Дело № 2- 1183-2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Шебекино 30 сентября 2011 года Шебекинский районный суд Белгородской области в составе: -председательствующего судьи………………………………………Заполацкой Е.А.. -при секретаре…………………………………………………………..Мащенко М.В. с участием: -представителя заявительницы Проскурниной Т.Г. по доверенности Байдалина С.И., -представителя заинтересованного лица администрации Шебекинского района по доверенности Уханевой И.Ю., -представителя заинтересованного лица администрации Большегородищенского сельского поселения по доверенности Осташова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Проскурниной Татьяны Григорьевны об оспаривании решения органа местного самоуправления, Установил: Проскурнина Т.Г. является членом семьи участника Великой Отечественной войны Проскурнина А.Е., умершего 17.11.1998 года. 24.12.2010 года она обратилась в администрацию Большегородищенского сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет на улучшение жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны. Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Большегородищенского сельского поселения от 26.12.2010 года Проскурнина Т.Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и получения жилья согласно Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5 ФЗ и Жилищного кодекса РФ. На основании данного решения постановлением главы администрации Большегородищенского сельского поселения №40 от 26.12.2010 года вдова умершего участника ВОВ Проскурнина Т.Г. поставлена на жилищный учет, с регистрацией ее в очереди под №16. Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Большегородищенского сельского поселения от 14.06.2011 года и постановлением главы администрации Большегородищенского сельского поселения №22 от 14.06.2011 года, Проскурнина Т.Г. снята с жилищного учета в соответствии со ст.53, ч.6 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Дело инициировано заявлением Проскурниной Т.Г., просит признать постановление администрации Большегородищенского сельского поселения муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области «О снятии с учета на улучшение условий» от 14.06.2011 года №22 о снятии Проскурниной Т.Г. с жилищного учета граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий - незаконным и необоснованным; обязать администрацию Большегородищенского сельского поселения муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области, восстановить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 14.06.2011 года. В обоснование сослалась на то, что с 1981 года по настоящее время она проживает в х. <адрес>, который расположен в значительной отдаленности от других населенных пунктов поселения, не имеющем газоснабжения, централизованного водоснабжения, канализационной системы и дорог с твердым покрытием. Дом, в котором она проживает, принадлежит на праве собственности ее дочери Байдалиной В.А.. указанный дом был ей подарен 29.07.1992 года. Считает решение администрации Большегородищенского сельского поселения незаконным и не обоснованным, так как заключением договора найма с Байдалиной В.А. не были умышленно и искусственно ухудшены ее жилищные условия, которые с 1981 года по настоящее время являются неизменными. Она в собственности каких-либо жилых помещений не имеет, проживает в жилом помещении, не соответствующем условиям проживания. Решением органа местного самоуправления нарушено ее право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и как следствие конституционное право на жилье. Заявительница Проскурнина Т.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом и своевременно, поступило заявление, адресованное суду в письменной форме о рассмотрении дела в ее отсутствие, Представитель заявительницы по доверенности Байдалин С.И. заявленные требования, по основаниям, изложенным в тексте заявления поддержал и просил их удовлетворить. Пояснил, что 21.12.2010 года между Байдалиной В.А. и заявительницей был заключен договор найма жилого помещения, в котором проживает Проскурнина Т.Г., сроком на 1 год. Данный договор был заключен по требованию администрации Большегородищенского сельского поселения, поскольку его необходимо было предоставить для постановки на учет. Представитель заинтересованного лица администрации Шебекинского района по доверенности Уханева И.Ю. и администрации Большегородищенского сельского поселения Осташов Е.А. возражают против удовлетворения заявленных требований. Пояснили, что учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 15 кв.м.. Проскурнина Т.Г. проживает одна в жилом доме общей площадью 53,6 кв.м. в х. <адрес>, в качестве члена семьи дочери, которая является собственником данного жилого дома, и являлась на момент признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет, и является обеспеченной жильем свыше учетной нормы. С целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 21.12.2010 года между Проскурниной Т.Г. и ее дочерью Байдалиной В.А. был заключен договор найма жилого дома на 1 год. При принятии на учет комиссия по жилищным вопросам при администрации Большегородищенского сельского поселения не учла тот факт, что договор найма на жилое помещение был заключен Проскурниной Т.Г. непосредственно перед подачей заявления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поэтому, комиссией совершены неправомерные действия при решении вопроса о принятии на учет Проскурниной Т.Г.. Считают, что заявительница обеспечена жилплощадью по учетной норме, оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставления жилого помещения по договору социального найма не имеется. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Проскурниной Т.Г. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Пунктом 1 Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Таким образом, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. Доводы представителя заявительницы Байдалина С.И. о том, что Проскурнина Т.Г. не является членом семьи собственника жилого дома, и отсутствуют основания для признания ее обеспеченной жильем по месту проживания, суд признает необоснованными. Согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Байдалина В.А. - дочь Проскурниной Т.Г., является собственником жилого <адрес> общей площадью 53,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.07.2009 года. Согласно справки, выданной 24.12.2010 года администрацией Большегородищенского сельского поселения, в вышеуказанном жилом доме зарегистрирована и проживает Проскурнина Т.Г.. Представитель заявительницы Байдалин С.И. в судебном заседании пояснил, что в данном жилом доме по настоящее время зарегистрирована и проживает одна Проскурнина Т.Г.. Учитывая положения ч.1 ст.31 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие общего хозяйства собственника жилого помещения с указанным лицом, прекращение ими ведения общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. В силу ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ч.3, ч.4 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжением главы администрации Большегородищенского сельского поселения №19 от 31.03.2008 года, создана комиссия по жилищным вопросам при администрации Большегородищенского сельского поселения и утвержден ее состав. Согласно Положения о комиссии по жилищным вопросам при администрации Купинского сельского поселения, утвержденного главой администрации Большегородищенского сельского поселения от 31.03.2008 года, основной задачей жилищной комиссии является осуществление контроля за распределением и использованием жилья, объективного рассмотрения заявлений и жалоб граждан по жилищным вопросам в точном соответствии с законодательством. На жилищную комиссию возложены функции формирования списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; осуществление проверки документов, представленных гражданами для постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий и для перерегистрации принятых на учет; проверка документов, представленных гражданами для получения решения о предоставлении жилья по договорам социального найма и найма жилья. В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с ч.6 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Из технического паспорта жилого <адрес> следует, что данный жилой дом имеет общую площадь 53, 6 кв.м., в том числе жилую площадь 47,9 кв.м., имеется автономное отопление и электроснабжение, система водопровода, канализации, центрального отопления, горячего водоснабжения, газоснабжения, отсутствует. По результатам материально-бытового обследования жилищных условий Проскурниной Т.Г. от 24.12.2010 года, установлено, что заявительница проживает одна в жилом доме, в котором имеется печное отопление. В перечне необходимых работ указано на необходимость провести воду, газ, имеются указание на то, что в населенном пункте отсутствует магазин, медпункт. Из учетного дела Проскурниной Т.Г. следует, что с заявлением о принятии на учет ею был представлен договор найма от 21.12.2010 года жилого <адрес>, заключенный между собственником данного жилого дома Байдалиной В.А. и Проскурниной Т.Г., сроком на 1 год по 21.12.2011 года, с оплатой ежемесячно 100 рублей за предоставленное жилое.. Из выписки из протокола №12 от 26.12.2010 года заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Большегородищенского сельского поселения от 25.12.2010 года, следует, что жилье по адресу: <адрес>, на праве собственности Проскурниной Т.Г. не принадлежит, и в настоящее время она снимает жилье. В связи с этим Проскурнина Т.Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилья согласно ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ и Жилищного кодекса РФ. Согласно выписки из протокола №3 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Большегородищенского сельского поселения от 14.06.2011 года, Проскурнина Т.Г. снята с жилищного учета в соответствии со ст.53, ч.6 ст.56 Жилищного кодекса РФ. В судебном заседании установлено, что заявительница Проскурнина Т.Г., имея право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и будучи обеспеченной жильем, пригодным для постоянного проживания, в размере более установленной учетной нормы жилой площади на одного человека, перед обращением в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий 21.12.2010 года заключила договор найма данного жилого помещения с собственником жилого дома Байдалиной В.А., которая является ее дочерью, то есть заявительницей были совершены умышленные действия, направленные на признание ее нуждающейся в жилом помещении. В связи с этим она не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не менее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Доказательства, подтверждающие доводы представителя заявительницы Байдалина С.И. о том, что договор найма жилого помещения был заключен по требованию администрации Большегородищенского сельского поселения, поскольку его необходимо было предоставить для постановки на учет, в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ заявительницей и ее представителем суду не представлены, и в судебном заседании не добыто. Также в материалах дела отсутствуют какие-либо письменные документы, свидетельствующие о том, что Проскурнина Т.Г. была вселена в указанное жилое помещение не как член семьи собственника жилого помещения. Заявительницей и ее представителем не представлено доказательств, подтверждающих ее вселение в дом для проживания по иным основаниям, на определенных условиях, с установлением порядка пользования домом, определения размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.. Кроме того, заявительница проживает в жилом <адрес> более 30 лет, сначала со своим мужем, а впоследствии одна, что не оспаривалось в судебном заседании представителем заявительницы Байдалиным С.И.. Требований о ее выселении со стороны дочери Байдалиной В.А. не предъявлялись, данное обстоятельство свидетель Байдалина В.А. в судебном заседании не оспаривала. Заявительница Проскурнина Т.Г. проживает в жилом доме общей площадью 53,6 кв.м., что превышает учетную норму, установленную решением Совета депутатов Шебекинского района от 30.05.2006 года №3, согласно которого учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека. Проскурнина Т.Г. обеспечена жильем в размере 53,6 кв.м.. Следовательно, Проскурнина Т.Г. не является нуждающейся в жилом помещении, и решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Большегородищенского сельского поселения от 14.06.2011 года и постановление главы администрации Большегородищенского сельского поселения №22 от 14.06.2011 года, о снятии ее с жилищного учета в соответствии со ст.53, ч.6 ст.56 Жилищного кодекса РФ, является законным и обоснованным. То обстоятельство, что Проскурнина Т.Г. проживает в жилом доме, который не имеет удобств, в населенном пункте, находящегося на значительном расстоянии от других населенных пунктов, не имеющем газоснабжения, централизованного водоснабжения, канализационной системы и дорог с твердым покрытием не является основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, кроме того, в соответствии с ч.1 ст.87 Семейного кодекса Российской Федерации трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Кроме того решения о признании жилого дома непригодным для проживания и пользования состоянии, подлежащим сносу либо реконструкции, и признания Проскурниной Т.Г. малоимущей, в установленном законом порядке не принималось. Доказательств в подтверждение данных доводов заявительницей и ее представителем не представлено. Таким образом, требования Проскурниной Т.Г. не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Проскурниной Татьяне Григорьевне об оспаривании решения органа местного самоуправления - отказать. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Шебекинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 05 октября 2011 года. Судья Шебекинского районного суда Е.А. Заполацкая