14/10/2010



14 октября 2010 года


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


г.Шебекино


Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Нессоновой СВ.,

при секретаре Поддубной В.В.,

с участием истца Головиной Л.В., ответчиков Головина В.И.. Смирновой Т.В..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головиной Людмилы Васильевны к Головину Василию Ивановичу, Смирновой Татьяне Васильевне о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства и признании наследника принявшим наследство,

установил:

28.07.2009 года умерла Головина А.Н.

После ее смерти открылось наследство в виде земельной площадью 3.42 га, расположенной в границах земель сельскохозяйственного назначения АО «Россия» Шебекинского района Белгородской области и денежных вкладов, хранящихся в филиале № Шебекинского отделения № Сбербанка РФ.

Наследником по завещанию к указанному имуществу является истец. Установленный законом шестимесячный срок по принятию наследства истцом пропущен.

Дело инициировано иском Головиной Л.В., которая просит восстановить ей пропущенный срок для принятия наследства и признать и признать ее принявшей наследство после смерти Головиной А.Н. В обоснование своих доводов сослалась на то, что срок для принятия наследства ею пропущен по уважительной причине, поскольку о наличии завещания ей стадо известно от отца только в июле 2010 года.

Истец в судебном заседании поддержала свои исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик Головин В.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований. Дополнительно пояснил, что к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти своей супруги он не обращался. Не намерен принимать наследственное имущество в виде обязательной доли.

Ответчик Смирнова Т.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что завещание ею не оспорено. Наследство после смерти матери как наследник по закону первой очереди принимать она не намерена.

Представитель третьего лица Шебекинского филиала № ОАО Сберегательный банк России в судебном заседании не присутствовал. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Направил ходатайство, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований, а также просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ. суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Шебекинского филиала № ОАО Сберегательный банк России.

Исследовав в судебном заседании представленные доказательства, выслушав истца, ответчиков, суд находит исковые требования обоснованными.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

При этом в наследственную массу может быть включено только имущество, принадлежавшее наследодателю на законных основаниях.


,Истцом представлены доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что после смерти Головиной А.Н. открылось наследство в виде земельной доли площадью 3.42 га, расположенной в границах земель сельскохозяйственного назначения АО «Россия» Шебекинекого района Белгородской области и денежных вкладов, хранящихся в филиале № Шебекинского отделения № Сбербанка РФ.

Согласно свидетельству о смерти Головина А.Н. умерла 28.07.2009 года, о чем произведена запись акта о смерти № от 04.08.2009 года.

Как следует из сообщения ОАО Сбербанк России Шебекинское отделение №. на имя Головиной А.Н. в филиале № Шебекинского отделения № Сбербанка РФ открыты лицевые счета №, №.

Согласно свидетельству на право собственности на землю серии РФ XV БЕО-20 №. зарегистрированного в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним на территории Белгородской области за № от 22.01.2003 года. собственником земельной доли площадью 3.42 га, расположенной в границах земель сельскохозяйственного назначения АО «Россия» Шебекинского района Белгородской области, является Головина А.Н..

В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как следует из текста завещания от 22.12.2000 года Головина А.Н. все свое имущество, которое ко дню ее смерти окажется ей принадлежащим, где бы такое ни находилось и в чем бы оно ни заключалось, завещает Головиной Л.В.

По сообщению нотариуса Шебекинского нотариального округа от 16.09.2010 года препятствием к приему от Головиной Л.В. заявления о принятии наследства на имущество, оставшееся после смерти Головиной А.Н., является пропущенный шестимесячный срок по принятию наследства и отсутствие документов, подтверждающих совершение ею действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. Наследственного дела к имуществу Головиной А.Н. в ее делах не имеется.

Данное обстоятельство подтверждает доводы истца об отсутствии возможности во внесудебном порядке реализовать право на наследство, а также то. что завещание никем из наследников не оспорено.

Согласно ч. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154). суд может восстановить лот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Истец в судебном заседании пояснила, что о существовании завещания, составленного наследодателем, ей стало известно только в июле 2010 года от отца, который в силу своего преклонного возраста и юридической неграмотности своевременно об этом не сообщил ей.

Ответчик Головин В.И. подтвердил доводы истца. Дополнительно сообщил, что ввиду своей юридической неграмотности, о существовании завещания, составленного наследодателем на имя истца. Головиной Л.В. он сообщил в июле 2010 года, когда из налогового органа пришло уведомление об оплате налога на землю.

Ответчик Смирнова Т.В. подтвердила доводы истца, дополнительно пояснила, что в ее присутствии в июле 2010 года Головин В.И. оповестил Головину Л.В. о наличии завещания, составленного матерью в ее пользу.

Суд признает объяснения истца 6 причинах пропуска ею срока обращения за принятием наследства уважительными и считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования. Кроме того, в силу ч,1 ст. 1155 ГК РФ истцом соблюден срок обращения в суд с заявлением о восстановлении срока принятия наследства, поскольку причины пропуска истцом срока принятия наследства, открывшегося после смерти Головиной А.Н., отпали 16.09.2010 года. Также суд учитывает, что отсутствует спор о праве на наследство.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

решил: Исковое заявление Головиной Людмилы Васильевны удовлетворить.


Восстановить Головиной Людмиле Васильевне срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Головиной Александры Николаевны, умершей 28 июля 2009 года, и признать ее принявшей наследство после смерти Головиной Александры Николаевны.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области со дня изготовления мотивированного его текста, то есть с 19 октября 2010 года.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование этого решения.

СВ. Нессонова