17/05/2011



Дело № 2 - 541 /2011.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Лемижанской И.В.

при секретаре судебного заседания Гончаровой Е.В.

с участием: истца - Шутова А.И., представителя ответчика по доверенности - Мишневой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шутова Анатолия Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Шебекинском районе и г.Шебекино о возложении обязанности по перерасчету стажа и признании права на ежемесячную доплату к пенсии,

установил:

С 01.10.1982г. по 12.05.2004г. Шутов А.И. работал в отраслях угольной промышленности в должностях подземного проходчика, машинистом электровоза подземным. 28.04.1999г. УПФР по <адрес> Коми ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости.

Решением Интинского городского суда Республики Коми по иску Шутова А.И. к УПФР по <адрес> Коми о преобразовании пенсионных прав установлено, что «по состоянию на 01.01.2002г. стаж истца на подземных работах составил 18 лет 6 месяцев 15 дней».

В 2008г. Шутов А.И. переехал на постоянное место жительства в г.Шебекино Белгородской области, пенсионное дело УПФР по г.Инта Республики Коми направлено в УПФР Шебекинского района и г.Шебекино.

10.03.2011г. Шутов А.И. обратился в УПФР Шебекинского района и г.Шебекино с заявлением о выплате ему дополнительного социального обеспечения, как лицу, проработавшему в организациях угольной промышленности на подземных работах не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий. 23.03.2011г. ему было отказано в назначении дополнительной выплаты из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Дело инициировано Шутовым А.И. Просит признать за ним право на включение в льготном исчислении в специальный стаж на подземных работах периоды работы с 01.10.1982г. по 05.01.1983г. в качестве ученика подземного проходчика, с 06.01.1983г. по 24.09.2000г. в качестве подземного проходчика, с 25.09.2000г. по 12.05.2004г. в качестве машиниста электровоза подземного, что составляет 26 лет 8 месяцев 9 дней. Признать за ним право на ежемесячную доплату к пенсии, как лицу, проработавшему в организациях угольной промышленности, с 10.03.2011г.

В судебном заседании истец Шутов А.И. свои исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что ответчик неправильно исчисляет его льготный стаж работы. Считает, что у него имеется предусмотренный законом льготный стаж работы позволяющий назначить ему ежемесячную доплату. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Мишнева О.В. иск Шутова А.И. не признала. В удовлетворении заявленных требований просит отказать, т.к. истец не правильно производит расчет специального стажа, а для назначения ежемесячной доплаты у него не имеется установленного законом стажа. Просит в удовлетворении требований отказать.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав пояснения сторон, суд находит исковые требования Шутова А.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с положениями ФЗ РФ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работающие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством РФ, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии. Доплата будет осуществляться за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда РФ и выплачивается одновременно с пенсией. Назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке: с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта; с 1 августа, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 апреля по 30 июня; с 1 ноября, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 июля по 30 сентября; с 1 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.

Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления работниками организаций угольной промышленности работы, дающей право на доплату к пенсии. При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на работу, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается соответственно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер был принят на указанную работу.

Записями в трудовой книжке Шутова А.И., материалами пенсионного дела № на имя Шутова А.И., подтверждается, что по состоянию на 12.05.2004г. стаж истца на подземных работах и ведущих профессий работников организаций угольной промышленности составил 17 лет 11 месяцев 21 день. С учетом льготного исчисления стаж истца на работах ведущих профессий ( 1 год за 1 год 3 месяца, т.е. 17 лет. х 1,3 = 22 года) составляет 22 года 11 месяцев 21 день.

Из материалов пенсионного дела №, оформленного на имя Шутова А.И., и пояснений представителя ответчика следует, что при расчете льготного стажа истца не учитывался в льготном исчислении каждый второй год работы истца на шахте, т.к. на период проездов к месту отдыха во время ежегодного отпуска истцу предоставлялся дополнительный отпуск на проезд из-за чего непрерывный стаж истца прерывался. Поэтому из 17 лет 02 месяцев 14 дней засчитали в льготном исчислении только 10 полных отработанных лет.

Представитель ответчика представила суду письменный расчет льготного стажа истца и пояснения к нему. Суд находит, что расчет льготного стажа истца УПФР Шебекинского района и г.Шебекино основан на неправильном толковании и применении норм действующего законодательства.

Федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № от 19.02.1993г. устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан, в том числе закрепляет право определенных им лиц на бесплатный проезд в пределах Российской Федерации к месту отдыха и обратно один раз в два года.

По своей правовой природе данный вид государственной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер.

Поскольку из материалов пенсионного дела, пояснений сторон усматривается, что каждые два года Шутов А.И. использовал дополнительные отпуска на проезд к месту отдыха и обратно, суд не может посчитать, что у истца стаж работы прерывался. Суд находит, что истец каждые два года работы на Севере использовал предоставляемую ему льготу, стаж работы истца не прерывался. Поэтому льготный стаж работы истца на ведущих специальностях составляет не менее 22 года.

Оценивая в совокупности выше указанные обстоятельства дела, суд находит, что требования истца о признании за ним права на ежемесячную доплату к пенсии, как лицу, проработавшему в организациях угольной промышленности, с 10.03.2011г., обоснованными и подлежащими удовлетворению, т.к. на момент обращения у истца имелось более 20 лет стажа в качестве работников ведущих профессий.

Согласно трудового законодательства если же работник одновременно с обучением выполняет свои трудовые обязанности, то в этом случае ему должна выплачиваться средняя заработная плата.

Из справки АООТ «Шахтостроительное управление № 8» от 22.03.1999г. следует, что Шутов А.И. полный рабочий день работал в ШСУ-8 с 06.12.1982г. по 05.01.1983г. в качестве ученика проходчика подземного в производстве горные работы в особых условиях труда с полным рабочим днем под землей.

УПФР в Шебекинском районе и г.Шебекино при расчете стажа истца выше указанную справку во внимание не принимает, стаж работы учеником в льготный стаж не засчитывает. Однако, доказательств, опровергающих сведения в этой справке, ответчиком суду не представлено. Ссылка на то, что законодательством, в частности, Правилами № 516, предусмотрен исчерпывающий перечень специальностей занятых на подземных работах, неубедителен. Требования истца о включении в его льготный стаж периода работы с 01.10.1982г. по 05.01.1983г. в качестве ученика подземного проходчика подлежат удовлетворению, поскольку его место обучения находилось непосредственно в шахте вместе с подземным проходчиком, фактически он выполнял обязанности подземного проходчика. В шахте Шутов А.И. находился не менее 6 часов, т.к. спуск рабочих в шахту происходит в определенное время: в начале и конце смены, выплачивалась средняя заработная плата. Представитель ответчика доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представил.

Доводы ответчика о том, что период работы истца с 01.10.2003г. не может быть зачтен в льготный стаж, т.к. добыча угля в ОАО «Шахта «Западная-бис» была прекращена с 01.10.2003г. суд не может принять во внимание, поскольку записями в трудовой книжке истца подтверждается период работы с особыми условиями труда в соответствующей должности, а с 01.11.2001г. истец переведен на работу в ОАО «Шахта «Западная» на должность машиниста электровоза подземным, что соответствует наименованию должности и Спискам.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шутова Анатолия Ивановича удовлетворить.

Признать право Шутова Анатолия Ивановича на включение в стаж на подземных работах периода работы с 01.10.1982г. по 05.01.1983г. в качестве ученика подземного проходчика, с 06.01.1983г. по 24.09.2000г. в качестве подземного проходчика, с 25.09.2000г. по 12.05.2004г. в качестве машиниста электровоза подземного.

Признать за Шутовым Анатолием Ивановичем право на ежемесячную доплату к пенсии, как лицу, проработавшему в организациях угольной промышленности, с 10.03.2011г.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд, т.е. с 23.05.2011г.

Судья - Лемижанская И.В.