Дело №Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мельниково 10 марта 2011 года
Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Бахарева Д.В.,
истца Тырышкина О.А.,
представителя ответчика Бакаловой О.Л.,
при секретаре Носковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тырышкина О.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Тырышкин О.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес>, указав в заявлении, что решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием права. В стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии не были включены периоды прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и служба в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что постановление Совета Минитров СССР от 17.12.1959 года № 1397 утратило свое действие с ДД.ММ.ГГГГ, а педагогический стаж на эту дату составлял менее 16 лет 6 месяцев (2/3) стажа. Считает данный отказ незаконным, поскольку в период его военной службы по призыву и службы в органах внутренних дел действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 согласно которому периоды указанной службы подлежали включению в педагогический стаж при условии наличия непосредственного педагогического стажа в размере не менее 2/3. Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.10.2004 № 2-П п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в той части, в которой он во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, по состоянию на 01.02.2002 исключает льготный порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно-полезной деятельности, включавшиеся ранее действовавшим законодательством, признаны не противоречащими Конституции РФ. Согласно подсчетам истца продолжительность службы по призыву и в органах внутренних дел составила 02 года 11 месяцев 05 дней. При обращении за назначение пенсии непосредственный педагогический стаж составил 23 года 05 месяцев 16 дней, что составляет более 2/3 стажа. Таким образом, общий стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет на момент обращения истца более 25 лет, что дает истцу право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Считает ссылку ответчика на ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года несостоятельной, так он не распространяет свое действие на период прохождения мной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Тырышкин О.А. исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения аналогично изложенным в иске.
Представитель ответчика Бакалова О.Л. исковые требования не признала, пояснив, что указанные периоды прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть засчитаны в педагогический стаж истца в связи с тем, что работа в указанных должностях не протекала в учреждениях для детей и не являлась педагогической. Ссылка истца на постановление № 1397 от 17.12.1959 является несостоятельной, так как указанный нормативный правовой акт отменен с 01.10.1993 года. Вышеуказанные периоды могли быть засчитаны в педагогический стаж при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет и 6 месяцев), требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Педагогический стаж истца на дату отмены постановления был менее 16 лет 6 месяцев. Кроме того Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает учет времени прохождения военной службы в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, если указанные должности включены в перечни, утвержденные Правительством РФ.
Выслушав объяснение сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, исковые требования Тырышкина О.А. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как следует из решения ГУ - УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в специальный стаж Тырышкина О.А. засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя Шегарской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности военного руководителя Шегарской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя Шегарской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя Шегарской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя Шегарской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя Шегарской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя Шегарской средней школы. В связи с исключением ГУ-УПФР в <адрес> периодов работы истца: периода прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительность педагогической деятельности Тырышкина О.А. определена 23 года 5 месяцев 16 дней. В связи с недостаточностью специального стажа ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 5-7).
С 1 января 2002 года вступил в силу ФЗ "О трудовых пенсиях" № 173 от 17.12.2001.
В соответствии с п. п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 7 ФЗ срока лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Указанным списком не предусмотрены периоды прохождения военной службы по призыву и служба в органах внутренних дел, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 "О трудовых книжках" трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно записи № от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке, выданной ДД.ММ.ГГГГ, истец уволен из Шегарской автобазы в связи с уходом в ряды Советской Армии по ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № параграф ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.11).
Указанные обстоятельства подтверждаются копией военного билета Тырышкина О.А. (л.д. 19-21).
Как следует из записи №, № в трудовой книжке Тырышкина О.А. истец служил в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11, 12). Данные обстоятельства подтверждаются архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № информационного центра УВД <адрес> (л.д. 16).
Как устанавливают положения ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В спорный период работы истца действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.
В соответствии с п.п. г) п.1 данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 № 953 установлено, что Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 года.
Конституционный суд РФ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П установил, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). При этом гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Как разъяснено в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 "О порядке применения положений постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П", при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
Таким образом, анализируя вышеизложенные нормы закона и представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что истец имеет право на зачет спорного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось и поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его право.
Следовательно, спорные периоды работы истца: прохождение военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и служба в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Ссылка ответчика на Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» признается судом не состоятельной, так как на момент осуществления истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав Тарышкина О.А. в области пенсионного обеспечения
На день обращения истца в ГУ-УПФР за назначением пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Тырышкина О.А. в связи с осуществлением педагогической деятельностью составил более 25 лет.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года " О трудовых пенсиях" трудовая пенсия назначается со дня обращения с заявлением о ее назначении.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Руководствуясь ст.ст. 197 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Тырышкина О.А. удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение ГУ-УПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Тырышкину О.А. незаконным.
Обязать ГУ-УПФР в <адрес> включить в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Тырышкину О.А по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ-УПФР в <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию по старости Тырышкину О.А. с даты обращения за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд в течение 10 дней.
Судья Д.В. Бахарев