Дело № 2-306-2011
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шебекино «06» апреля 2011 года
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи…………………………………….Заполацкой Е.А.
при секретаре………………………………………………………...Гончаровой Е.В.
с участием:
-истца Роганина А.Ф., его представителя Быковой Л.А. (по заявлению),
-представителя третьего лица ОАО «Автоколонна №1466» по доверенности Евсюкова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Роганина Александра Федоровича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Шебекинском районе и г. Шебекино о включении периода работы в льготный трудовой стаж,
Установил:
Согласно записей в трудовой книжке Роганин А.Ф. работал в период с 02.06.1978 года по 30.03.2001 года в качестве шофера автобуса со специальной подготовкой, в Шебекинской автоколонне №1466, впоследствии преобразованной в АООТ «Автоколонна №1466», и переименованной в ОАО «Автоколонна №1466». Осенью 2010 года истец обратился в УПФ в Шебекинском районе и г. Шебекино по вопросу оценки его пенсионных прав на назначение досрочной льготной трудовой пенсии по старости.
26.11.2010 года ответчиком разъяснено Роганину А.Ф., что не может быть включен в льготный трудовой стаж, указанный период работы, так как в трудовой книжке не отражены условия, предусмотренные ст.27 п.1 пп.10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» -№173 ФЗ от 17.12.2001 года.
Дело инициировано иском Роганина А.Ф., просит обязать ответчика включить в льготный трудовой стаж период работы с 02.06.1978 года по 30.03.2001 года в качестве водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах в г. Шебекино от Шебекинской автоколонны №1466 с полным рабочим днем с 5-ти дневной рабочей неделей, что соответствует действующему закону РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.2001 года ст.27 п.1 пп.10..В обоснование сослался на то, что его работа протекала на регулярных городских маршрутах, по улицам города Шебекино, с остановками в установленных местах, для осуществления высадки и посадки пассажиров, с соблюдением правил и норм по технике безопасности, от Шебекинской автоколонны №1466. Работа на линии проходила по утвержденному маршруту и графику с 5 ч. утра до 14 ч. 30 мин., и с 14 ч. 30 мин. до 23 ч., на одних и тех же автобусах. Часовой рабочий день составлял 8 часов, выдавалась специальная спецодежда со значками различия, пользовался бесплатным проездом по Белгородской области. Сотрудники, которые вместе с ним работали на линии и были заняты перевозкой людей, в настоящее время находятся на досрочной пенсии. При утверждении новых списков, дающих право на льготную пенсию, руководителям предприятий всех форм собственности, предписывалось провести аттестацию, однако данные обязательства предприятие не выполнило.
Истец Роганин А.Ф. и его представитель Быкова Л.А. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме, дополнительно пояснили, что вины истца в том, что работодатель представлял в УПФ в Шебекинском районе и г. Шебекино ежегодный отчет на общих основаниях, не имеется. Истец с 02.06.1978 года по 1991 год работал водителем на автобусе «Икарус» по маршруту №2, в 1991 году автоколонна №1466 была разделена на два предприятия: автоколонна №1466 и пассажирское автотранспортное предприятие. Роганин А.Ф. остался работать в автоколонне №1466, поскольку в автоколонне остался маршрут №4 и №7, с 1991 года по 2001 год он работал по маршруту №7 на автобусе ПАЗ, который проходил по г. Шебекино. Роганин А.Ф. был занят только на регулярных городских пассажирских маршрутах г. Шебекино. Роганин А.Ф. осуществлял перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам №2 с 1978 года по 1991 год,№7 с 1991 года по 2001 год, с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках.
Ответчик представитель УПФ РФ в Шебекинском районе и г. Шебекино в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, что подтверждается записью в справочном листе дела о направлении судебной корреспонденции и собственноручной подписью представителя ответчика о вручении судебной повестки. Сведений об уважительных причинах своей неявки суду ответчик не сообщил, не просил об отложении разбирательства дела или о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против чего истец не возражал.
Ранее в ходе судебного разбирательства представитель ответчика по доверенности Мишнева О.В. иск не признала, пояснила, что зачесть период работы истца с 02.06.1978 года по 30.03.2001 года, в льготный стаж не представляется возможным по представленной трудовой книжке, так как в ней не отражены условия, предусмотренные ст.27 п.1 пп.10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» -№173 ФЗ от 17.12.2001 года. Кроме того, предприятия, на которых работал истец, в спорный период времени, сдавали ежегодные отчеты с обычными условиями труда. Сведения, указанные в льготной справке от 12.01.2011 года, не соответствуют сведениям персонифицированного учета, которые предприятие сдавала в УПФ. Из документов, на основании которых была выдана справка - лицевые счета, приказы, карточка формы Т-2, не усматриваются условия труда, предусмотренные списком, в том числе занятость истца во вредных условиях труда полный рабочий день на регулярных городских пассажирских маршрутах. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо представитель ОАО «Автоколонна №1466» по доверенности Евсюков М.А. не возражает против удовлетворения исковых требований Роганина А.Ф., подтвердил, что истец в период его работы с 02.06.1978 года по 30.03.2001 года работал в качестве водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах с полным рабочим днем и 5-ти дневной рабочей неделей в Шебекинской автоколонне №1466, впоследствии преобразованной в АООТ «Автоколонна №1466», и переименованной в ОАО «Автоколонна №1466». Истец осуществлял на автобусах регулярные пассажирские маршруты по перевозке населения в г. Шебекино по утвержденному графику. В 1991 году автоколонна №1466 была реорганизована на два предприятия: автоколонна №1466 и пассажирское автотранспортное предприятие. Роганин А.Ф. остался работать в автоколонне №1466, поскольку в автоколонне остался маршрут №4 и №7, он работал по маршруту №7 на автобусе ПАЗ, который проходил по г. Шебекино. В связи с недобросовестностью руководителя автоколонны работодатель представлял в УПФ в Шебекинском районе и г. Шебекино ежегодный отчет за спорный период на общих основаниях.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Роганина А.Ф. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п.1.2.3 «Вид автобусных перевозок» Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2, предусмотрена характеристика автобусных перевозок по следующим основным признакам: 1.2.3.1. Регулярности осуществления: регулярные (перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках), разовые (единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом); 1.2.3.2. Территориальному: городские; пригородные; междугородные; международные.
В соответствии с Порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованным с Министерством социальной защиты населения РФ (письмо от 01.06.92 N 1-2110-15) право на назначение досрочной пенсии имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов. При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Из справки, выданной 21.10.2010 гола ОАО «Автоколонна №1466» следует, что Шебекинское АТП переименовано в Шебекинскую автоколонну №1466 с 18.02.1975 года на основании приказа №20 от 18.02.1975 года; Шебекинская автоколонна №1466 преобразована в АООТ «Автоколонна №1466» с 08.08.1994 года на основании Постановления главы Шебекинского района и г. Шебекино №1038 от 08.08.1994 года; в марте 2001 года переименовано в ОАО «Автоколонна №1466» на основании постановления главы администрации Шебекинского района и г. Шебекино №470 от 13.03.2011 года.
Согласно личной карточки формы Т-2, Роганин А.Ф. с 02.06.1978 года по 30.03.2011 года работал в качестве водителя в автоколонне №1466.
Из коллективного договора Шебекинской автоколонны №1466, заключенного между администрацией и местным комитетом профсоюзной организации автоколонны №1466 на 1979 год следует, что коллектив Шебекинской автоколонны №1466 осуществляет обслуживание перевозок грузов и пассажиров. В Списке профессий с вредными условиями труда, которым предоставляется дополнительный отпуск, являющегося Приложением №4 к коллективному договору, указаны шоферы автобусов регулярных линий, которым предоставляется дополнительный отпуск в количестве 12 дней..
Из приказа №129-к от 01.12.1988 года Автоколонны №1466 Белгородского территориального объединения «Белгородавтотранс» следует, что для усиления контроля за работой пассажирского транспорта и водительского состава, улучшения обслуживания жителей города и района пассажирскими перевозками, а также разделения автобусов по видам перевозок и характеру выполняемых задач, перераспределен подвижной состав и водителей существующего автоотряда, в автоотряд №3 и №7 вошел Роганин А.В..
Из путевых листов за январь и март 1988 года следует, что Роганин А.Ф. работал на автобусе <данные изъяты> госномер №, по второму маршруту, согласно установленного графика, с осуществлением пассажирских перевозок по г. Шебекино.
Из путевых листов за декабрь 1998 года видно, что Роганин А.Ф. работал на автобусе <данные изъяты>, имеются сведения об осуществлении перевозок по г. Шебекино, о количестве проданных билетов.
Согласно расписания движения автобуса, утвержденного 13.05.1999 года, маршрут движения автобуса по маршруту №7 проходит по территории г. Шебекино - общежитие БХЗ-Автовокзал.
В соответствии со справками, выданных 14.02.2011 года ОАО «Автоколонна №1466», Роганин А.Ф. согласно лицевых счетов по заработной плате работал в период с июня 1978 года по март 2001 года, водителем на городском маршруте по перевозкам пассажиров по утвержденному графику, в данных справках указано отработанное время по ремонту автобуса, и обслуживанию городских маршрутов (дни, часы). Данные справки выданы на основании лицевых счетов, платежных ведомостей, и подтверждаются лицевыми счетами, представленными третьим лицом ОАО «Автоколонна №1466».
Из справки от 12.01.2011 года выданной ОАО «Автоколонна №1466» следует, что Роганин А.Ф. работал в автоколонне №1466 (ныне ОАО «Автоколонна №1466») водителем 2 класса с 02.06.1978 года по 30.03.2011 года. В указанный период он осуществлял на автобусах регулярные пассажирские маршруты, по перевозке населения в г. Шебекино Белгородской области по утвержденному графику, с полным рабочим днем, при 5-ти дневной рабочей неделе. В отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях не находился. Роганин А.Ф. согласно закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №172 ст.27 п.1 пп.10 имеет право на льготную пенсию за работу водителем автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах по перевозке людей.
Указанные сведения, были дополнены справкой, выданной 25.03.2011 года, согласно которой Роганин А.Ф. осуществлял работу водителем автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах по перевозке людей г. Шебекино в основном по маршруту №2 и №7. С 1978 года по 1991 год маршрут №2 проходил начиная со <адрес>.
Справки от 12.01.2011 года и 25.03.2011 года суд признает допустимыми доказательствами по делу, и подтверждающие право истца на включение периода его работы в льготный трудовой стаж, данные, содержащиеся в них, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Утверждение ответчика о том, что сведения, указанные в льготной справке от 12.01.2011 года, не соответствуют сведениям, персонифицированного учета, которые предприятие сдавала в УПФ, в связи с чем справка от 12.01.2011 года является не допустимым доказательством по делу, суд признает неубедительными по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, работодатель, предоставляя в УПФ РФ в Шебекинском району и г. Шебекино справку, уточняющую льготный характер работы в отношении Роганина А.Ф. не отрицал, что истец в период его работы с 02.06.1978 года по 30.03.2001 года работал в качестве водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах с полным рабочим днем и 5-ти дневной рабочей неделей в Шебекинской автоколонне №1466, впоследствии преобразованной в АООТ «Автоколонна №1466», и переименованной в ОАО «Автоколонна №1466».
То обстоятельство, что руководство Шебекинской автоколонны №1466, впоследствии преобразованной в АООТ «Автоколонна №1466», и переименованной в ОАО «Автоколонна №1466», не предоставляло сведений в УПФ РФ в Шебекинском районе и г. Шебекино в отношении истца, работающего в качестве водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, кроме того в судебном заседании нашел подтверждение факт работы истца в качестве водителя автобуса, работающего на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
В судебном заседании установлено, что Шебекинская автоколонна №1466 осуществляла пассажирские и грузовые перевозки, с 01.07.1991 года Шебекинская автоколонна №1466 реорганизована путем раздела на два предприятия грузовое Автоколонная №1466 и пассажирское автотранспортное предприятие, однако Автоколонна №1466 продолжала осуществлять кроме грузовых перевозок, перевозки пассажиров, а именно автоколонна №1466 осуществляла перевозку пассажиров на городских маршрутах №7 и №4, данное обстоятельство подтверждается соглашениями на перевозку жителей г. Шебекино не муниципальным транспортом г. Шебекино, заключенного между администрацией Шебекинского района и г. Шебекино и ОАО «Автоколонна №1466» в 2001 г., 2002 г., лицензией, выданной 28.01.2000 года ОАО «Автоколонна №1466» на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по РФ, срок действия лицензии с 28.01.2000г. по 27.01.2003г..
Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года №5 «О порядке применения Списком производит, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Свидетели ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебном заседании показали, что Роганин А.Ф. работал в качестве водителя с 1978 года по март 2001 года по специальности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах с полным рабочим днем и 5-ти дневной рабочей неделей в Шебекинской автоколонне №1466. Истец, с 1978 года по 1991 год работал на автобусе «Икарус» по маршруту №2, по утвержденному графику, с остановками в установленных местах, для осуществления высадки и посадки пассажиров. Свидетели ФИО8, ФИО9, ФИО10 в судебном заседании пояснили, что после раздела автоколонны №1466 на два предприятия, истец продолжал работать в автоколонне №1466, в качестве водителя маршрута №7, осуществлял перевозку пассажиров, с полным рабочим днем, данный маршрут был городским. В автоколонне №1466 после ее раздела, остались два маршрута, в том числе и №7.
Показания указанных свидетелей согласуются с другими материалами дела, поэтому у суда нет оснований усомниться в их правдивости, факт работы свидетелей с истцом в спорный период времени нашел свое подтверждение представленными в судебное заседание трудовыми книжками свидетелей и приобщенными к материалам дела их копиями.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.
Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г.
Как следует из справки, выданной 25.03.2011 года ОАО «Автоколонна №1466», штатное расписание с 1978 г. по 2001 г. не сохранилось.
Из справки, выданной 22.03.2011 г. ОАО «Автоколонна №1466», видно, что Роганину А.Ф. при начислении заработной платы, данные из путевых листов, табелей рабочего времени в период с 02.06.1978 года по 20.03.2001 года переносились в лицевые счета, также переносились дни ремонта на закрепленных автобусах и часы работы по перевозке пассажиров по городскому маршруту. Путевые листы и табеля рабочего времени, ведомости по выплате заработной платы не сохранились, так как срок их хранения составляет 3-5 лет, в лицевом счете работника эти данные отражены. Не сохранились должностные инструкции 1978-2001г.г., так как срок хранения первичных документов 5 лет.
Согласно акта на уничтожение документов бухгалтерской и дополнительных форм учета и отчетности, необходимых документов, которые хранятся не более 3-5 лет, утвержденного генеральным директором ОАО «Автоколонна №1466» 20.12.2008 года, уничтожены документы с 1970 г. по 2003 г. : нарядные листы (маршрутные), книги выдачи путевых листов, табеля учета рабочего времени, табеля выхода автопарка, путевые листы, лимитные карты на отпуск материалов, карточки учета пробега автомобилей, товарно-транспортные накладные, оборотно -сальдовые ведомости, кассовые книги с приложениями, банковые выписки с приложениями, бухгалтерские документы по учету материалов.
Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих льготный характер труда истца, в связи с их уничтожением работодателем, не может служить основанием для лишения гражданина права на досрочное назначение пенсии, поскольку должность, занимаемая истцом в спорный период, соответствует требованиям п.п. 10 ч. 1 ст. 27 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и подтверждена материалами дела.
Кроме того, обязанность ведения, оформления и хранения трудовых книжек законом возлагается на работодателя, поэтому не отражение условий, предусмотренные ст.27 ч.1 пп.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в трудовой книжке истца само по себе не может служить основанием для отказа в заявленных требованиях.
В судебном заседании установлено, что истец в период с 02 июня 1978 года по 30 марта 2001 года работал по специальности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах с полным рабочим днем и 5-ти дневной рабочей неделей в Шебекинской автоколонне №1466, впоследствии преобразованной в АООТ «Автоколонна №1466», и переименованной в ОАО «Автоколонна №1466».
Таким образом исковые требования Роганина А.Ф. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Роганина Александра Федоровича удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Шебекинском районе и г. Шебекино включить в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию Роганина Александра Федоровича, период его работы с 02 июня 1978 года по 30 марта 2001 года по специальности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах с полным рабочим днем и 5-ти дневной рабочей неделей в Шебекинской автоколонне №1466, впоследствии преобразованной в АООТ «Автоколонна №1466», и переименованной в ОАО «Автоколонна №1466».
Ответчик вправе подать в Шебекинский районный суд Белгородской области заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Белгородский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае подачи такого заявления в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Шебекинского
районного суда Е.А. Заполацкая