08/02/2011



Дело №2-84-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шебекино 08 февраля 2011 года

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

-председательствующего судьи………………………………………Заполацкой Е.А..

-при секретаре………………………………………………………….Пономаревой А.В..

с участием:

- истца Кочерга В.П.,

-ответчицы Кочерга Е.Ф.,

-третьего лица Кочерга Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочерга Василия Павловича к Кочерга Екатерине Филипповне, Снурникову Андрею Семеновичу, Войтенко Станиславу Владимировичу, закрытому акционерному обществу «Нива», администрации Шебекинского района о признании договора купли-продажи частично недействительным, признании права собственности,

Установил:

29.02.1992 года между колхозом «40 лет Октября» и Кочерга В.П. заключен договор купли-продажи, по которому Кочерга В.П. приобрел в собственность жилой дом в <адрес> Шебекинского района Белгородской области, стоимостью 15355 рублей.

Дело инициировано иском Кочерга В.П. просит признать за ним право собственности на часть жилого дома под литером А, общей площадью 93,1 кв.м., в том числе жилой площадью 72 кв.м., состоящую из коридора площадью 4,8 кв.м., жилой комнаты площадью 6,7 кв.м., жилой комнаты площадью 13,3 кв.м., жилой комнаты площадью 17,2 кв.м., коридора площадью 5,8 кв.м., жилой комнаты площадью 11,7 кв.м., жилой комнаты площадью 12,9 кв.м., кухни площадью 8,3 кв.м., ванной площадью 2,2 кв.м., с хозяйственными бытовыми строениями и сооружениями: пристройка литер а, пристройка литер а1, погреб литер Г6, сарай литер Г7, сарай литер Г8, сарай литер Г9, ворота с калиткой литер V, уборная литер V1, уборная литер V11, расположенной по адресу: Белгородская область, Шебекинский район <адрес>. В обоснование сослался на то, что ему в действительности по договору купли-продажи была передана часть жилого дома. Жилой дом представляет собой три изолированные части, земельный участок, на котором расположена часть жилого дома, принадлежит ему на праве собственности.

В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования и просит признать договор купли-продажи частично недействительным, в части объекта договора, указав правильно «часть жилого дома».

В судебном заседании истец Кочерга В.П. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Ответчица Кочерга Е.Ф. иск признала, пояснила, что ее мужу Кочерга В.П. была передана в собственность часть жилого дома, которая была приобретена в период брака.

Ответчице Кочерга Е.Ф. в судебном заседании было разъяснено право на предъявление исковых требований о признании части жилого <адрес> Шебекинского района совместным имуществом супругов и признании права собственности на ? долю спорной части жилого дома, от предъявления встречных исковых требований ответчица отказалась.

Ответчик представитель ЗАО «Нива» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, поступило заявление, адресованное суду в письменной форме о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, претензий к Кочерга В.П. не имеют.

Ответчики Снурников А.С., Войтенко С.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, поступили заявления, адресованные суду в письменной форме о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.

Ответчик представитель администрации Шебекинского района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили.

Третье лицо Кочерга Е.В. не возражает против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо Кочерга А.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом и своевременно, поступило заявление, адресованное суду в письменной форме о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.223 ч.1 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.1 ст.549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Согласно ч.1 ст.550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

По сообщению ЗАО «Нива» от 19.01.2011 года, в 1992 году колхоз «40 лет Октября» реорганизован в АОЗТ «Нива», в 1999 году АОЗТ «Нива» реорганизовано в ЗАО «Нива» (постановление главы администрации №947 от 24.05.1999 года).

Из справки, выданной 14.01.2011 года ЗАО «Нива», следует, что Кочерга В.П. была выделена квартира для проживания по адресу: <адрес> в 1984 году. В 1992 году эта квартира была им приватизирована по договору купли-продажи. Кочерга В.П. внес в кассу хозяйства 19655 рублей. Претензий к Кочерге В.П. хозяйство не имеет.

В судебном заседании установлено, что Кочерга В.П. как покупатель и колхоз «40 лет Октября» как продавец, исполнили свои обязательства по договору купли-продажи, который заключен в письменной форме, условия договора выполнены сторонами, Кочерга В.П. принял в собственность часть жилого дома общей площадью 93,1 кв.м. и хозяйственные постройки, находящиеся по адресу: <адрес>, после заключения договора пользуется частью жилого дома, несет расходы по ее содержанию. Государственная регистрация отчуждения имущества не произведена. Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи от 29.02.1992 года, квитанциями к приходному кассовому ордеру №456 от 1992 года и №1041 от апреля 1992 года.

То обстоятельство, что Кочерга В.П. фактически была передана в собственность по договору купли-продажи часть жилого дома, подтверждается техническим паспортом от 02.04.2004 года, согласно которого жилой <адрес> представляет собой три изолированный части с отдельным входом.

Решением Шебекинского районного суда от 04.06.2004 года за Войтенко В.И. признано право собственности на другую часть жилого дома общей площадью 64,7 кв.м., в том числе жилой 29,7 кв.м. с постройками, по адресу: <адрес> Шебекинского рай она Белгородской области. Судом установлено, что между владельцами жилого дома сложился определенный порядок пользования. Решение суда вступило в законную силу 14.06.2004 года.

Из выписки из постановления главы администрации Первоцепляевского сельского округа №55 от 11.10.2000 года, видно, что домовладению, принадлежащему Кочерга В.П. присвоен номер <адрес> Шебекинского района.

Согласно технического паспорта часть жилого дома, которую Кочерга В.П. приобрел в собственность по договору купли-продажи, имеет общую площадь общей площадью 93,1 кв.м., в том числе жилой площадью 72 кв.м., состоящую из коридора площадью 4,8 кв.м., жилой комнаты площадью 6,7 кв.м., жилой комнаты площадью 13,3 кв.м., жилой комнаты площадью 17,2 кв.м., коридора площадью 5,8 кв.м., жилой комнаты площадью 11,7 кв.м., жилой комнаты площадью 12,9 кв.м., кухни площадью 8,3 кв.м., ванной площадью 2,2 кв.м., с хозяйственными бытовыми строениями и сооружениями: пристройка литер а, пристройка литер а1, погреб литер Г6, сарай литер Г7, сарай литер Г8, сарай литер Г9, ворота с калиткой литер V, уборная литер V1, уборная литер V11.

Земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности у Кочерга В.П., что подтверждается выпиской из постановления главы администрации Первоцепляевского сельского Совета Шебекинского района от 20.07.1992 года №30, свидетельством на право собственности на землю от 07.08.1992 года.

В силу ч. 1 ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.

Таким образом, суд признает, что при заключении 29.02.1992 года договора купли-продажи, покупатель заблуждался относительно качеств предмета сделки, поскольку фактически в собственность истцу передавалась часть жилого дома, а не целый жилой дом, и если бы покупатель мог предвидеть возможные в будущем последствия, а именно, что он будет лишен возможности оформления правоустанавливающих документов на часть жилого дома, что существенно снижает возможность его использования по назначению, то договор был бы заключен на иных условиях.

В соответствии со ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Из пояснений истца следует, что он выразил свое волеизъявление при приобретении жилого помещения в собственность и считает, что в остальной части договор купли-продажи является действительным.

Учитывая то обстоятельство, что фактически истцу была передана часть жилого дома, суд приходит к выводу, что договор купли-продажи от 29.02.1992 года в части указания объекта договора – жилой дом, является недействительными.

Следовательно, исковые требования Кочерга В.П. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кочерга Василия Павловича удовлетворить.

Признать договор купли-продажи, заключенный 29 февраля 1992 между колхозом «40 лет Октября» и Кочерга Василием Павловичем, в части указания объекта недвижимости, недействительным.

Считать переданной Кочерга Василию Павловичу в собственность по договору купли-продажи от 29 февраля 1992 года, заключенного между колхозом «40 лет Октября» и Кочерга Василем Павловичем, часть жилого дома под литером А, общей площадью 93,1 кв.м., в том числе жилой площадью 72 кв.м., состоящую из коридора площадью 4,8 кв.м., жилой комнаты площадью 6,7 кв.м., жилой комнаты площадью 13,3 кв.м., жилой комнаты площадью 17,2 кв.м., коридора площадью 5,8 кв.м., жилой комнаты площадью 11,7 кв.м., жилой комнаты площадью 12,9 кв.м., кухни площадью 8,3 кв.м., ванной площадью 2,2 кв.м., с хозяйственными бытовыми строениями и сооружениями: пристройка литер а, пристройка литер а1, погреб литер Г6, сарай литер Г7, сарай литер Г8, сарай литер Г9, ворота с калиткой литер V, уборная литер V1, уборная литер V11, расположенной по адресу: Белгородская область, Шебекинский район <адрес>.

Признать за Кочерга Василием Павловичем право собственности на часть жилого дома под литером А, общей площадью 93,1 кв.м., в том числе жилой площадью 72 кв.м., состоящую из коридора площадью 4,8 кв.м., жилой комнаты площадью 6,7 кв.м., жилой комнаты площадью 13,3 кв.м., жилой комнаты площадью 17,2 кв.м., коридора площадью 5,8 кв.м., жилой комнаты площадью 11,7 кв.м., жилой комнаты площадью 12,9 кв.м., кухни площадью 8,3 кв.м., ванной площадью 2,2 кв.м., с хозяйственными бытовыми строениями и сооружениями: пристройка литер а, пристройка литер а1, погреб литер Г6, сарай литер Г7, сарай литер Г8, сарай литер Г9, ворота с калиткой литер V, уборная литер V1, уборная литер V11, расположенной по адресу: Белгородская область, Шебекинский район <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 12 февраля 2011 года.

Судья Шебекинского

районного суда Е.А. Заполацкая