Решение от 24.02.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Мельниково 24 февраля 2011 года

Шегарский районный суд Томской области в составе:

судьи Харжевского А.В.,

при секретаре Шукшиной Н.Е.,

с участием истца Свинцова В.Г.,

его представителя Свинцова Г.В.,

представителя ответчика Ковальчук Н.П.,

прокурора Мухамадеева М.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Свинцов В.Г. к МО "<данные изъяты> сельское поселение" в лице МУ «Администрация <данные изъяты> сельского поселения» о признании незаконным распоряжения и.о. Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № о досрочном прекращении его полномочий как Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Свинцов В.Г. обратилась в суд с иском к МУ "Администрация <данные изъяты> сельского поселения" о признании незаконным распоряжения и.о. Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении его полномочий как Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения, и восстановлении его в должности Главы <данные изъяты> сельского поселения, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ он под моральным воздействием заместителя Губернатора <данные изъяты> области Ю. написал заявление о досрочном прекращении своих полномочий как Главы <данные изъяты> сельского поселения. Кроме того, у него не было намерений по собственному желанию прекратить свои полномочия. В соответствии с Трудовым законодательством РФ ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление об отзыве ранее поданного им заявления об увольнении по собственному желанию. Данное заявление было рассмотрено Советом <данные изъяты> сельского поселения и удовлетворено. В дальнейшем он (Свинцов В.Г.) продолжал исполнять возложенные на него обязанности в должности Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения. Однако ДД.ММ.ГГГГ он был ознакомлен с распоряжением и.о. Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения датированным ДД.ММ.ГГГГ о прекращении своих полномочий в связи с отставкой по собственному желанию. Кроме того, его заявление о досрочном прекращении полномочий как Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения поступило в Администрацию данного поселения лишь ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, какие-либо правовые основания для вынесения распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствовали. На основании изложенного им заявлены вышеуказанные требования.

В дальнейшем по заявлению истца произведена замена ответчика на МО "<данные изъяты> сельское поселение" в лице МУ «Администрация <данные изъяты> сельского поселения».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в части требований Свинцова В.Г. о восстановлении его в должности Главы <данные изъяты> сельского поселения производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании истец исковые требования с учетом внесенных им изменений поддержал в полном объеме по указанным в нем основаниям и представил письменные объяснения по делу, согласно которым Распоряжение о прекращении его полномочий в связи с отставкой по собственному желанию за № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено до фактического ознакомления работодателя с заявлением об увольнении по собственному желанию, о чем свидетельствует дата регистрации входящей корреспонденции (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Устную форму заявления об увольнении по собственному желанию ТК РФ не предусматривает. Вышеизложенный факт свидетельствует о том, что Распоряжение за № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено на основании устной формы заявления об увольнении по собственному желанию. Из нормы ст. 131 Конституции РФ следует, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Работодателем для выборных лиц местного самоуправления является само муниципальное образование как субъект права. Статья 11 ТК РФ указывает лиц, на которых действие трудового права не распространяется. Ни в указанной статье ТК РФ, ни в иных федеральных законах нет прямого указания на то, что трудовое право не распространяется на выборных лиц местного самоуправления. Следовательно, до появления в федеральном законе такого прямого указания никто не вправе ограничивать сферу действия трудового права. Исключение выборных лиц местного самоуправления из числа участников трудовых отношений при отсутствии специального федерального закона об их статусе, по сути, означало бы отмену либо умаление их прав, гарантированных ст. ст. 37, 39 Конституции РФ, что не допускается в силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ определяет лишь основания для прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления, при этом не определяет саму процедуру увольнения данного лица. Таким образом, истец полагает, что в соответствии с трудовым законодательством РФ им обоснованно было представлено работодателю заявление от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию от ДД.ММ.ГГГГ (хотя на тот момент с данным заявлением работодатель ознакомлен не был). Кроме того, после фактического поступления работодателю его заявления об увольнении по собственному желанию, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, какого либо Акта, свидетельствующего о его увольнении, не было, что позволяет сделать вывод о том, что данное заявление оставлено работодателем без рассмотрения. Также полагает, что в ходе судебного заседания судом был установлен факт, свидетельствующий об отсутствии у него намерения написать ДД.ММ.ГГГГ заявление о прекращении полномочий в должности Главы <данные изъяты> сельского поселения по собственному желанию. Вышеуказанное заявление было написано им в Администрации <данные изъяты> области в 3-х экземплярах, которые в последующем были там и оставлены. После чего, вернувшись в <адрес>, он напрямую не заявлял Совету <данные изъяты> сельского поселения, что прекращает свои полномочия в должности Главы <данные изъяты> сельского поселения по собственному желанию, а лишь поставил в известность, что его вынудили в Администрации <данные изъяты> области написать заявление о прекращении полномочий по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. Сам факт, того, что у него не было намерения прекращать свои полномочия путем подачи заявления об их прекращении по собственному желанию от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается следующим:

- он лично не представлял вышеуказанное заявление непосредственно работодателю, а именно в Совет <данные изъяты> сельского поселения.

- он не направлял почтовой связью данное заявление в Совет <данные изъяты> сельского поселения.

По мнению истца, вышеизложенное свидетельствует о том, что его заявление о прекращении полномочий по собственному желанию от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в Совет <данные изъяты> сельского поселения непосредственно Администрацией <данные изъяты> области, которая не является для него работодателем. Кроме того, в заявлении о прекращении полномочий было указано, что данное заявление представлено в копиях Губернатору <данные изъяты> области, а также Главе <данные изъяты> района (для сведения), таким образом, ни у одного, ни у другого не было оснований направлять данную копию в Совет <данные изъяты> сельского поселения. Таким образом, если бы он имел намерения представить непосредственно оригинал заявления о прекращении полномочий в должности Главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в Совет <данные изъяты> сельского поселения он бы это сделал лично, однако он этого не делал. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у него не было желания прекращать полномочия в должности Главы <данные изъяты> сельского поселения, данное волеизъявление было выражено в лице Администрации <данные изъяты> области, что противоречит всем нормам законодательства Российской Федерации. Поэтому полагает, что вышеизложенное свидетельствует о незаконности вынесения Распоряжение и.о. Главы <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно истец пояснил, что оказываемое на него со стороны заместителя Губернатора <данные изъяты> области моральное давление заключалось в том, что ему говорили о возможном возбуждении против него уголовного дела за копку кедров, которая была разрешена с его ведома, если он не уйдет с должности добровольно.

В судебном заседании представитель ответчика Ковальчук Н.П. заявила о признании исковых требований Свинцова В.Г. в части признания незаконным распоряжения и.о. Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении его полномочий как Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в принятии признания иска было отказано, поскольку оно противоречит закону.

Представитель ответчика пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ со слов Свинцова В.Г. она узнала, что он под давлением заместителя губернатора <данные изъяты> области написал заявление о прекращении своих полномочий Главы <данные изъяты> сельского поселения. Об этом был поставлен в известность и Совет поселения, который выступил в поддержку Свинцова В.Г.. Само заявление Свинцова о прекращении полномочий было получено ею в Администрации <данные изъяты> области только ДД.ММ.ГГГГ. В Совет <данные изъяты> сельского поселения такое заявление не поступало. Об этом она знает как секретарь Совета. Однако еще ДД.ММ.ГГГГ от Свинцова В.Г. поступило заявление об отзыве заявления о прекращении полномочий. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он выходил на работу. Оспариваемое распоряжение о прекращении полномочий Свинцова В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № было фактически составлено и подписано ею ДД.ММ.ГГГГ, после того, как управляющая делами районной администрации И. ей сказала, что нужно такое распоряжение издать. В этот же день она подписала распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на себя полномочий Главы поселения с ДД.ММ.ГГГГ в связи с досрочным прекращением полномочий Свинцова В.Г., как Главы поселения. Однако еще до этого, ДД.ММ.ГГГГ после посещения Администрации <данные изъяты> области, куда ее пригласили, и где ей разъяснили, что она должна приступить к исполнению обязанностей Главы поселения, ею было издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на себя полномочий Главы поселения с ДД.ММ.ГГГГ. Решением Совета поселения от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ были назначены досрочные выборы Главы МО "<данные изъяты> сельское поселение", которое опубликовано в районной газете "<данные изъяты>".

Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования Свинцова В.Г. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьей 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (п. 1 ч. 2). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования (ч. 7). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом (ч. 8).

В соответствии с Уставом <данные изъяты> сельского поселения (далее Устав) Глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он избирается на муниципальных выборах на срок пять лет, возглавляет Администрацию <данные изъяты> сельского поселения, а также исполняет полномочия Председателя Совета <данные изъяты> сельского поселения. Полномочия Главы <данные изъяты> сельского поселения начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы <данные изъяты> сельского поселения, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий. Глава <данные изъяты> сельского поселения вступает в должность с момента его регистрации избирательной комиссией <данные изъяты> сельского поселения (ч.1, 2, 3 ст. 27). (л.д. 16-53)

Согласно Решению от ДД.ММ.ГГГГ № Муниципальной избирательной комиссии <данные изъяты> сельского поселения истец Свинцов В.Г., избранный ДД.ММ.ГГГГ на муниципальных выборах, зарегистрирован Главой <данные изъяты> сельского поселения. (л.д. 12)

Какой-либо трудовой договор в письменной форме с ним не заключался.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе, в случае отставки по собственному желанию (п. 2 ч. 6 Федерального закона №131-ФЗ, п. 2 ч. 9 ст. 27 Устава).

Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон и представленных доказательств, ДД.ММ.ГГГГ истцом Свинцовым В.Г. в Администрацию <данные изъяты> области было подано заявление о досрочном прекращении его полномочий как Главы <данные изъяты> сельского поселения, адресованное Совету <данные изъяты> сельского поселения, администрации данного поселения, копии Губернатору <данные изъяты> области и Главе <данные изъяты> района (л.д. 9).

О подаче данного заявления истец поставил в известность в этот же день Управляющую делами <данные изъяты> сельского поселения и секретаря Совета <данные изъяты> сельского поселения Ковальчук Н.П., а также Совет <данные изъяты> сельского поселения.

Само заявление поступило в <данные изъяты> сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на заявлении.

В силу вышеприведенных положений Федерального закона № 131-ФЗ и Устава, отставка Главы поселения, как высшего должностного лица поселения, по собственному желанию – это акт его волеизъявления, не требующий согласования и утверждения иными должностными лицами и органами местного самоуправления данного поселения, а также должностными лицами и органами местного самоуправления иных муниципальных образований либо субъекта Российской Федерации.

Следовательно, вынесения решения об увольнении с должности избранного на муниципальных выборах Главы поселения не требуется.

Как установлено в настоящем судебном заседании распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, принятым И.о. Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Ковальчук Н.П. на основании заявления Главы данного поселения Свинцова В.Г. "О прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию", было постановлено считать Свинцова В.Г. прекратившим полномочия Главы поселения по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ. Бухгалтерии произвести окончательный расчет.

Таким образом, данное распоряжение по своей правовой природе не может рассматриваться как приказ об увольнении Главы поселения с должности, поскольку только констатирует факт прекращения полномочий Главы поселения по собственному желанию.

Следовательно, в силу ч. 3 ст. 27 Устава полномочия Свинцова В.Г. как Главы <данные изъяты> сельского поселения фактически прекращены со дня объявления им такого решения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах решение Совета <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ не поддерживать заявление Главы поселения об увольнении по собственному желанию для рассмотрения настоящего спора юридического значения не имеет.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом в подтверждение своих доводов о прекращении им полномочий Главы поселения под моральным давлением со стороны заместителя Губернатора <данные изъяты> области не представлено.

Объяснения Ковальчук Н.П. по данному факту, к таким доказательствам отнесены быть не могут, поскольку они производны от объяснений истца.

Кроме того, в силу положений ст. ст. 130 и 133 Конституции РФ, Федерального закона № 131-ФЗ и Устава Глава <данные изъяты> сельского поселения не находится в подчинении и иной служебной зависимости от иных должностных лиц данного поселения, иных муниципальных образований, субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно п. 10 ст. 27 Устава с момента досрочного прекращения полномочий Главой <данные изъяты> сельского поселения и до вступления в должность вновь избранного Главы <данные изъяты> сельского поселения, а также в случае временного отсутствия Главы <данные изъяты> сельского поселения его полномочия исполняет управляющий делами Администрации <данные изъяты> сельского поселения.

Данное положение Устава поселения соответствует вышеназванному Федеральному закону.

Сторонами не оспаривается, что в случае прекращения полномочий Главы поселения, Ковальчук Н.П., как управляющая делами поселения, вправе исполнять обязанности Главы поселения и в рамках предоставленных ей полномочий издавать соответствующие распоряжения.

Кроме того, в судебном заседании Ковальчук Н.П. не оспаривала факт принятия ею оспариваемого распоряжения, указав только, что оно было принято не ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ, когда она уже приступила к исполнению обязанностей Главы поселения.

Факт принятия Ковальчук Н.П. полномочий Главы поселения на момент вынесения оспариваемого распоряжения подтверждается распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №.

При этом Ковальчук Н.П. пояснила, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ она фактически вынесла ДД.ММ.ГГГГ.

Законность данных распоряжений никем не оспаривается.

При указанных обстоятельствах оснований для признания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным нет.

Ссылка истца на то, что в соответствии со ст. 80 ТК РФ он ДД.ММ.ГГГГ отозвал свое заявление об увольнении по собственному желанию (л.д. 11), следовательно, он вправе продолжать исполнять обязанности Главы поселения, что он и делал 28, 29 и ДД.ММ.ГГГГ, не основана на законе.

Так в силу положений ст. 80 ТК РФ она применяется только к трудовым правоотношениям между работником и его работодателем.

Поскольку в силу Устава Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, избираемым населением на муниципальных выборах, то Совет <данные изъяты> поселения и администрация поселения, которым и было адресовано заявление от ДД.ММ.ГГГГ, по отношению к нему не могут выступать в качестве работодателя.

Кроме того, действующее законодательство о местном самоуправлении и Трудовое законодательство не наделяют Главу поселения правом отзыва заявления о прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию.

Следовательно, решение Совета <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении заявления Свинцова В.Г. об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию, юридического значения для настоящего спора не имеет.

Более того, Решением этого же Совета от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы Главы <данные изъяты> сельского поселения.

Данное Решение опубликовано в районной газете "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным исковые требования Свинцова В.Г. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Свинцов В.Г. к МО "<данные изъяты> сельское поселение" в лице МУ «Администрация <данные изъяты> сельского поселения» о признании незаконным распоряжения и.о. Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № о досрочном прекращении его полномочий как Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись