26/07/2011



                                                     Дело № 2-776/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шебекино 13 июля 2011 года

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Подрейко С.В.

при секретаре Шайдаровой Н.Н.,

с участием истца Рекухина В.М., его представителя Быковой Л.А. (по заявлению), представителя ответчика Управления пенсионного фонда РФ Шебекинского района и г.Шебекино по доверенности Горбатенко О.В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рекухина Владимира Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Шебекинскому району и г. Шебекино о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

     у с т а н о в и л :

          Согласно записей в трудовой книжке Рекухин В.М. работал в период с 4.10.1978 года по 2.03.1990 года в качестве шофера автобуса со специальной подготовкой, в Шебекинской автоколонне №1466, впоследствии преобразованной в АООТ «Автоколонна №1466», и переименованной в ОАО «Автоколонна №1466», в период с 1.07.1992 года по 27.04.2000 года водителем на автобусе на регулярных городских пассажирских маршрутах в Шебекинском ПАТП.

Весной 2010 года истец обратился в УПФ в Шебекинском районе и г. Шебекино по вопросу оценки его пенсионных прав на назначение досрочной льготной трудовой пенсии по старости.

        Согласно ответа пенсионного органа от 19.05.2010 года не могут быть включены в льготный трудовой стаж истца указанные периоды работы, так как в трудовой книжке не отражены условия, предусмотренные ст.27 п.1 пп.10 Закона РФ №173 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

Дело инициировано иском Рекухина В.М., который просит обязать включить в льготный стаж периоды его работы, дающие право на досрочное назначение пенсии: с 4.10.1978 года по 2.03.1990 года в должности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, осуществляющих пассажирские перевозки в г.Шебекино, от Шебекинской автоколонны № 1466, с полным рабочим днем и пятидневной рабочей неделей; - с 01.07.1992 года по 27.04.2000 года в должности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, осуществляющих пассажирские перевозки в г.Шебекино, от Шебекинского ПАТП, с полным рабочим днем и пятидневной рабочей неделей.

         В обоснование сослался на то, что его работа протекала на регулярных городских маршрутах, по улицам города Шебекино, с остановками в установленных местах, для осуществления высадки и посадки пассажиров, с соблюдением правил и норм по технике безопасности, от Шебекинской автоколонны №1466 и Шебекинского ПАТП. Работа на линии проходила по утвержденному маршруту и графику на одних и тех же автобусах. Предоставлялся дополнительный отпуск, выдавалась специальная спецодежда со значками различия, пользовался бесплатным проездом по Белгородской области. Сотрудники, которые вместе с ним работали на линии и были заняты перевозкой людей, в настоящее время находятся на досрочной пенсии. При утверждении новых списков, дающих право на льготную пенсию, руководителям предприятий всех форм собственности, предписывалось провести аттестацию, однако данные обязательства предприятие не выполнило.

Истец Рекухин В.М. и его представитель Быкова Л.А. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно пояснили, что      вины истца в том, что работодатель представлял в УПФ в Шебекинском районе и г. Шебекино ежегодный отчет на общих основаниях и ненадлежащее оформил трудовые документы истца, не имеется. Истец 4.10.1978 года по 2.03.1990 года работал водителем на автобусе «Икарус» по маршрутам №1 и №2, в 1991 году автоколонна №1466 была разделена на два предприятия: автоколонна №1466 и пассажирское автотранспортное предприятие. Рекухин В.М. перешел работать в ПАТП и работал на тех же маршрутах, которые проходили по г. Шебекино. Рекухин В.М. был занят только на регулярных городских пассажирских маршрутах г. Шебекино. Рекухин В.М. осуществлял перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутах № 1 и №2 с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Имеющиеся в его трудовой книжке записи о переводах газоэлектросварщиком были связаны с необходимостью производства сварочных работ по ремонту автобусов, закрепленных за ним. Эти работы не были длительными.

Представитель ответчика по доверенности Мишнева О.В. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что зачесть периоды работы истца с 4.10.1978 года по 2.03.1990 года и с 1.07.1992 года по 27.04.2000 года, в льготный стаж не представляется возможным по представленной трудовой книжке, так как в ней не отражены условия, предусмотренные ст.27 п.1 пп.10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» -№173 ФЗ от 17.12.2001 года. Предприятия, на которых работал истец, в спорный период времени, сдавали ежегодные отчеты с обычными условиями труда. Из представленных стороной истца документов не усматриваются условия труда, предусмотренные списком, в том числе занятость истца во вредных условиях труда полный рабочий день на регулярных городских пассажирских маршрутах, а свидетельские показания в соответствии с положениями с п.3 ст.13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», ст.60 ГПК РФ являются в данном случае недопустимым доказательством. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

           Представитель третьего лица ОАО «Автоколонна №1466» в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещены. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица. В прошлом судебном заседании представитель ОАО «Автоколонна №1466» по доверенности Евсюков М.А. поддержал заявленные Рекухиным В.М. требования, подтвердил, что истец в период его работы 4.10.1978 года по 2.03.1990 года работал в качестве водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах с полным рабочим днем и 5-тидневной рабочей неделей в Шебекинской автоколонне №1466, впоследствии преобразованной в АООТ «Автоколонна №1466», и переименованной в ОАО «Автоколонна №1466». Истец осуществлял на автобусах регулярные пассажирские маршруты по перевозке населения в г. Шебекино по утвержденному графику. В 1991 году автоколонна №1466 была реорганизована на два предприятия: автоколонна №1466 и пассажирское автотранспортное предприятие. Рекухин В.М. перешел работать в ПАТП на те же маршруты.

           Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Рекухина В.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно п.1.2.3 «Вид автобусных перевозок» Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2, предусмотрена характеристика автобусных перевозок по следующим основным признакам: 1.2.3.1. Регулярности осуществления: регулярные (перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках), разовые (единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом); 1.2.3.2. Территориальному: городские; пригородные; междугородные; международные.

В соответствии с Порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованным с Министерством социальной защиты населения РФ (письмо от 01.06.92 N 1-2110-15) право на назначение досрочной пенсии имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов. При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

Из справки, выданной 28.06.2011 гола ОАО «Автоколонна №1466» следует, что Шебекинское АТП переименовано в Шебекинскую автоколонну №1466 с 18.02.1975 года на основании приказа №20 от 18.02.1975 года; Шебекинская автоколонна №1466 преобразована в АООТ «Автоколонна №1466» с 08.08.1994 года на основании Постановления главы Шебекинского района и г. Шебекино №1038 от 08.08.1994 года; в марте 2001 года переименовано в ОАО «Автоколонна №1466» на основании постановления главы администрации Шебекинского района и г. Шебекино №470 от 13.03.2011 года.

Согласно личной карточки формы Т-2, Рекухин В.М. с 4.10.1978 года по 2.03.1990 года работал в качестве водителя в автоколонне №1466.

Из коллективного договора Шебекинской автоколонны №1466, заключенного между администрацией и местным комитетом профсоюзной организации автоколонны №1466 на 1979 год следует, что коллектив Шебекинской автоколонны №1466 осуществляет обслуживание перевозок грузов и пассажиров. В Списке профессий с вредными условиями труда, которым предоставляется дополнительный отпуск, являющегося Приложением №4 к коллективному договору, указаны шоферы автобусов регулярных линий, которым предоставляется дополнительный отпуск в количестве 12 дней.

Из приказа №129-к от 01.12.1988 года Автоколонны №1466 Белгородского территориального объединения «Белгородавтотранс» следует, что для усиления контроля за работой пассажирского транспорта и водительского состава, улучшения обслуживания жителей города и района пассажирскими перевозками, а также разделения автобусов по видам перевозок и характеру выполняемых задач, перераспределен подвижной состав и водителей существующего автоотряда, в автоотряд №6 вошел Рекухин В.М.

Из путевых листов за январь 1988 года следует, что Рекухин В.М. работал на автобусе Икарус 260 госномер 99-57, по второму маршруту, согласно установленного графика, с осуществлением пассажирских перевозок по г. Шебекино.

В соответствии со справкой, выданной 28.06.2011 года ОАО «Автоколонна №1466», Рекухин В.М. согласно лицевых счетов по заработной плате работал в период с октября 1978 года по апрель 1990 года, водителем на городском маршруте по перевозкам пассажиров по утвержденному графику. В данной справках указано отработанное время обслуживанию городских маршрутов (часы). Данная справка выдана на основании лицевых счетов, платежных ведомостей, и подтверждаются лицевыми счетами, представленными третьим лицом ОАО «Автоколонна №1466».

Из справки № 9 от 28.06.2011 года выданной ОАО «Автоколонна №1466» следует, что Рекухин В.М. работал в автоколонне №1466 (ныне ОАО «Автоколонна №1466») водителем      с 4.10.1978 года по 2.03.1990 года. В указанный период он осуществлял на автобусах регулярные пассажирские маршруты, по перевозке населения в г. Шебекино Белгородской области по утвержденному графику, с полным рабочим днем, при 5-тидневной рабочей неделе. В отпусках без сохранения заработной платы и других отвлечениях не находился. Рекухин В.М. согласно закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №172 ст.27 п.1 пп.10 имеет право на льготную пенсию за работу водителем автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах по перевозке людей.

Указанные сведения, были дополнены справками, выданными в тот же день, согласно которым Рекухин В.М. осуществлял работу водителем автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах по перевозке людей г. Шебекино в основном по маршруту №2 и №1. С 1978 года по 1990 год маршрут №2 проходил начиная со ст.Нежеголь, Рубинский сад, БХЗ, Пищекомбинат, переезд, по требованию, рынок, пл. Химиков, к-т Космос, райбольница, пл. Ленина, ул.Парковая, ул. Рабочая, Маслозавод, общежитие БХЗ, ул. Докучаева, маршрут № 1 - начиная с ул.М.Горького, ул.Октябрьская, КМС, ШМЗ, ул.Кирова, пл.Химиков, Автостанция, СМУ, Кожзавод, Пески 1, Пески 2, ул.Маслова, Меловой завод, Колодец, ул.П.Морозова.

Указанные справки суд признает допустимыми доказательствами по делу, и подтверждающие право истца на включение периода его работы в льготный трудовой стаж, данные, содержащиеся в них, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Согласно справке архивного отдела администрации Шебекинского района государственное предприятие «Шебекинское пассажирское автотранспортное предприятие» (ПАТП) выделилось из состава Шебекинской АТК № 1466 на основании приказа № 98 от 22.05.1991 г. ТПО «Белгородавтотранс». На основании решения Арбитражного суда Белгородской области от 21.11.2002 года ФГУП Шебекинское ПАТП признано несостоятельным (банкротом).

Стороной истца представлена совокупность документальных доказательств, подтверждающих тот факт, что Шебекинское ПАТП осуществляло перевозки пассажиров по городским маршрутам г.Шебекино.

Из исторической справки конкурсного управляющего ФГУП «Шебекинское ПАТ» усматривается, что одним из основных видов деятельности предприятия являлись маршрутные перевозки пассажиров автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении.

Постановлением главы Шебекинского района и города Шебекино № 2276 от 27.12.2000 года утвержден перечень муниципальных и коммерческих заказов и количество автобусов на городских и близлежащих пригородных перевозках. Все муниципальные заказы, в том числе по маршрутам № 1 и №2 переданы Шебекинскому ПАТП.

Согласно личной карточке формы Т-2 Рекухин В.М. в период с 01.07.1992 года по 27.04.2000 года водителем в Шебекинском ПАТП.

В соответствии с абзацем 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

То обстоятельство, что в период с 01.07.1992 года по 27.04.2000 года Рекухин В.М. работал в должности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, осуществляющих пассажирские перевозки в г.Шебекино, от Шебекинского ПАТП, помимо соответствующей записи в его трудовой книжке, подтверждается лицевыми счетами за указанный период, согласно которым истцу производилось начисление за отработанные дни на линии, дни в ремонте, а также доплаты за выдачу талонов.

Как пояснила в судебном заседании свидетель ФИО7, работавшая в указанный период в ПАТП бухгалтером по заработной плате, последний вид доплат производился лишь водителям, работавшим на городских маршрутах.

Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

То обстоятельство, что руководство Шебекинского ПАТП не предоставляло сведений в УПФ РФ в Шебекинском районе и г. Шебекино в отношении истца, работающего в качестве водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, кроме того, в судебном заседании нашел подтверждение факт работы истца в качестве водителя автобуса, работающего на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года №5 «О порядке применения Списком производит, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Из показаний свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 следует, что Рекухин В.М. с 4.10.1978 года по 2.03.1990 года и с 01.07.1992 года по 27.04.2000 года работал в должности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, осуществляющих пассажирские перевозки в г.Шебекино, от Шебекинской автоколонны № 1466, от Шебекинского ПАТП с полным рабочим днем и пятидневной рабочей неделей. Работал по маршрутам № 1 и № 2 по утвержденному графику, с остановками в установленных местах, для осуществления высадки и посадки пассажиров.

Показания указанных свидетелей согласуются с другими материалами дела, поэтому у суда нет оснований усомниться в их правдивости, факт работы свидетелей с истцом в спорный период времени нашел свое подтверждение представленными в судебное заседание трудовыми книжками свидетелей и приобщенными к материалам дела их копиями.

Истцом представлены решения Шебекинского районного суда, вступившие в законную силу, в соответствии с которыми удовлетворены заявления водителей автобусов, работавших с истцом, в том числе ФИО9, об установлении факта работы полный рабочий день при полной рабочей неделе в должности водителя автобуса в автоколонне № 1466 и Шебекинсокм ПАТП. Эти водители получили пенсию на льготных основаниях, что они подтвердили в судебном заседании.

Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г.

Как следует из справки, выданной 28.06.2011 года ОАО «Автоколонна №1466», штатное расписание с 1978 г. по 1990 г. не сохранилось.

Согласно акта на уничтожение документов бухгалтерской и дополнительных форм учета и отчетности, необходимых документов, которые хранятся не более 3-5 лет, утвержденного генеральным директором ОАО «Автоколонна №1466» 20.12.2008 года, уничтожены документы с 1970 г. по 2003 г. : нарядные листы (маршрутные), книги выдачи путевых листов, табеля учета рабочего времени, табеля выхода автопарка, путевые листы, лимитные карты на отпуск материалов, карточки учета пробега автомобилей, товарно-транспортные накладные, оборотно -сальдовые ведомости, кассовые книги с приложениями, банковые выписки с приложениями, бухгалтерские документы по учету материалов.

Согласно архивной справке архивного отдела администрации Шебекинского района от 27.02.2010 года в документах Шебекинского ПАТП, переданных на хранение за период с 1992 - 2000 годы должностные инструкции на водителей, схемы движения автобусов, маршрутные листы, коллективные договора не значатся.

Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих льготный характер труда истца, в связи с их уничтожением работодателем, не может служить основанием для лишения гражданина права на досрочное назначение пенсии, поскольку должность, занимаемая истцом в спорный период, соответствует требованиям п.п. 10 ч. 1 ст. 27 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и подтверждена материалами дела.

Кроме того, обязанность ведения, оформления и хранения трудовых книжек законом возлагается на работодателя, поэтому не отражение условий, предусмотренные ст.27 ч.1 пп.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в трудовой книжке истца само по себе не может служить основанием для отказа в заявленных требованиях.

Согласно записей в трудовой книжке истец был переведен временно газоэлектросварщиком с 31.07.1989 года по 31.10.1989 года на основании приказа № 95-к от 4.08.1989 года, с 01.02.1985 года по 20.10.1986 года на основании зап. № 19 от 30.01 1985 года, а также с 12.12.1993 года на основании приказа № 197-к от 12.12.1993 года.

Указанные периоды не подлежат исключению из спорных периодов работы в качестве водителя, поскольку истцом представлены убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что фактически переводы на другую работы не осуществлялись, он выполнял ремонтные работы текущего характера закрепленного за ним автобуса, поскольку один из состава водителей имел квалификацию газоэлектросварщика. Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО7, ФИО8, ФИО9

Так, в книге переводов по автоколонне № 1466, копии приказа от 4.08.1989 года № 95-к время перевода Рекухина В.М. не указано.

По лицевым счетам за весь период работы в ПАТП Рекухин В.М. значится водителем, с начислением за каждый месяц оплаты за начисление за отработанные дни на линии, дни в ремонте, а также доплаты за выдачу талонов. Более того, согласно справке архивного отдела в приказе № 197-к от 12.12.1993 года Рекухин В.М. не значится.

В судебном заседании установлено, что истец работал в должности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, осуществляющих пассажирские перевозки в г.Шебекино, от Шебекинской автоколонны № 1466 с 4.10.1978 года по 2.03.1990 года, с 01.07.1992 года по 27.04.2000 года от Шебекинского ПАТП, с полным рабочим днем и пятидневной рабочей неделей,

Таким образом, исковые требования Рекухина В.М. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рекухина Владимира Михайловича удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Шебекинскому району и г. Шебекино включить в льготный стаж периоды работы Рекухина Владимира Михайловича, дающие право на досрочное назначение пенсии:

- с 4.10.1978 года по 2.03.1990 года в должности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, осуществляющих пассажирские перевозки в г.Шебекино, от Шебекинской автоколонны № 1466, с полным рабочим днем и пятидневной рабочей неделей,

- с 01.07.1992 года по 27.04.2000 года в должности водителя автобуса, непосредственно занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, осуществляющих пассажирские перевозки в г.Шебекино, от Шебекинского ПАТП, с полным рабочим днем и пятидневной рабочей неделей.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 18 июля 2011 года.

Судья                                                                           Подрейко С.В.