РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-637/2010
«19» июля 2010 года
г.Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
Председательствующего судьи - Турановой Л.А.
При секретаре - Мащенко Н.В.
с участием представителя истца ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Шебекинского района, МИ ФНС Номер обезличен по Белгородский области о признании права собственности,
установил:
ФИО4 являлась собственником земельной доли, общей площадью 7,2 га, расположенной в границах земель АО «Маяк».
ФИО4 умерла 20.04.1999 года, актовая запись № 05 от 21.04.1999 года.
Дело инициировано иском ФИО3, просит признать за ним право собственности в порядке наследования после смерти родной тети ФИО3 Анны Трифоновны на земельную долю общей площадью 7,2 га, в том числе пашни - 6,18 га, в праве общей долевой собственности в границах ЗАО «Маяк» Шебекинского района, кадастровый номер 31:17:0:27, поскольку он фактически принял наследственное имущество после смерти тети.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, его интересы в судебном заседании представляет представитель ФИО2
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представители ответчиков МИ ФНС № 7 по Белгородской области, администрации Шебекинского района в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица Департамента имущества и земельных отношений администрации Белгородской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, считает необходимым в иске отказать, поскольку истцом не представлено доказательств о принятии наследственного имущества в виде земельной доли.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери; в третью очередь -братья и сестры родителей умершего (дяди и тети наследодателя);в четвертую очередь - прадеды и прабабки умершего как со стороны деда, так и со стороны бабки.
Таким образом, на день смерти ФИО4 истец не являлся наследником по закону.
С 01.03.2002 года Федеральным законом от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в действие введена часть третья ГКРФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Решением Шебекинского районного суда Белгородской области от 26.05.2008 года установлен факт родственных отношений между ФИО9 и ФИО4 как между родным племянником и тетей. Решение вступило в законную силу.
После смерти ФИО4 к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратился ФИО6, которому было отказано в принятии заявления о принятии наследства, так как на момент смерти он не являлся наследником.
Федеральным законом от 14.05.2001 года № 51-фз «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 532 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РСФСР», вступившим в законную силу 17.05.2001 года в качестве наследников третьей очереди указаны братья и сестры родителей умершего (дяди и тети наследодателя).
Статья 546 ГК РСФСР определяла, что признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 на момент своей смерти 20.04.1999 года проживала совместно с ФИО9 Данное обстоятельство подтверждается копиями лицевых счетов, справкой администрации Максимовского сельского поселения Номер обезличен от 13.07.2010 года.
В соответствии с ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В судебном заседании установлено, что сообщение о невостребованной земельной доли с указанием в качестве собственника ФИО4 в средствах массовой информации Шебекинского района не опубликовывалось, свидетельство о праве на наследство на земельный пай, находящийся в границах земель ЗАО «Маяк» не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию и наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям, что подтверждается данными, представленными представителем истца.
При таких обстоятельствах суд считает, что истец принял наследственное имущество ФИО4, поскольку до дня смерти проживал с наследодателем и у него остались все вещи умершей, которыми он продолжал пользоваться и после внесения изменения в Гражданский кодекс.
Кроме того, истцом предприниматель меры к решению вопроса об оформлении наследственного имущества в установленном законом порядке, т.е. путем обращения к нотариусу, которым было отказано в приеме заявления, решению вопроса в судебном порядке.
Согласно сообщению нотариуса Шебекинского нотариального округа Белгородской области наследственного дела к имуществу ФИО4 не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования ФИО3 о признании за ним права собственности в порядке наследования по праву представления после смерти родной тети законны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО8 - удовлетворить.
Признать за ФИО9 право собственности в порядке наследования после смерти родной тети ФИО3 Анны Трифоновны на земельную долю общей площадью 7,2 га, в том числе пашни - 6,18 га, в праве общей долевой собственности в границах ЗАО «Маяк» Шебекинского района, кадастровый номер 31:17:0:27.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Шебекинский районный суд Белгородской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, т. е. с 24.07.2010 года.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование решения.
Судья -
Л. А. Туранова