22/09/2011



дело №2-997/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2011 года                                                  г. Шебекино                                                                                   

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Нессоновой С.В.,

при секретаре                              Поддубной В.В.,

с участием истца Бобровой С.А., ее представителя по заявлению Григорьевой Е.В., представителя ответчика администрации Шебекинского района Белгородской области по доверенности Уханевой И.Ю., соответчика Калиниченко В.А., третьих лиц Гуторовой И.В., Колесниченко П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобровой Светланы Алексеевны к администрации Шебекинского района Белгородской области о признании права собственности в порядке наследования,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ умерла Калиниченко С.А. После ее смерти открылось наследство в виде гаража площадью 40.70 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, лесной массив «Строитель».

Дело инициировано иском Бобровой С.А., которая просит признать за ней право собственности в порядке наследования по закону после смерти Калиниченко С.А. на гараж площадью 40.70 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, лесной массив «Строитель». В обоснование своих доводов сослалась на то, что в апреле 1989 года ее матери Калиниченко С.А. администрацией Масловопристанского сельского совета был выделен земельный участок для строительства гаража. Строительство указанного объекта наследодатель начала весной 1989 года и закончила в октябре этого же года, однако в эксплуатацию не был введен. Получить свидетельство о праве на наследство не представляется возможным ввиду отсутствия правоустанавливающего документа на гараж. Соответчик Калиниченко В.А., являющийся наряду с ней наследником первой очереди по закону к имуществу умершей, отказался от принятия наследства, обратившись к нотариусу с указанным заявлением. Впоследствии истец уточнила исковые требования и просила признать за ней право собственности в порядке наследования по закону после смерти Калиниченко С.А. на гараж а площадью 40.70 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, лесной массив «Строитель».

В судебном заседании Боброва С.А., ее представитель по заявлению Григорьева Е.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом истец пояснила, что сведения о предоставлении наследодателю земельного участка под строительство гаража отсутствуют, однако имеется гарантийное письмо комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района о том, что при установлении судом права собственности на гараж, земельный участок под гаражом будет предоставлен в собственность за плату или в аренду.

Представитель ответчика администрации Шебекинского района Белгородской области по доверенности Уханева И.Ю. при принятии решения полагалась на усмотрение суда.

Соответчик Калиниченко В.А. не возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что наследство после смерти матери он не принимал и обратился к нотариусу с заявлением об отказе от принятия наследства.

Третьи лица Гуторова И.В., Колесниченко П.И. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица администрации Масловопристанского сельского поселения в судебном заседании не присутствовала. В материалах дела имеется заявление, в котором просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.

В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Аналогичные положения закреплены в ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которой наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Согласно ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом в наследственную массу может быть включено только имущество, принадлежавшее наследодателю на законных основаниях.

Истец является наследником первой очереди по закону к имуществу умершей и приняла наследство после смерти Калиниченко С.А., что подтверждается копией наследственного дела №12/2011 от 17.01.2011 года.

В силу требований ст.ст.218 и 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Факт возведения спорного объекта недвижимости подтверждается техническим паспортом, датированным 02.03.2011 года, из которого следует, что площадь гаража а, расположенного по адресу: <адрес>, лесной массив «Строитель», по внутреннему обмеру составляет 40.70 кв.м.

В соответствии с ч.1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Часть 2 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Согласно ст.7 Градостроительного кодекса Белгородской области к полномочиям органов местного самоуправления в сфере градостроительства в границах подведомственных им территорий относится, в частности выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости.

По заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации Шебекинского района от 22.08.2011 года сооружение - гараж а, расположенный по адресу: <адрес>, лесной массив «Строитель» возведен с нарушением размеров строения при норме 30 кв.м, но так как не нарушает план застройки гаражного массива, градостроительные нормы и правила не нарушены (при условии согласовывания постройки администрацией Масловопристанского сельского поселения). В журнале регистрации индивидуальных застройщиков за период с 1989 года по 1995 год разрешение на имя Калиниченко Серафимы Антоновны на строительство гаража а, расположенного по адресу: <адрес>, лесной массив «Строитель», не зарегистрировано.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав на объект недвижимости - земельный участок а, расположенный по адресу: <адрес>, лесной массив «Строитель».

В силу ст.19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Исходя из данной нормы суд приходит к выводу, что земельный участок, находящийся под спорным гаражом, находится в муниципальной собственности, поскольку не имеется данных о государственной или частной собственности на данную землю.

Доказательств того, что земельный участок, находящийся под самовольной постройкой предоставлялся наследодателю в установленном порядке, стороной истца суду не представлено.

Следовательно, указанный гараж является самовольной постройкой и не может быть включен в наследственную массу.

При таких обстоятельствах суд не вправе удовлетворить требования наследника о признании за ней права собственности на самовольно возведенное строение.

Руководствуясь ст.ст.167,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Бобровой Светланы Алексеевны отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированного текста путем подачи кассационной жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области.

Судья подпись С.В. Нессонова

верно

Судья                                                                                                                                             С.В. Нессонова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200