внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на данный участок, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права №. Как и в первом случае в составе названного участка с номером № право собственности Российской Федерации зарегистрировано на территорию, занятую упомянутым выше земельным участком с кадастровым номером №, включенным в границы населенного пункта <адрес>.

Прокурор считает, что в силу ст. 8 и п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ, а также ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» право муниципальной собственности на земельные участки, включенные в границы населенного пункта <адрес> распоряжением Губернатора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ра, не возникло. До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации, полномочия которой как собственника в соответствии с ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

Постановлением Главы Шегарского района от ДД.ММ.ГГГГ № указанный земельный участок разделен на 36 участков, в том числе, земельный участок площадью 1024 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (последнему присвоен кадастровый номер №). Распоряжением Главы Шегарского района от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок выставлен на торги. По результатам торгов ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Шегарского района от имени муниципального образования «Шегарский район» заключен договор купли-продажи №, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, передан в собственность Акманаеву Х.Н. за плату в размере № рублей. Передача указанного участка покупателю подтверждена передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению прокурора, сделка по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности, совершена неуполномоченным лицом - Администрацией Шегарского района, и потому в силу ст. 168 ГК РФ, как не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, она ничтожна. Совершение данной сделки повлекло существенное нарушение прав и законных интересов собственника участка – Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером № подлежит возврату Акманаевым Х.Н. его собственнику на основании ст.ст. 166, 167 ГК РФ, а право собственности Российской Федерации подлежит восстановлению. Также просит суд обязать Администрацию Шегарского района вернуть Акманаеву Х.Н. уплаченную по указанному договору сумму в размере № рублей.

В судебном заседании прокурор Евдокимова Н.В. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске. При этом указала, что не считает Акманаева Х.Н. добросовестным приобретателем, поскольку тот не предпринял никаких мер к тому, чтобы удостовериться, надлежащим ли лицом отчуждается ему земельный участок.

Согласно письменным объяснениям представителя ответчика муниципального образования «Шегарский район» право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не оспаривается, в т.ч. и на момент заключения вышеуказанного договора купли-продажи. Считает, что распоряжение спорным земельным участком Администрацией Шегарского района от имени МО «Шегарский район» осуществлялось в соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку земли, в состав которых вошел спорный участок, после того, как они вошли в состав земель населенного пункта <адрес> и изменили свое целевое назначение, стали не разграниченными. Они не были размежеваны и поставлены на кадастровый учет. Кроме того, покупатель является добросовестным приобретателем.

Представитель ответчика МО «Шегарский район» Вязов Е.Л. в судебном заседании иск не признал по основаниям, указанным в письменном объяснении.

Ответчик Акманаев Х.Н. дело просил рассмотреть без его участия (л.д. 74).

Представитель материального истца – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее Роснедвижимость), представитель третьего лица - муниципального образования «Побединское сельское поселение», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, представив письменные заявления (л.д. 57-61, 75).

При этом представитель Роснедвижимости Д представил письменные объяснения по делу, в которых поддерживает исковые требования прокурора в полном объеме, по вышеуказанным основаниям (л.д. 57-61).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя материального истца, ответчика Акманаева Х.Н., представителя третьего лица.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Томской области на основании выписки из реестра объектов недвижимости федеральной государственной собственности, расположенной на территории Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 19 Лесного Кодекса РФ (действовавшего до 01.01.2007) было выдано свидетельство серии № о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 130471,00 га, расположенный в <адрес>).

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 № 249 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» был образован лесной участок Тимирязевского лесничества путем присоединения лесного фонда Калтайского опытного лесхоза и участка лесного фонда Тимирязевского лесхоза, после чего была проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок Тимирязевского лесничества площадью 2208240000 кв.м. под условным номером №, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>. Прежняя запись о государственной регистрации права собственности РФ от ДД.ММ.ГГГГ была аннулирована (л.д.17).

Данное обстоятельство также подтверждается письменными объяснениями представителя материального истца.

Согласно выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ указанный участок был поставлен на учет в Лесной реестр под №

На кадастровый учет данный участок поставлен не был.

Вместе с тем, по мнению суда, отсутствие постановки участка лесного фонда с условным номером №, общей площадью 2208240000 кв.м. на кадастровый учет не влияет на сохранение права собственности Российской Федерации на те участки, которые вошли в состав данного, поскольку согласно ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ч.6 ст.45, п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет который не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда переносятся в соответствующие разделы государственного кадастра.

В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определен состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов в целях жилищного строительства, в том числе и земель лесного фонда. До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из земель населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке и на основании документации о территориальном планировании и документации по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального значения и др.

Распоряжением Губернатора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования» в границы населенного пункта <адрес> включены четыре земельных участка общей площадью 282, 0967 га, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в кварталах <адрес>, площадью 1958479 кв.м., что также подтверждается кадастровым планом (л.д. 9).

Постановлением Главы Шегарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании и утверждении проекта границ земельного участка» из земельного участка с кадастровым номером № образован, в том числе земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1024 кв.м., которому присвоен кадастровый номер №

Распоряжением Главы Шегарского района № от ДД.ММ.ГГГГ данный участок выставлен на торги в форме аукциона (л.д. 11-12).

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением «Администрация Шегарского района», действующим от имени муниципального образования «Шегарский район» и Акманаевым Х.Н. по результатам аукциона был заключен договор купли-продажи № земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес>, для целей индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером земельного участка №. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан Акманаеву Х.Н. на основании акта приема-передачи (л.д. 14, 15).

Тот факт, что Акманаевым Х.Н. оплачена полная стоимость земельного участка в размере № рублей 00 копеек, подтвержден передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ и сторонами не оспаривается.

Согласно выпискам из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым номером № зарегистрирован Акманаев Х.Н. (л.д. 24, 56).

В силу пункта 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно п. 3 ст. 19 ЗК РФ в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами муниципальных образований.

Пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлена процедура передачи находящегося в федеральной собственности имущества, в муниципальную собственность. Основанием для такой передачи является решение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества.

Доказательств принятия указанного решения ответчиками, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

В силу п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

В материалах дела отсутствуют доказательства передачи земельного участка с кадастровым номером № в собственность муниципального образования «Шегарский район».

Таким образом, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № заключен субъектом, не обладающим полномочиями на распоряжение данным участком.

Поэтому, в силу ст. 168 ГК РФ оспариваемый договор является ничтожной сделкой, как не соответствующей требованиям закона и иных правовых актов

Разрешая исковые требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренных ст.167 ГК РФ, суд исходит из следующего.

Согласно п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В силу ст.302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Таким образом, при разрешении требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо установление обстоятельств, связанных с добросовестностью покупателя по сделке.

По смыслу закона приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества (п.38 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, и материалами дела подтверждено то обстоятельство, что спорный земельный участок приобретен Акманаевым Х.Н. по результатам публичных торгов на возмездной основе.

Как указано выше, доказательств принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, решения о передаче спорного земельного участка в собственность муниципального образования, не представлено. Из исследованных доказательств явствует, что спорный земельный участок выбыл из владения Российской Федерации помимо ее воли.

Из представленных документов следует, что Акманаев Х.Н. принял участие в аукционе и заключил по его итогам договор купли-продажи, не убедившись в правомочиях продавца (муниципального образования «Шегарский район» в лице муниципального учреждения «Администрация Шегарского района») на продажу земельного участка, и не знал, что спорный земельный участок отчуждается в нарушение ст. 209 ГК РФ.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В силу п.1 ст.26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Таким образом, приобретатель земельного участка, являющегося в силу ст.130 ГК РФ недвижимым имуществом, должен был убедиться в правомочиях продавца на продажу земельного участка путем истребования свидетельства о праве собственности на земельный участок, выписки из ЕГРП, принятия иных разумных мер для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.

Однако Акманаев Х.Н. указанных, либо иных разумных мер для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества не принял. Доказательств обратного ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах суд признает, что оснований считать Акманаева Х.Н. добросовестным приобретателем не имеется.

В связи с изложенным, требование истца о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных ст.167 ГК РФ, подлежит удовлетворению.

В ходе разбирательства дела установлено, что договор купли-продажи № земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес> для целей индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером земельного участка №, заключен ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Шегарский район»» в лице муниципального учреждения «Администрация Шегарского района» и Акманаевым Х.Н.. Цена продаваемого земельного участка определена в размере № рублей 00 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ продавцом и покупателем подписан передаточный акт, согласно которому продавец передал, а покупатель принял земельный участок; расчет произведен полностью, у сторон нет претензий друг к другу.

Исходя из представленных доказательств, суд считает доказанным факт получения от Акманаева Х.Н. денежных средств в сумме № рублей 00 копеек продавцом - муниципальным образованием «Шегарский район» в лице муниципального учреждения «Администрация Шегарского района». Доказательств иного сторонами не представлено. Поэтому денежные средства, уплаченные Акманаевым Х.Н. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, в силу ст.167 ГК РФ подлежат возврату Акманаеву Х.Н. муниципальным образованием «Шегарский район».

В соответствии со ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно ст.102 БК РФ долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

В силу п.2 ст.125, п.1 ст.126, ст.215 ГК РФ, п.5 ст.29 Устава МО «Шегарский район», обязанность по выплате денежных средств взыскателю подлежит исполнению главным распорядителем бюджетных средств, выступающим от имени муниципального образования – администрацией Шегарского района Томской области.

Разрешая вопрос о возврате в порядке ст.167 ГК РФ земельного участка (кадастровый номер №), суд исходит из того, что его собственником является Российская Федерация. Поэтому право собственности Российской Федерации подлежит восстановлению, а указанный земельный участок подлежит возврату Акманаевым Х.Н. Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. Согласно п.4 Положения «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области», утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории Томской области.

В связи с этим суд возлагает на Акманаева Х.Н. обязанность возвратить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №), Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области.

Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, государственная пошлина по делу в размере 200 рублей подлежит взысканию с Акманаева Х.Н., поскольку второй ответчик - МО «Шегарский район», в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области к муниципальному образованию "Шегарский район" Томской области в лице его администрации и Акманаеву Х.Н. о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор купли продажи земельного участка в <адрес>, кадастровый номер №, площадью 1024 кв.м., от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и Акманаевым Х.Н.. Восстановить право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1024 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> (кадастровый номер №). Обязать Акманаева Х.Н. возвратить Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области земельный участок площадью 1024 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> (кадастровый номер №).

Обязать муниципальное образование "Шегарский район" Томской области возвратить Акманаеву Х.Н. уплаченные по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № денежные средства в сумме № рублей № копеек.

Данное обязательство подлежит исполнению ответчиком в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" Томской области за счет казны муниципального образования "Шегарский район" Томской области.

Взыскать с Акманаева Х.Н. в доход бюджета муниципального образования "Шегарский район" Томской области государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись