21/02/2011



дело № 2-92/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2011 года г. Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:председательствующего судьи Нессоновой С.В.,при секретаре Поддубной В.В.,

с участием представителя истца Литвиновой А.Г. по доверенности Литвиновой Л.В., ответчиков Литвинова Н.В., Литвинова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиновой Антонины Григорьевны к Литвинову Николаю Викторовичу, Литвинову Александру Викторовичу, администрации Шебекинского района Белгородской области о признании права собственности в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Литвинов В.М. умер 04.06.1994 года. Завещание не оставлено.

После его смерти открылось наследство в виде жилого <адрес>, расположенного по адресу: Белгородская область, г.Шебекино, <адрес>. Наследником первой очереди по закону к имуществу умершего является истец, которая обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом шестимесячный срок.

Дело инициировано иском Литвиновой А.Г., которая просит признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на 2/3 доли в праве на жилой дом общей площадью 65.6 кв.м, с пристройками лит.А1, лит.А2, с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями: гараж лит.Б, погреб лит.Г, сарай лит.Г1, расположенный по адресу: Белгородская область, г.Шебекино, <адрес>.В обоснование своих доводов сослалась на то, что в силу ст.256 ГК РФ она имеет право на 1/2 долю, поскольку вышеуказанное имущество нажито в период брака и является совместной собственностью, а также как наследник первой очереди по закону имеет право на 1/3 долю в наследственном имуществе. Однако при оформлении документов выяснилось, что в правоустанавливающем документе и техническом паспорте данные о площади дома не соответствуют друг другу. Данное обстоятельство и явилось препятствием для реализации наследственных прав во внесудебном порядке, поскольку получить справку в БТИ для нотариуса не представляется возможным.

В судебном заседании истец увеличила заявленные требования и просила признать за ней право собственности на весь жилой дом общей площадью 65.6 кв.м, с пристройками лит.А1, лит.А2, с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями: гараж лит.Б, погреб лит.Г, сарай лит.Г1, расположенный по адресу: Белгородская область, г.Шебекино, <адрес>. В обоснование своих доводов сослалась на то, что другие наследники Литвинов Н.В. и Литвинов А.В. обратились к нотариусу по истечении шестимесячного срока для принятия наследства. Однако до сих пор не предприняли каких-либо действий, выражающих намерение приобрести наследство. Поскольку они не приняли наследство, то причитающаяся им доля наследства перешла ей, как принявшей наследство после смерти своего супруга.

В судебном заседании истец не присутствовала. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещена.

Представитель истца Литвиновой А.Г. по доверенности Литвинова Л.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования своего доверителя в полном объеме.

Ответчики Литвинов Н.В. и Литвинов А.В. исковые требования признали в полном объеме. Пояснили, что к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти своего отца они обратились по истечении установленного законом срока. Восстанавливать пропущенный срок для принятия наследства в судебном порядке не намерены.

Представитель соответчика администрации Шебекинского района Белгородской области в судебном заседании не присутствовал. О дате, времени и месте судебного заседания извещен. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Свою правовую позицию относительно заявленных требований не представил.

Третье лицо Морозов А.Н. в судебном заседании не присутствовал. Направил заявление, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие. Возражений по факту расположения на меже земельного участка хозяйственной постройки лит.Г1 не имеет.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ.

Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и, оценив их в совокупности, суд признает заявленные требования обоснованными.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании представлены бесспорные доказательства о наличии в собственности Литвинова В.М. жилого дома, расположенного по адресу: Белгородская область, г.Шебекино, <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка по <адрес> под строительство индивидуального жилого дома площадью 35.50 кв.м на право личной собственности от 28.07.1956 года, постановлением главы Шебекинского района и г.Шебекино №185 от 30.01.2003 года «О переименовании улиц в г.Шебекино», согласно которому пер.Пролетарский переименован в <адрес>.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п.2 ч.2 ст. 218 ГК РФ).

Литвинов В.М. умер 04.06.1994 года, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено и не оспаривается стороной ответчиков, что жилой дом выстроен Литвиновым В.М. и Литвиновой А.Г. в период брака, на их общие средства и совместными силами.

В соответствии со статьей 20 КоБС РСФСР имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Суд приходит к выводу о наличии у супругов Литвинова В.М. и Литвиновой А.Г. равных долей на совместно нажитое имущество, в том числе, и возведенный жилой дом. Таким образом после смерти Литвинова В.М. в 1994 году открылось наследство в виде принадлежащей ему 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: г.Шебекино, <адрес>, и делится между наследниками, включая в качестве наследника первой очереди и пережившего супруга.

В силу ст.532 ГК РСФСР (действовавшей на момент открытия наследства) при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего.

Как следует из копии наследственного дела, в нем имеется заявление Литвиновой А.Г. о принятии наследства после смерти своего супруга. Литвинову В.Н. и Литвинову А.В. в принятии от них заявления о принятии наследства после смерти Литвинова В.М. нотариусом отказано ввиду пропущенного ими установленного законом срока по принятию наследства.

В судебном заседании установлено, что наследники первой очереди по закону Литвинов В.Н.и Литвинов А.В. не намерены принимать наследство после смерти своего отца, что подтвердили в своих письменных заявлениях суду. Следовательно, часть наследства, которая причиталась бы им, переходит к наследнику Литвиновой А.Г., принявшей наследство после смерти своего супруга (ст.1161 ГК РФ).

Право наследования, предусмотренное статьей 35 (часть 4) Конституции РФ и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из статьи 35 (часть 2) Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.

Вместе с тем статья 35 (часть 4) Конституции РФ не провозглашает абсолютной свободы наследования. Она, как и некоторые другие права и свободы, может быть ограничена законодателем, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции РФ), то есть при условии, что ограничения носят обоснованный и соразмерный характер.

Согласно ситуационному плану по данным технического паспорта, выданного бюро технической инвентаризации Шебекинского филиала Государственного унитарного предприятия Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» 09.09.2010 года, индивидуальное домовладение №, расположенное по <адрес> в г.Шебекино, имеет общую площадь 65.6 кв.м, что не соответствует общей площади, указанной в договоре о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от 28.07.1956 года, согласно которому площадь возведенного дома составляет 35.50 кв.м.

Данное расхождение образовалось в результате реконструкции жилого дома и переоборудованием холодных пристроек в теплые, что подтверждается справкой Шебекинского БТИ от 20.12.2010 года.

Суд считает, что отсутствие разрешения на переоборудование пристроек, не может являться обоснованным и соразмерным ограничением для признания за Литвиновой А.Г. права собственности на спорный жилой дом.

Как следует из заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации городского поселения «город Шебекино» №3 от 17.01.2011 года, расположение жилого дома А, пристроек А1,А2, гаража Б, указанных в таблице «Состав объекта» и обозначенных на ситуационном плане, соответствует требованиям СНиП 2.07.01 «Планировка и застройка городских сельских поселений» и постановлению Правительства Белгородской области от 09.12.2008 года №293-пп. Для сооружения сарая Г1 нарушены требования СНиП 2.07.01 и Правил землепользования и застройки г.Шебекино.

Учитывая отсутствие возражений со стороны третьего лица Морозова А.Н. по факту расположения на меже земельного участка хозяйственной постройки лит.Г1, суд приходит к выводу, что расположение указанного сооружения не нарушает права и охраняемые законом интересы третьего лица.

Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, в совокупности подтверждают ее требования о признании права собственности на гараж в порядке наследования.

Таким образом, при гарантированном Конституцией РФ праве наследования, отсутствия данных о нарушении прав и законных интересов иных лиц, соблюдении градостроительных норм и правил по размещению жилого дома, пристроек к нему, отсутствия возражений ответчиков относительно исковых требований, оснований для отказа в признании за истцом права собственности на жилой дом не имеется.

Ввиду неявки в судебное заседание представителя соответчика администрации Шебекинского района Белгородской области, последний не реализовал свое право в порядке ст.56 ГПК РФ на предоставление суду доказательств об обратном.

Руководствуясь ст.ст.167,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Литвиновой Антонины Григорьевны удовлетворить.

Признать за Литвиновой Антониной Григорьевной право собственности на жилой дом лит.А общей площадью 65.6 кв.м, с пристройками лит.А1, лит.А2, с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями: гараж лит.Б, погреб лит.Г, сарай лит.Г1, расположенный по адресу: Белгородская область, г.Шебекино, <адрес>, кадастровый номер по данным технического паспорта 31:18:0803013:50:002685-00/001:0001/А.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Шебекинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированного текста, то есть с 26.02.2011 года.

Судья подпись С.В. Нессонова

верно

Судья С.В. Нессонова