05/07/2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2010 года г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Нессоновой СВ..
при секретаре Поддубной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иск\ Шпарага Стефана Михайловича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы РФ № по Белгородской области о признании права собственности в порядке наследования на денежные вклады и причитающуюся по ним компенсацию,

установил:

В филиале Сберегательного банка РФ № Шебекинского отделения № открыты лицевые счета на имя Шпарага М.Р., которые были завещаны его супруге - Шпарага А.П.

Шпарага М.Р. умер 10.01.1992 года.

После его смерти в фактическое владение и управление наследственным имуществом вступила супруга умершего Шпарага А.П., которая осталась проживать в доме, расположенном в с.Анновка Корочанского района Белгородской области. В 1998 году Шпарага А.П. получила компенсацию по вкладам, открытым на имя Шпарага М.Р.

Истец, как наследник первой очереди по закону, наследство после смерти своего отца не принимал. Наследственное дело к имуществу Шпарага М.Р. в делах нотариуса Корочанского нотариального округа не открывалось.

Шпарага А.П. умерла 04.05.2004 года.

Наследником первой очереди по закону к имуществу Шпарага А.П. является истец, который обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом шестимесячный срок, тем самым приняв наследство. Других наследников не имеется.

В настоящее время денежные вклады, открытые на имя Шпарага М.Р. и завещанные Шпарага А.П.. подлежат компенсации.

Дело инициировано иском Шпарага СМ., который просит признать за ним право собственности в порядке наследования на лицевые счета №. №. открытые на имя Шпарага М.Р. в филиале Сберегательного банка РФ № Шебекинского отделения №. и причитающуюся по ним компенсацию.

В судебном заседании истец не присутствовал. В материалах дела имеется заявление, в котором Шпарага СМ. поддержал заявленные исковые требования и просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой.службы РФ № по Белгородской области в судебном заседании не присутствовал. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Мнения относительно исковых требований суду не представил. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

Представитель третьего лица Шебекинского отделения № Сбербанка России в судебном заседании не присутствовал. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Направил заявление, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.


Исследовав представленные доказательства, и оценив их в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ в отдельности, а также в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Шпарага М.Р. умер 10.01.1992 года, что подтверждается свидетельством о смерти.

Наследниками первой очереди по закону в соответствии со ст.532 ГК РФСР к имуществу Шпарага М.Р. являются Шпарага А.П. и Шпарага СМ.

В силу ст.546 ГК РСФСР признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

По сообщению нотариуса Корочанского округа наследственного дела к имуществу Шпарага P.M. в ее делах не имеется.

Материалы дела, представленные истцом, содержат бесспорные доказательства того, что Шпарага А.П. и Шпарага СМ. фактически вступили во владение наследственным имуществом после смерти Шпарага P.M. в виде жилого дома и земельного участка, расположенных в с.Анновка Корочанского района Белгородской области, поскольку остались проживать в указанном домовладении, что подтверждается копией похозяйственней книги по состоянию на 1992 - 1995 г.г.

Копии счетов, представленных истцом, свидетельствуют о том, что на имя Шпарага М.Р. открыты лицевые счета № и №. В соответствии с завещательным распоряжением от 02.02.1967 года названные вклады завещаны Шпарага Агриппине Петровне.

В соответствии с Правилами совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 27 мая 2002 г. если завещательное распоряжение о выдаче вклада в случае смерти было сделано вкладчиком до введения в действие части третьей ГК РФ, т.е. в соответствии со ст. 561 Гражданского кодекса РСФСР, то находящиеся на данном вкладе денежные средства не входят в состав наследственного имущества и в случае смерти вкладчика выдаются лицу, указанному в распоряжении, на основании документов, удостоверяющих факт смерти вкладчика (ст. 8.1 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действии части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 145-ФЗ)).

По сообщению ОАО Сберегательный банк РФ Шебекинское отделение №, на имя Шпарага М.Р. открыты лицевые счета №. №, которые были закрыты в 1998 году наследником по завещанию Шпарага А.П.

Доказательств того, что на указанных счетах имеются денежные средства в виде вкладов, истцом не представлено. Поэтому суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за ним права собственности на указанные вклады.

Вместе с тем, по сообщению ОАО Сберегательный банк РФ Шебекинское отделение № указанные лицевые счета подлежат компенсации.

Шпарага А.П. умерла 04.05.2004 года, о чем составлена запись акта о смерти № от 14.05.2004 года.

Шпарага СМ. в силу ст. 1142 ГК РФ является наследником первой очереди по закону к имуществу умершей.

Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении истца, согласно которому его родителями являются: отец Шпарага Михаил Родионович, мать Шпарага Агриппина Петровна.

В силу ч.1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

По сообщению нотариуса Корочанского нотариального округа с заявлением о принятии наследства к имуществу умершей 04.05.2004 года Шпарага А,П. обратился Шпарага СМ. Других заявлений не имеется.


Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», который установил обязательства Российской Федерации по восстановлению денежных сбережений граждан Российской Федерации и признал гарантированные сбережения граждан государственным внутренним долгом Российской Федерации.

Принимая во внимание, что истец принял наследство после смерти матери, которая, в свою очередь, приняла наследство после смерти своего супруга, суд приходит к выводу, что требования истца о признании за ним права собственности на денежную компенсацию, причитающуюся по вкладам, открытым на имя Шпарага М.Р., подлежат удовлетворению.

Ввиду неявки в судебное заседание представителя ответчика он не реализовал свое право на предоставление суду доказательств в порядке ст.56 ГПК РФ об обратном.

Руководствуясь ст. 167, 194-199 ГПК РФ. суд

решил:

Исковые требования Шпарага Стефана Михайловича удовлетворить частично.

Признать за Шпарага Стефаном Михайловичем право собственности в порядке наследования на компенсацию по счетам №, №, открытых на имя Шпарага Михаила Родионовича, умершего 10.01.1992 года, хранящихся в филиале Сберегательного банка РФ № Шебекинского отделения №.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированного текста, то есть с 10 июля 2010 года.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса будет использовано право на кассационное обжалование.

СВ. Нессонови