дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мельниково 31 января 2011 г.
Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Лапы А.А.,
с участием представителя истца Оналбаева А.С.,
представителя ответчика -
муниципального образования «Шегарский район» Вязова Е.Л.,
представителя ответчика Доровенчик Ю.Е. – Пимоновой Т.В.,
при секретаре Шумской Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах Российской Федерации к муниципальному образованию "Шегарский район" в лице МУ "Администрация Шегарского района" и Доровенчик Ю.Е. о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности,
УСТАНОВИЛ:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области к муниципальному образованию «Шегарский район» в лице администрации Шегарского района и Доровенчик Ю.Е. о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и применении последствий недействительности сделки. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> издано распоряжение №-ра «О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования». В соответствии с данным распоряжением в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения <адрес> включен земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес> <адрес>. На момент издания указанного распоряжения данный участок входил в состав земель лесного фонда и на него ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права № №). Соответствующему участку лесного фонда площадью <данные изъяты> га присвоен условный номер №.
Впоследствии на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № названный участок лесного фонда объединен с территорией <адрес>. Объединенному участку лесного фонда площадью <данные изъяты> кв.м. присвоен условный номер №. В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество также внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на данный участок, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес>. Как и в первом случае в составе названного участка с номером № право собственности Российской Федерации зарегистрировано на территорию, занятую упомянутым выше земельным участком с кадастровым номером №, включенным в границы населенного пункта <адрес>.
Истец считает, что в силу ст. 8 и п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ, а также ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» право муниципальной собственности на земельные участки, включенные в границы населенного пункта <адрес> распоряжением Губернатора Томской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ра, не возникло. До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации, полномочия которой как собственника в соответствии с ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанный земельный участок разделен на <данные изъяты> участков, в том числе, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (последнему присвоен кадастровый номер №). Распоряжением Главы Шегарского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок выставлен на торги. По результатам торгов ДД.ММ.ГГГГ <адрес> от имени муниципального образования «Шегарский район» заключен договор купли-продажи №, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, передан в собственность Доровенчик Ю.Е. за плату в размере <данные изъяты> рублей. Передача указанного участка Доровенчик Ю.Е. подтверждена передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению истца, сделка по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности, совершена неуполномоченным лицом - <адрес>, и потому, как не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, она ничтожна (ст. 168 ГК РФ). Совершение данной сделки повлекло существенное нарушение прав и законных интересов собственника участка – Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером № подлежит возврату Доровенчик Ю.Е. его собственнику на основании ст.ст. 166, 167 ГК РФ. Также просит суд обязать муниципальное образование «Шегарский район» в лице его администрации вернуть Доровенчик Ю.Е. уплаченную по указанному договору сумму в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель истца Оналбаев А.С. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске. При этом указал, что считает Доровенчик Ю.Е. недобросовестным приобретателем, поскольку та не предприняла никаких мер к тому, чтобы удостовериться, надлежащим ли лицом отчуждается ей земельный участок.
Представитель муниципального образования "Шегарский район" Вязов Е.Л., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал. Пояснил, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не оспаривает, в т.ч. и на момент заключения вышеуказанного договора купли-продажи. Считает, что распоряжение спорным земельным участком Администрацией Шегарского района от имени МО «Шегарский район» осуществлялось в соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку земли, в состав которых вошел спорный участок, после того, как они вошли в состав земель населенного пункта <адрес> и изменили свое целевое назначение, стали неразграниченными. Не представлено доказательств того, что спорный земельный участок входит в состав земель, на которые зарегистрировано право собственности РФ. Поэтому муниципалитет был вправе ими распорядиться. Кроме того, покупатель является добросовестным приобретателем.
Представитель ответчика Доровенчик Ю.Е. адвокат Пимонова Т.В., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала. Поддержала доводы представителя муниципального образования "Шегарский район".
Представитель материального истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, представитель муниципального образования «Побединское сельское поселение», а также ответчик Доровенчик Ю.Е., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Доровенчик Ю.Е., представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, муниципального образования «Побединское сельское поселение».
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес> на основании выписки из реестра объектов недвижимости федеральной государственной собственности, расположенной на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, ст. 19 Лесного Кодекса РФ (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ) было выдано свидетельство серии № о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью <данные изъяты> га, расположенный в <адрес>, <адрес> кадастровый (условный) номер: №.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении количества лесничеств на территории <адрес> и установлении их границ» был образован лесной участок <данные изъяты> лесничества путем присоединения лесного фонда <данные изъяты> <данные изъяты> лесхоза и участка лесного фонда <данные изъяты> лесхоза, после чего была проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок <данные изъяты> лесничества площадью <данные изъяты> кв.м. под условным номером №, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>. Прежняя запись о государственной регистрации права собственности РФ от ДД.ММ.ГГГГ была прекращена.
Данное обстоятельство также подтверждается письменными объяснениями представителя материального истца, а также письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ указанный участок был поставлен на учет в Лесной реестр под №.
На кадастровый учет данный участок поставлен не был.
Вместе с тем, по мнению суда, отсутствие постановки участка лесного фонда с условным номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. на кадастровый учет не влияет на сохранение права собственности Российской Федерации на те участки, которые вошли в состав данного, поскольку согласно ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ч.6 ст.45, п. 6 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет который не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда переносятся в соответствующие разделы государственного кадастра.
В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определен состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов в целях жилищного строительства, в том числе и земель лесного фонда. До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из земель населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке и на основании документации о территориальном планировании и документации по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального значения и др.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области принято решение о формировании лесного участка (земельного участка) с кадастровым номером №, предназначенного для расширения черты населенного пункта <адрес>.
Распоряжением Губернатора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования» в границы населенного пункта <адрес> сельского поселения <адрес> включены четыре земельных участка общей площадью <данные изъяты> га, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в кварталах <адрес> <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., что также подтверждается кадастровым планом.
Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного распоряжения земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, передан по акту Побединскому сельскому поселению.
Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании и утверждении проекта границ земельного участка» из земельного участка с кадастровым номером № образован, в том числе земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., которому присвоен кадастровый номер №.
Распоряжением Главы Шегарского <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ данный участок выставлен на торги в форме аукциона.
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением «Администрация Шегарского района», действующим от имени муниципального образования «Шегарский район», и Доровенчик Ю.Е. по результатам аукциона был заключен договор купли-продажи № земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес>, для целей индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером земельного участка №. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан Доровенчик Ю.Е. на основании акта приема-передачи.
Тот факт, что Доровенчик Ю.Е. оплачена полная стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, подтвержден передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ и сторонами не оспаривается.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. № собственником земельного участка с кадастровым номером № является Доровенчик Ю.Е.
В силу пункта 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 19 ЗК РФ в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами муниципальных образований.
Пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ установлена процедура передачи находящегося в федеральной собственности имущества, в муниципальную собственность. Основанием для такой передачи является решение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества.
Доказательств принятия указанного решения ответчиками, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
В силу п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
В материалах дела отсутствуют доказательства передачи земельного участка с кадастровым номером № в собственность муниципального образования «Шегарский район».
Таким образом, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № заключен субъектом (продавцом), не обладающим полномочиями на распоряжение данным участком.
Поэтому, в силу ст. 168 ГК РФ оспариваемый договор является ничтожной сделкой как не соответствующей требованиям закона и иных правовых актов
Разрешая исковые требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренные ст.167 ГК РФ, суд исходит из следующего.
Согласно п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
В силу ст.302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Таким образом, при разрешении требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо установление обстоятельств, связанных с (не)добросовестностью покупателя по сделке.
По смыслу закона приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества (п.38 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, и материалами дела подтверждено то обстоятельство, что спорный земельный участок приобретен Доровенчик Ю.Е. по результатам публичных торгов на возмездной основе.
Как указано выше, доказательств принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, решения о передаче спорного земельного участка в собственность муниципального образования, не представлено. Из исследованных доказательств явствует, что спорный земельный участок выбыл из владения Российской Федерации помимо ее воли.
Доровенчик Ю.Е. приняла участие в аукционе и заключила по его итогам договор купли-продажи, не убедившись в правомочиях продавца (муниципального образования "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района") на продажу земельного участка.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В силу п.1 ст.26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Таким образом, приобретатель земельного участка, являющегося в силу ст.130 ГК РФ недвижимым имуществом, должен был убедиться в правомочиях продавца на продажу земельного участка путем истребования свидетельства о праве собственности на земельный участок, выписки из ЕГРП, принятия иных разумных мер для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.
Однако Доровенчик Ю.Е. указанных, либо иных необходимых разумных мер для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества не принял. Доказательств обратного ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах суд признает, что оснований считать Доровенчик Ю.Е. добросовестным приобретателем не имеется.
В связи с изложенным, требование истца о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных ст.167 ГК РФ, подлежит удовлетворению.
В ходе разбирательства дела установлено, что договор купли-продажи № земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес> для целей индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером земельного участка №, заключен ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и Доровенчик Ю.Е. Цена продаваемого земельного участка определена в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ продавцом и покупателем подписан передаточный акт, согласно которому продавец передал, а покупатель принял земельный участок; расчет произведен полностью, у сторон нет претензий друг к другу.
Исходя из представленных доказательств, суд считает доказанным факт получения от Доровенчик Ю.Е. денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей продавцом - муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района". Доказательств иного сторонами не представлено. Поэтому денежные средства, уплаченные Доровенчик Ю.Е. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, в силу ст.167 ГК РФ подлежат возврату Доровенчик Ю.Е. муниципальным образованием «Шегарский район».
В силу п.2 ст.125, п.1 ст.126, п.3 ст.215 ГК РФ, ст.102 Бюджетного кодекса РФ денежные средства подлежат возврату Доровенчик Ю.Е. за счет казны муниципального образования «Шегарский район».
Разрешая вопрос о возврате Доровенчик Ю.Е. приобретенного ею по ничтожной сделке земельного участка, суд приходит к выводу, что земельный участок подлежит возврату, но не муниципальному образованию «Шегарский район», а Российской Федерации.
Данный вывод основан на следующем.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Как следует из содержания п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Целью применения последствий недействительности ничтожной сделки в конечном итоге всегда является восстановление положения, существовавшего до совершения такой сделки.
Учитывая, что собственником спорного земельного участка муниципальное образование никогда не являлось и не является сейчас, этот земельный участок должен быть передан Российской Федерации, являвшейся на момент совершения сделки его собственником, так как именно восстановление прав Российской Федерации на спорный земельный участок в данном случае будет соответствовать конечным целям применения п. 2 ст. 167 ГК РФ.
В силу п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. Согласно п.4 Положения «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области», утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории Томской области.
В связи с этим суд возлагает на Доровенчик Ю.Е. обязанность возвратить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку ответчик муниципальное образование «Шегарский район» в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, государственная пошлина по делу в размере 200 рублей подлежит взысканию с Доровенчик Ю.Е. В силу ст.61-1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального образования «Шегарский район».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах Российской Федерации к муниципальному образованию "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и Доровенчик Ю.Е. о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка по <адрес> в <адрес> (кадастровый номер №) площадью <данные изъяты> кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и Доровенчик Ю.Е..
Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи земельного участка по <адрес> в <адрес> (кадастровый номер №) площадью <данные изъяты> кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между муниципальным образованием "Шегарский район" в лице муниципального учреждения "Администрация Шегарского района" и Доровенчик Ю.Е.. Восстановить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>. Обязать Доровенчик Ю.Е. возвратить Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес> (кадастровый номер №). Обязать муниципальное образование "Шегарский район" возвратить Доровенчик Ю.Е. уплаченные по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, за счет казны муниципального образования «Шегарский район».
Взыскать с Доровенчик Ю.Е. в доход муниципального образования "Шегарский район" государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение 10 дней.
Судья <данные изъяты> А.А. Лапа<данные изъяты>
<данные изъяты>я