РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» ноября 2010 года г..Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи - Турановой Л.А.
при секретаре - Старковой Н.Н.
с участием истцов ФИО7, ФИО1, ФИО9, ФИО3, представителей истцов ФИО10 (по доверенности), представителя ответчика ФИО11 (по доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 Нины
Васильевны, ФИО1, ФИО2, ФИО3 в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4 к Управлению пенсионного фонда РФ по Шебекинскому району и г.Шебекино об увеличении ежемесячных денежных выплат,
установил:
ФИО7 является матерью ФИО7 A.M., погибшего 18 января 2000 года при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике.
ФИО1 и ФИО2 являются родителями ФИО12, погибшего 12 августа 2001 года при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике.
ФИО3 является матерью, а ФИО4 дочерью ФИО4 СП., погибшего 16 апреля 1996 года при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике.
ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3 выданы удостоверения, согласно которым они имеют право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, установленные ст. 21 Закона «О ветеранах».
ФИО7, ФИО1, ФИО2 являются получателями единовременной денежной выплаты в соответствии п.4 ч. 4 ст. 23.1 Закона «О ветеранах».
Истцы обратилась в суд с иском, просит обязать Управление пенсионного фонда РФ в Шебекинском районе и г.Шебекино назначить им с 04 апреля 20057 года ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. В обоснование своих требований ссылается на следующие обстоятельства. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения социального обслуживания населения» на жен, детей, родителей военнослужащих, погибших следствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.
Статьей 15 ФЗ от 12.01.1995 года №-фз «О ветеранах» определены меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, статьей 21 указанного закона - членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, при этом эти меры распространены на членов семей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей. Пунктом 3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах» ( в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Согласно ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны имеют право на ежемесячную денежную выплату. В соответствии с п. 5 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года №-фз с 1 января по 31 декабря 2005 года ежемесячные выплаты, установленные в соответствии с ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны выплачиваются в размере 1050 руб, для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны. Участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 150 руб.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года №-ОП определено установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны, ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с п.п. 2 п.4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны. Таким образом, она как мать сотрудника
органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, имеет право на получение социальной выплаты в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
В судебном заседании истцы и их представитель ФИО10. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Шебекинскому району и г. Шебекино ФИО11
исковые требования не признала, считает, что требования истцов не основаны на законе, поскольку
истцы не относится к кругу лиц, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом ССР от
01.08.1989 года № «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального
обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами,
предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года. Поскольку сыновья истцов погибли после 16 января 1995 года, то назначить ежемесячную денежную выплату истцам в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны оснований не имеется. Указанное подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 10.03.2009 года №, от 16.04.2009 года №, согласно которым ст. 23.1 ФЗ №-фз, не допускающая возможность установления ежемесячной денежной выплаты родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, в размере, установленном для участников ВОв, не были признаны не соответствующими Конституции РФ. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по иску, суд признает требования истцов подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения социального обслуживания населения на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
Судом установлено, что ФИО7, ФИО1, ФИО1 3.А. до 01 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны, в виде набора социальных услуг.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1 500 рублей (в 2005 году, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей).
Таким образом, после принятия указанного Федерального закона ежемесячная денежная выплата членам семей погибших (умерших), в том числе ФИО13, устанавливалась в размере, ниже установленного для участников Великой Отечественной войны, что противоречит Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ В определении №-О-П от 04.04.2007 года "ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ УВАРОВОЙ ФИО14 НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 23.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ", ПУНКТОМ 19 СТАТЬИ 44 И ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 154 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА N 122-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" указал, ЧТО взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 roflaN 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
При этом, Конституционный Суд указал, что в силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-0).
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части назначения ФИО7, ФИО1, ФИО2, ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны в соответствии с пп.2 п.4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании установлено, что ФИО3 и ФИО4 ранее не пользовались льготами, предусмотренными данными нормативными актами.
В тоже время суд считает, что указанное основанием не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку они имели указанный объем льгот с момента смерти военнослужащего ФИО4 СП., т.е. с 16.04.1996 года.
Доводы представителя ответчика о том, что истцы не относится к кругу лиц, на которых распространяются указанные правоотношения, т.к. их сыновья погибли до 16. 01. 1995 года, суд считает необоснованными, поскольку они противоречат конституционно-правовому смыслу указанных законоположений.
Необоснованны и ссылки представителя ответчика на определения Конституционного Суда РФ от 10.03.2009 года №, от 16.04.2009 года №, т.к. указанными определениями отказано в принятии к рассмотрению жалоб.
Относительно требования истцов об установлении ЕДВ в указанном размере с 04.04.2007 года суд считает, что оснований для его удовлетворения не имеется.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 года №, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 21.12.2004 года №, утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.
ФИО7, ФИО1, ФИО2 обратились в Управление Пенсионного фонда РФ по Шебекинскому району и г.Шебекино с заявлением о назначении ЕДВ 01.10.2010 года, ФИО3 в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4 - 20.09.2010 года.
Соответственно, с указанной даты у них возникло право на получение выплат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО7, ФИО1, ФИО9, ФИО3, ФИО4 - признать частично обоснованными.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Шебекинскому району и г.Шебекино назначить ФИО7, ФИО1, ФИО2 ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны в соответствии с п.п.2 п.4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» с 01.10.2010 года, ФИО3, ФИО4 - с 20.09.2010 года.
В части удовлетворения иска об установлении размера ежемесячной денежной выплаты в указанном размере с 04.04.2007 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Шебекинский районный суд Белгородской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, т. е с 04 декабря 2010 года.
Судья -
Л. А. Туранова