23/08/2011



                                                                                               Дело № 2-883/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.Шебекино                                                                            23 августа 2011 года

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Подрейко С.В.,

при секретаре Грайворонской И.А.,

с участием истца Ряполовой О.В., ответчика Дроздова И.С., представителя третьего лица администрации Шебекинского района Мишукова М.А. (по доверенности),

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Ряполовой Ольги Васильевны к Дроздову Ивану Сергеевичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком, сносе строения, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Ряполова О.В. и Дроздов И.С. являются собственниками смежных земельных участков, расположенных по улице советская в <адрес> соответственно.

Ряполова О.В. обратилась в суд с иском о возложении на Дроздова И.С. обязанности снести самовольно возведенный на его земельной участке с нарушением градостроительных, санитарно-гигиенических правил строение - надворный туалет. Просила также обязать ответчика очистить выгребную яму надворного туалета и засыпать ее, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей. Сослалась на то, что строение расположено в 50 см от межевой границы, с нарушением установленного Градостроительным кодексом РФ требования о расположении строений на расстоянии не менее 1,5 метров от межевой границы. При ее обращении в администрацию Шебекинского района установлено нарушение требований СанПин 42-128-4690-88 - минимальное расстояние от надворных уборных до жилого здания должно составлять 14 метров. Размещение спорного строения чинит ей препятствия в пользовании принадлежащим ей земельным участком - от туалета идет неприятный запах, мухи, громко хлопает от ветра дверь. Туалет, выгребная яма туалета расположены в непосредственной близости от ее подвала, поэтому возможно проникание фекалий в подвал

В судебном заседании Ряполова О.В. поддержала заявленные требования. Пояснила, что ее права как собственника домовладения нарушаются из-за расположения туалета в непосредственной близости от межевой границы, в результате соседи, проходя в туалет, через забор, имеющий щели, наблюдают за ней, причиняя ей, как пожилому человеку, нравственные страдания. Кроме того, имеется опасность проникновения фекалия в ее подвал.

Ответчик Дроздов И.С. заявленные требования не признал. Пояснил, что домовладение по <адрес> принадлежало его матери Дроздовой П.Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери он принял наследство, обратившись с соответствующим заявлением к нотариусу. Проживает в домовладении и пользуется им. Осенью 2010 года на месте старого надворного туалета, на расстоянии не менее 1 метра от межевой границы, расширив в сторону своего двора выгребную яму, он возвел деревянный туалет. Считает, что никаких нарушений им при этом не допущено. Требования истицы, по его мнению, вызваны не нарушением ее прав, а сложившимися неприязненными отношениями между нею и его супругой Дроздовой Е.С.

Представитель третьего лица администрации Шебекинского района Мишуков М.А. оставляет вынесение решения на усмотрение суда.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Ряполовой О.В. не подлежащими удовлетворению.

Статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной определяет такую постройку, которая создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иным правовыми актами, либо создана без получения на это необходимых разрешений либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Из кадастрового паспорта (выписки из государственного кадастра недвижимости) на земельный участок по <адрес>, в <адрес>, принадлежащий Дроздовой П.Ф., усматривается, что целевое назначение данного земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу пункта 1 статьи 1152 ГК Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

Статьей 1153 (пункт 1) ГК Российской Федерации определено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Из свидетельства, выданного 3.08.2004 года нотариусом Шебекинского нотариального округа ФИО7, усматривается, что Дроздовым И.С. принято наследство после смерти матери Дроздовой П.Ф., поэтому оно считается ему принадлежащим в силу п.4 ст.1152 ГК РФ            с момента открытия наследства.

Статьями 263, 266 и 269 ГК РФ устанавливается, что собственник либо лицо, обладающее вещными правами на земельный участок, вправе возводить и создавать на нем здания, сооружения и другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Из пояснений сторон, показаний свидетеля ФИО8 установлено, что надворный туалет был возведен ответчиком осенью 2010 года.

То обстоятельство, что разрешение на его возведение не выдавалось, не может свидетельствовать о его самовольности, так как в соответствии с ч.17 ст.51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, к которым относятся надворные туалеты.

Что касается доводов истицы о нарушении градостроительных норм при возведении спорных построек, то в соответствии с примечанием к п.2.12 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских поселений», хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстояние не менее 1 м.

При определении границы между земельными сторон комиссией в составе главы администрации сельского поселения Плесканева А.В. и главного архитектора Шебекинского района Барышникова А.Е. 8.08.2011 года с участием кадастрового инженера Подставкиной В.Н. установлено, что туалет <адрес> находится в 70 см от установленной границы, рядом с границей находится подвал <адрес>.

Положения ст. 304 ГК РФ позволяют Ряполовой, как собственнику земельного участка, требовать устранения всяких нарушений ее права.

Однако, истицей не представлено допустимых и достоверных доказательств в подтверждение ее доводов о том, что столь незначительное нарушение со стороны ответчика строительных норм повлекло нарушение ее прав как собственника земельного участка, и что при переносе строения на 30 см в сторону участка Дроздова И.С. эти права будут восстановлены.

Предположительны и ссылки истицы на возможность проникновения фекалий в ее погреб.

Свидетель ФИО12, проживавший в принадлежащем истице домовладении до 1982 года, подтвердил, что на том месте, где Дроздов обустроил надворный туалет, ранее также находилось строение туалета. Никаких неудобств в пользовании домовладением по <адрес>, в том числе погребом, он не создавал.

В соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88 (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88) на территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв от домовладений до них может быть сокращен до 8 - 10 метров.

Из представленного истицей письма председателя комитета строительства, транспорта и ЖКХ администрации Шебекинского района от 11.02.2011 года усматривается, что при выезде комиссии в составе заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства Шебекинского района и заместителя главы администрации Чураевского сельского поселения утсановлено расстояние от дворовой уборной, возведенной ответчиком, и домовладением Ряполовой О.В. - 13 метров 20 см, то есть в пределах установленной СанПиН 42-128-4690-88 нормы.

Что касается требований о взыскании компенсации морального вреда, то в соответствии с содержанием ст. 151 ГК РФ право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий - страданий, т.е. морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага; неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерным действием и моральным вредом; вины причинителя вреда. Изложенное означает, что истцу необходимо представить доказательства, подтверждающие факт причинения ему нравственных страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные страдания перенесены потерпевшим. Учитывая, что доказательств в подтверждение указанных обстоятельств истицей не представлено, требования Ряполовой О.В. о компенсации морального вреда не основаны на законе и в их удовлетворении следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,      суд

                                                          Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требования     Ряполовой Ольги Васильевны к Дроздову Ивану Сергеевичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком, сносе строения, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Шебекинский районный суд, то есть с 28 августа 2011 года.

Судья                                                                                Подрейко С.В.