16/03/2011



Дело № 2- 229/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2011 года г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Подрейко С.В.,

при секретаре Шайдаровой Н.Н.,

с участием истца Гайворонского М.А., представителя ответчика администрации Шебекинского района Мишукова М.А. (по доверенности), представителя ответчика Управления образования Шебекинского района Выродовой Ю.А. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайворонского Михаила Анатольевича к администрации Шебекинского района, Управлению социальной защиты населения администрации Шебекинского района о признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

у с т а н о в и л :

Гайворонский М.А. обратился в суд с иском о признании его лицом, оставшимся без попечения родителей и признании за ним права постановки на жилищный учет как лица, оставшегося без попечения родителей, в жилищной комиссии администрации Шебекинского района. Сослался на то, что в возрасте 8 лет на основании заявления матери ФИО6 был помещен в Шебекинский детский дом. По прошествии года мать не забрала его из детского дома, и он был определен в Пятницкую общеобразовательную школу-интернат Волоконовского района, где обучался по 24.06.2009 года. За время нахождения в интернате мать приезжала к нему один раз в начальной школе. Его воспитанием не занималась, его учебой, здоровьем не интересовалась. ФИО6 не работала, злоупотребляла спиртным, вела аморальный образ жизни. На каникулы он приезжал к старшей сестре ФИО2, которая ему помогала материально. Одежду и обувь он приобретал сам иди с сестрой за пенсию по потере кормилица - отца ФИО3 Социальный педагог школы-интернат подготавливала исковое заявление о лишении матери родительских прав в отношении него, но орган опеки и попечительства администрации Шебекинского района не давал согласия на подачу иска. В настоящее время он проживает на съемной квартире, обучает на заочном отделении в БГТУ им. Шухова, работает сварщиком на «Энергомаш (Белгород) - БЗЭМ», не имеет своего жилья. Не имея статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления для постановки на учет для получения жилого помещения.

В судебном заседании Гайворонский М.А. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика администрации Шебекинского района Мишуков М.А. заявленные требования не признал, поскольку мать истца своими действиями не уклонялась от воспитания ребенка, свободное от учебы время он проводил в семье, родительских прав в установленном порядке не лишалась. Отсутствуют сведения о том, что истец состоял на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей. Гайворонский М.А. в установленном порядке не обращался в орган местного самоуправления для постановки на жилищный учет, доказательств нарушения его прав администрацией Шебекинского района нет.

Представитель Управления образования администрации Шебекинского района иск не признала, поскольку в орган опеки и попечительства не поступали сведения о том, что в несовершеннолетнем возрасте истец остался без попечения родителей.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные Гайворонским М.А. требования подлежащими частичному удовлетворению.

Понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей" приведено в пункте 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ ( далее - СК РФ), ст.1 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - это лица в возрасте до 18 лет, оба родителя которых или единственный из них оставили их без попечения по причинам: лишения или ограничения родительских прав; признания безвестно отсутствующими, а также недееспособными; объявления умершими; нахождения в лечебных учреждениях или местах лишения свободы; уклонения от воспитания детей, от защиты их прав и интересов; отказа взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения.

Отец истца ФИО3 умер 18 июня 1998 года.

Истцом суду представлены убедительные и достаточные доказательства того, что в возрасте до 18 лет он остался без попечения матери, которая, хотя и не была лишена родительских прав в отношении него, но уклонялась от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.

В 1998 году мать истца ФИО6 обратилась в управление образования администрации Шебекинского района и города Шебекино с заявлением об определении сына в муниципальный детский г.Шебекино в связи с тем, что она испытывает материальные затруднения: сама воспитывает сына, нигде не работает, отсутствует возможность ребенку посещать школу, расположенную в 7 км.

На основании проказа начальника управления образования администрации Шебекинского района и города Шебекино от 8.09.1998 года Гайворонский М.А. был определен в Шебекинский муниципальный детский дом сроком на 1 год.

По тем основаниям по постановлению главы Шебекинского района и города Шебекино № 1170 от 18.07.2000 года согласно путевки Белгородского управления образования администрации области № 292 от 1.09.2000 года Гайворонский М.А. был направлен в Пятницкую школу-интернат, зачислен 5 сентября 2000 года в 3 класс с круглосуточным пребыванием.

Согласно справке директора школы-интерната истец обучался в ГОУ «Пятницкая общеобразовательная школа-интернат среднего(полного) общего образования» <адрес> на неполном гособеспечении по 24.09.2009 года.

За время пребывания Гайворонского М.А. в школе-интернате его мать приезжала один раз в начальных классах, каникулярное время и выходные несовершеннолетний проводил в семье своей сестры ФИО2, администрация ставила вопрос о лишении родительских прав ФИО6, но был получен отказ, что подтверждается письмом директора школы- интерната в Шебекинскую межрайпрокуратуру от 26.10.2010 года.

Изложенные в письме обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО2, ФИО8, ФИО6

ФИО9, работавшая с 1999 года по 2006 год социальным педагогом Пятницкой школы-интерната пояснила, что ФИО6 приезжала в интернат 1 раз, никогда не интересовалась обучением, здоровьем сына. Материальным обеспечением сына не занималась. Одежду ему приобретали за счет пенсии по потере кормильца. Гайворонский М. длительное время скрывал отношение к нему матери. После того, как ей стало известно, что ФИО6 не выполняет родительские обязанности, ею было подготовлено исковое заявление о лишении ФИО6 родительски прав в отношении сына. Но управлением образования администрации Шебекинского района в устной форме было отказано в направлении иска в суд.

Из личного дела Гайворонского М.А., представленного Пятницкой школой-интернат усматривается, что ФИО6 не только не содержала сына, но и не вносила родительскую плату за его пребывание в интернате.

По месту жительства администрацией Большегородищенского сельского поселения ФИО6 характеризуется как злоупотребляющая спиртными напитками.

В судебном заседании ФИО6 не отрицала, что на протяжении пребывания сына в интернатом учреждении не интересовалась его здоровьем, учебой, мотивировав это тем, что во 2 классе учитель похвала сына.

Поскольку отец истца умер, а его мать уклонялась от его воспитания, от исполнения обязанностей родителя, возложенных на нее ст.63 СК РФ, он является лицом, оставшимся в возрасте до 18 лет без попечения родителей.

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Что касается доводов администрации Шебекинского района об отсутствии сведений о постановке истца на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, то защит прав таких детей была бы иллюзорной, если бы была поставлены в зависимость от добросовестности сотрудников органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, в которых они находятся.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Статьей 3Закона Белгородской области от 25.01.2007 N 93 (ред. от 21.07.2008) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области" (принят Белгородской областной Думой 21.12.2006)) установлен заявительный характер постановки на жилищный учет в органе местного самоуправления лиц, оставшихся без попечения родителей.

ФИО3 не отрицал, что не обращался в администрацию Шебекинского района с заявлением о постановке на жилищный учет, не представлял документы по перечню, установленному статьей 3Закона Белгородской области от 25.01.2007 N 93, поэтому заявленные им суду требования о признании права постановки на жилищный учет являются преждевременными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодека Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Гайворонского Михаила Анатольевича удовлетворить частично.

Признать Гайворонского Михаила Анатольевича лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В остальной части заявленных требования Гайворонскому Михаилу Анатольевичу отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Шебекинский районный суд Белгородской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 3 апреля 2011года.

Судья С.В.Подрейко