13/12/2010



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года г. Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи: Нессоновой СВ.,

при секретаре: Поддубной В.В.,

с участием представителя истца по доверенности Позднякова О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демьяненко Владислава Константиновича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы РФ № по Белгородской области о признании права собственности в порядке наследования,

установил:

В соответствии с договором на передачу квартиры в собственность граждан в Белгородской области от 28.04.1992 года Демьяненко Е.Ф. и Бондаренко Г.Ф. передана в общую совместную собственность в равных частях трехкомнатная <адрес>, расположенная в <адрес>.

10.07.1992 года умер Бондаренко Г.Ф.

После его смерти в квартире осталась проживать Демьяненко Е.Ф.

Демьяненко Е.Ф. умерла 17.08.2008 года.

Наследником первой очереди по закону к имуществу Демьяненко Е.Ф. является ее сын Демьяненко В.К. Других наследников не имеется.

Решением мирового суда судебного участка № Шебекинского района и г.Шебекино от 08.10.2009 года определены доли в вышеуказанной квартире за Бондаренко Г.Ф. и Демьяненко Е.Ф. по Vi доле в праве.

Истец вступил в право наследования на долю наследственного имущества, принадлежащего его матери.

Дело инициировано иском Демьяненко В.К., который просит суд признать за ним право собственности в порядке наследования на ]Л долю <адрес>, расположенной в <адрес>, значащейся принадлежащей Бондаренко Г.Ф. В обоснование своих доводов сослался на то, что его мать Демьяненко Е.Ф. и Бондаренко Г.Ф. на момент заключения договора приватизации квартиры проживали совместно как муж и жена в гражданском браке более 20 лет. Вели общее хозяйство. После смерти Бондаренко Г.Ф. в квартире осталась проживать Демьяненко Е.Ф., которая фактически приняла наследство. Других наследников к имуществу Бондаренко Г.Ф. не имеется.

В судебном заседании истец не присутствовал. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Свои интересы представлять в судебном заседании на основании доверенности от 20.04.2010 года доверил Позднякову О.Н. В судебном заседании 07.12.2010 года истец поддержал свои требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил суд их удовлетворить.

Представитель истца по доверенности Поздняков О.Н. поддержал исковые требования своего
доверителя. Дополнительно пояснил, что, несмотря на то, что Бондаренко Г. и Демьяненко Е. никогда
официально не регистрировали свой брак, с 1976 года они жили вместе как муж и жена. Они
вместе приобретали все предметы домашнего обихода для квартиры, у них был совместный

бюджет. Их соседи считали их семьей. После смерти Бондаренко Г. Демьяненко Е. как его супруга фактически приняла наследство, поскольку осталась проживать в спорной квартире, оплачивала коммунальные платежи.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы РФ № по Белгородской области в судебном заседании не присутствовал. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещен. Ходатайств об отложении судебного заседания, а также мнение относительно заявленных требований не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.


Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ в отдельности, а также в их совокупности, выслушав участников судебного разбирательства, суд считает заявленные требования обоснованными.

Статья 35 Конституции РФ гарантирует, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В судебном заседании установлено, что 01.03.1976 года между ЖКО химкомбината и Демьяненко Е.Ф. на основании ордера № от 11.02.1976 года заключен договор найма жилого помещения - <адрес>, расположенной в <адрес>. В дальнейшем, указанное жилое помещение было передано в собственность Демьяненко Е. и Бондаренко Г. в соответствии с договором на передачу квартиры в собственность граждан в Белгородской области от 28.04.1992 года.

Демьяненко Е. и Бондаренко Г. не состояли в зарегистрированном браке, т.е. являлись сожителями.

Российское право не признает наследственных прав у пережившего сожителя. Вместе с тем, распространение свободных союзов, без официальной регистрации фактических брачных отношений, -это социальный факт. Как и другие постсоветские страны, Россия присоединилась к Европейской конвенции прав человека в конце 1990 годов. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы. Этот международный договор подписан 04.11.1950 года в Риме и вступил в силу в 1953 году. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Согласно ее статье 8 каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Существование или отсутствие "семейной жизни" для целей статьи 8 Конвенции является по существу вопросом факта, зависящим от реального существования в жизни близких личных связей (Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "К. и Т. против Финляндии" (К. and T. v. Finland).

Допрошенные в судебном заседании от 07.12.2010 года свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8 пояснили, что, несмотря на разные фамилии, они знали Бондаренко Г. и Демьяненко Е. как супругов. С 1976 года они вселились в <адрес> и жили вместе как муж и жена, в обществе оба представлялись как муж и жена. Они вместе приобретали все предметы домашнего обихода для квартиры, у них был совместный бюджет. Совместных детей у них не было, поэтому Бондаренко Г. относился к Демьяненко В. как к сыну. После смерти Бондаренко Г.Ф. в квартире осталась проживать Демьяненко Е.Ф.

У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, поскольку они не заинтересованы в исходе настоящего дела, а также их показания согласуются между собой и другими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, согласно справке, выданной ООО «Шебекино-дом» в <адрес> с 17.03.1976 года были зарегистрированы и проживали Демьяненко Е.Ф. и ее муж Бондаренко Г.Ф.

С учетом изложенного очевидно, что в настоящем деле проявились близкие личные связи Демьяненко Е. и Бондаренко Г.. Существование отношений между Демьяненко Е.Ф. и Бондаренко Г.Ф. как супругов никем не оспорено.

Таким образом, суд считает установленным, что Демьяненко Е. являлась супругой Бондаренко Г., а соответственно, в силу ст. 1142 ГК РФ, наследником первой очереди по закону к его имуществу.

В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Право наследования вытекает и из статьи 35 (часть 2) Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.


Вместе с тем статья 35 (часть 4) Конституции РФ не провозглашает абсолютной свободы наследования. Она, как и некоторые другие права и свободы, может быть ограничена законодателем, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции РФ), то есть при условии, что ограничения носят обоснованный и соразмерный характер.

По сообщению нотариуса Шебекинского нотариального округа наследственного дела к имуществу Бондаренко Г.Ф., умершего 10.07.1992 года, в ее делах не имеется. Следовательно, других наследников к имуществу умершего Бондаренко Г.Ф. не имеется.

В силу ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о его фактическом принятии, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имущество, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Представленные стороной истца квитанции об оплате коммунальных услуг свидетельствуют о том, что после смерти Бондаренко Г.Ф. оплату коммунальных платежей производила Демьяненко Е.Ф., лицевой счет открыт на ее имя, то есть она вступила во владение наследственным имуществом (1/2 доля квартиры), произвела за свой счет расходы на его содержание.

Поскольку истец принял часть наследства после смерти своей матери Демьяненко Е.Ф., что подтверждается сообщением нотариуса Шебекинского нотариального округа, а также свидетельством о государственной регистрации права Демьяненко В.К. на "Л долю <адрес>, расположенной в <адрес>, то он принял и все наследство (ч.2 ст. 1152 ГК РФ).

Ввиду неявки в судебное заседание представителя ответчика, последний не реализовал свое право на предоставление суду доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ об обратном.

На основании изложенного суд считает возможным удовлетворить исковые требовании Демьяненко В. и признать за ним право собственности в порядке наследования на Vi долю квартиры, значащуюся принадлежащей Бондаренко Г.Ф.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Демьяненко Владислава Константиновича удовлетворить.

Признать за Демьяненко Владиславом Константиновичем право собственности в порядке наследования на Vi долю квартиры, значащуюся принадлежащей Бондаренко Григорию Федоровичу, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер поданным технического паспорта 31:18: 00 00 000:0000:002480-00/001:0001 /А/0071.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Шебекинский районный суд со дня изготовления его мотивированного текста, то есть с 18.12.2010 года.

С.В.Нессонова