Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 21 октября 2011 года г.Шебекино Шебекинский районный суд Белгородской области в составе : Председательствующего судьи Подрейко С.В., При секретаре Шайдаровой Н.Н., С участием истцов Азаровой К.Н., Паниной Т.В., Панина П.В., представителя ответчика администрации Шебекинского района Мишукова М.А. (по доверенности), представителя третьего лица Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Канищева М.В. (по доверенности), третьих лиц Паниной Е.П., Паниной И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам Азаровой Ксении Николаевны, Паниной Татьяны Владимировны, Панина Павла Владимировича к администрации Шебекинского района Белгородской области о признании недействительным в части постановления органа местного самоуправления, признании незаконным возложение обязанности о выплате разницы в стоимости предоставленных жилых помещений, у с т а н о в и л : На основании договора купли-продажи от 21.02.2005 года Азаровой К.Н. принадлежала на праве собственности однокомнатная <адрес> общей площадью 28,4 кв.м, расположенная в <адрес>. Панина Т.В., Панин П.В., Панина Е.П., Панина Т.П. являлись собственниками двухкомнатной <адрес> площадью 41,07 кв.м в <адрес> на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан. 3.11.2010 года главой администрации Шебекинского района издано постановление № 1491 « О предоставлении жилых помещений взамен изымаемых», согласно которого на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 года № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» взамен изымаемых указанных жилых помещений предоставлены квартиры в <адрес>: Панину П.В., Паниной И.П., Паниной Е.П., Паниной Т.В. -по 1/4 доле каждому <адрес>. 11.11.2010 года главой администрации Шебекинского района издано постановление № 1530 под тем же названием, которым взамен изымаемых указанных жилых помещений предоставлены квартиры в <адрес>: Мильчаковой (Азаровой) К.Н. - <адрес>. Пунктом 1 постановления главы администрации Шебекинского района № 282 от 9.03.2011 года утвержден Порядок возмещения разницы в стоимости предоставленных жилых помещений, расположенных в жилом <адрес>, взамен изымаемых. В заявлениях Азарова К.Н., Панина Т.В., Панин П.В. просят признать недействительным пункт 1 постановления № 282 в части взыскания с них разницы в стоимости площади между изымаемым жилым помещением и предоставляемым в сумме 123360 руб., 228730 руб. соответственно, Панина Т.В. и Панин П.В. просят обязать администрацию Шебекинского района зарегистрировать их в <адрес>. В обоснование заявленных требований сослались на то, что осенью 2010 года были вселены в предоставленные квартиры. Но им отказано в регистрации по месту жительства в данных жилых помещениях и регистрации права собственности на них в связи с отказом подписать соглашение о выплате разницы стоимости по площади нового и изъятого жилья. Ранее никаких соглашений о взаиморасчетах между администрацией и ними не заключалось, наоборот, указывали, что переселение будет безвозмездным. Считают данное требование противоречащим положениям постановления Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 года № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год». Определением Шебекинского районного суда от 21 октября 2011 года производство по делу прекращено в части заявленных Азаровой Ксенией Николаевной к администрации Шебекинского района Белгородской области требований о признании недействительным в части постановления органа местного самоуправления, признании незаконным возложение обязанности о выплате разницы в стоимости предоставленных жилых помещений в связи с утверждением мирового соглашения. Панина Т.В. и Панин П.В. в ходе судебного разбирательства дополнили исковые требования, увеличив их. Просят признать незаконным возложение на них обязанности по выплате разницы в стоимости жилья. В судебном заседании истцы Панина Т.В. и Панин П.В., третьи лица Панина И.П. и Панина Е.П. поддержали заявленные требования. Пояснили, что в 2009 годы представители органов местного самоуправления проводили встречи с жильцами дома, в котором расположена принадлежащая им квартира. Разъясняли, что дом признан аварийным и жильцам при переселении будет предоставлено равноценное по количеству жилых комнат жилье. Требование о доплате возникло после переселения в новое жилье. Считают его необоснованным, так как на улучшение жилищных условий они не претендовали, и на предъявляемых в настоящее время администрацией Шебекинского района требованиях не согласились бы на изъятие принадлежавшего им жилья. Панина Т.В. дополнительно пояснила, что в мае 2009 года она присутствовала на собрании жильцов дома, где представителями органа местного самоуправления было предложено написать заявления о переселении в квартиры в новом доме. Она указала в заявлении о том, что гарантирует доплату за разницу площади без согласования с другими собственниками. При этом ни площадь предоставляемого жилого помещения, ни размер доплаты не согласовывались. Представитель администрации Шебекинского района по доверенности Мишуков М.А. заявленные требования не признал, поскольку Федеральным законом "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.07 г. N 185-ФЗ, постановлением Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 года № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» не предусмотрено финансирование расходов по улучшению жилищных условий, а лишь приобретение жилого помещения той же площади, что и изъятое. Данная программа является общедоступным документом, при переселении проводилось разъяснение работниками администрации жильцам о необходимости внесении я платы за дополнительную площадь, но доказательств этому представить не может. Считает, что требование о возмещении разницы в стоимости жилья основано на положениях ст.568 ГК РФ о том, что в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором. Паниной Т.В. до предоставления жилого помещения была гарантирована доплата стоимости разницы площади. Оценка изымаемого имущества не производилась, другого способа переселения не предлагалось. Представитель третьего лица Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Канищев М.В. считает требования истцов необоснованными, поскольку Федеральным законом "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.07 г. N 185-ФЗ, постановлением Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 года № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» не предусмотрено финансирование расходов по улучшению жилищных условий, а лишь приобретение жилого помещения той же площади, что и изъятое. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные Паниной Т.В. и Панина П.В. требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии с подпрограммой «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» в составе федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы, заключений межведомственных комиссий, подготовленных на основании постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» постановлением главы Шебекинского района от 29.12.2006 г. №2759 «О признании аварийными жилых домов на территории Шебекинского района» среди других жилых домов, дома в которых проживали истцы, признаны аварийными и подлежащими сносу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы утверждена подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной подпрограммы, принять участие в ее финансировании за счет их бюджетов и внебюджетных средств. При признании этого постановления утратившим силу Правительство Российской Федерации в постановлении от 31.12.2005 N 865 указало, что реализация названной подпрограммы на втором этапе (2006 - 2010 годы) должна осуществляться за счет средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры". Для названной подпрограммы, осуществляемой по постановлению Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 с последующими изменениями и дополнениями, на 2006 - 2010 годы определены конкретные размеры финансирования, включая средства федерального, региональных, местных бюджетов и внебюджетных источников. В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" выполнение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда производится посредством приобретения жилых помещений субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями за счет средств их бюджетов при финансовой поддержке фонда, предоставляемой при соблюдений определенных условий. В целях обеспечения переселения граждан из аварийных домов во исполнение федерального законодательства постановлением правительства Белгородской области от 10 марта 2009 г. №78-пп - утверждена адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области (в т.ч. в г. Шебекино, Шебекинском районе). Дом, в котором была расположена принадлежащая истцам квартира включены в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год, утвержденную постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 года № 78 - пп. 3.11.2010 года главой администрации Шебекинского района издано постановление № 1491 « О предоставлении жилых помещений взамен изымаемых», согласно которого на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 года № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» взамен изымаемых указанных жилых помещений предоставлены квартиры в <адрес>: в том числе Панину П.В., Паниной И.П., Паниной Е.П., Паниной Т.В. -по 1/4 доле каждому <адрес>. Из представленных истцами платежных квитанций усматривается, что на них открыт лицевой счет по указанным квартирам, производится оплата коммунальных услуг, за содержание жилья и капитальный ремонт. Площадь предоставляемого жилого помещения в акте органа местного самоуправления не указана. 9.03.2011 года главой администрации Шебекинского района принято постановление № 282, пунктом 1 которого утвержден Порядок возмещения разницы в стоимости предоставленных жилых помещений, расположенных в жилом <адрес>, взамен изымаемых. Указанное постановление не содержит указания на взыскание с Паниной Т.П. и Панина П.В. разницы в стоимости площади между изымаемым жилым помещением и предоставляемым в сумме 228730 рублей. Поэтому в удовлетворении заявленных Паниной Т.П. и Панина П.В. требований о признании недействительным пункта 1 постановления № 282 в части взыскания с них разницы в стоимости площади между изымаемым жилым помещением и предоставляемым 228730 рублей надлежит отказать. 15.07.2011 года комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района истцам направлено уведомление, содержащее требование явиться в течение месяца с момента получения уведомления в отдел управления муниципальным имуществом для заключения соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, а также разъяснение о том, что в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 - 2010 г.г. граждан переселяют из расчета 1 метр ветхого жилья равен одному метру предоставленного, превышение определяется из расчета 25700 рублей за 1 кв.м. Из представленного ответчиком текста соглашения усматривается, что по взаимному согласию сторон предоставление жилого помещения взамен изымаемого произведено с доплатой разницы площади по цене 25700 рублей за 1 кв.м. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Постановлением правительства Белгородской области от 10 марта 2009 года № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» предусмотрено финансирование переселения граждан из признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством. Применительно к собственникам аварийных жилых помещений этот порядок закреплен в ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и предусматривает два способа обеспечения жилищных прав: жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа (п. 1). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 8). Согласно пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения. Если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения и т.п.). Представитель ответчика не отрицал в судебном заседании факт несоблюдения администрацией указанных требований закона. Не может расцениваться как соблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, и факт подачи 15 мая 2011 года Паниной Т.В. заявления на имя главы администрации Шебекинского района с просьбой переселить ее из аварийного жилого дома в двухкомнатную квартиру в пятиэтажном доме, в котором она указала на гарантию доплаты за разницу площадей, как не содержащее согласования по всем необходимым условиям предоставления жилого помещения. Кроме того, согласие других сособственников жилого помещения получено не было. Кроме того, согласно положений, содержащихся в ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства") в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. Норма предоставления жилого помещения в Шебекинском районе составляет 18 кв.м. С учетом 4 членов семьи Паниных норма предоставления для них составляет 72 кв.м, что более предоставленного жилого помещения. При таких обстоятельствах, несоблюдение компетентным органом процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, по вышеназванному законодательству, регулирующему возникшие спорные правоотношения не должно повлечь за собой нарушение жилищных прав собственников (истцов по делу). При изъятии аварийного жилья и переселении истцов в предоставляемое жилое помещение взамен изъятого, стороны процесса действовали по взаимному согласию, выкуп помещений не осуществлялся, вопрос о доплате разницы стоимости по площади нового и изъятого жилья, ответчиком не поднимался, не заключено с истцами на указанный период предусмотренное законом соответствующее соглашение. Обоснование правомерности требования с собственника оплаты разницы в стоимости жилья ссылкой на ст. 421 ГК РФ о свободе договора как на обязанность собственника заключить договор мены, предусмотренную Гражданским кодексом РФ или законом, является необоснованной. Гражданским кодексом РФ такая обязанность на собственника не возложена. Не возложена эта обязанность на собственника ни Жилищным кодексом РФ, ни Федеральным законом "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.07 г. N 185-ФЗ, ни постановлением Правительства Белгородской области от 10 марта 2009 года № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год». При таких обстоятельствах возложение администрацией Шебекинского района на истцов обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного жилого помещения взамен изымаемого надлежит признать незаконным. Что касается требований истцов о возложении на администрацию Шебекинского района обязанности зарегистрировать их в <адрес>, то в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" в городах, поселках, сельских населенных пунктах..., в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация. Поэтому администрация Шебекинского района является ненадлежащим ответчиком по данным требованиям. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р е ш и л : Исковые требования Паниной Татьяны Владимировны, Панина Павла Владимировича удовлетворить частично. Признать незаконным возложение администрацией Шебекинского района Белгородской области на Панина Павла Владимировича, Панину Татьяну Владимировну обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного жилого помещения взамен изымаемого в сумме 228730 рублей. В остальной части заявленных требований Панину Павлу Владимировичу, Паниной Татьяне Владимировне - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Шебекинский райсуд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 26 октября 2011 года. Судья Подрейко С.В.