Дело № 2-1221/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 октября 2011 года г. Шебекино Шебекинский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Подрейко С.В. при секретаре Шайдаровой Н.Н., с участием истца Резниченко Т.Н., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по Шебекинскому району и г.Шебекино по доверенности Мишневой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резниченко Татьяны Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ по Шебекинскому району и г.Шебекино о включении периода работы в льготный трудовой стаж, признании права на назначение пенсии, у с т а н о в и л : Резниченко Т.Н. с 15.08.1986 г. по настоящее время работает учителем в МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области». 16.08.2011 г. Резниченко Т.Н. обратилась в УПФР по Шебекинскому району и г.Шебекино с заявлением об оценке ее пенсионных прав на досрочную трудовую пенсию по старости. Письмом от 8.09.2011 г. ей разъяснено, что права на досрочную трудовую пенсию по старости она не имеет на момент обращения, так как не отработала педагогический стаж 25 лет. В педагогический стаж не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после с 6.10.1992 года по 16.08.1994 года, а также периоды нахождения на курсовой переподготовке с 5.06.1989 г. по 17.06.1989 г., с 13.12.1995 г. по 16.12.1995 г., с 14.10.1996 г. по 26.10.1996 г., с 20.09.2004 г. по 9.10.2004 г., с 23.11.2009 г. по 18.12.2009 г. Дело инициировано Резниченко Т.Н.. Просит признать неправомерность отказа в приеме документов для назначения пенсии; обязать УПФР по Шебекинскому району и г.Шебекино назначить ей пенсию, включив в стаж педагогической работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет с 06.10.1992г. по 16.08.1994г., а также время обучения на курсах повышения квалификации; обязать УПФР по Шебекинскому району и г.Шебекино назначить ей пенсию со дня обращения, т.е. с 16.08.2011 года. В судебном заседании Резниченко Т.Н. свои исковые требования поддержала и пояснила следующее. 16.08.2011 года она обращалась в УПФР по Шебекинскому району и г.Шебекино с заявлением об оценке ее прав для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. выработала педагогический стаж. Заявление на назначение пенсии она написала так, как ей продиктовала работник УПФР. Никакого бланка соответствующего заявления о назначении пенсии ей не выдавали. Она не нуждалась в разъяснении ее пенсионных прав, так как ранее неоднократно в устной форме работник пенсионного органа Белова С.Н. разъясняла ей, что отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет с 06.10.1992 г. по 16.08.1994 г., а также время обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не входят. На момент обращения 16.08.2011 года она собрала все необходимые документы. На ее заявление об оценке прав ей по почте пришло письмо от ответчика, в котором было сообщено, что у нее нет необходимого стажа. Просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Мишнева О.В. иск Петраковой Л.Н. не признала и пояснила следующее. Действительно, 16.08.2011 г. в УПФ РФ в Шебекинском районе и г.Шебекино обращалась истица с письменным заявлением об оценке ее права на назначение досрочной трудовой пенсии. С заявлением о назначении пенсии истица в пенсионный орган не обращалась. Специалисты отдела проверили представленные документы, и установили, что период нахождения истицы отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет с 06.10.1992 г. по 16.08.1994 г., а также время обучения на курсах повышения квалификации не может быть включен в льготный стаж, т.к. это не предусмотрено законодательством. Просит в удовлетворении иска отказать. Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2007г. «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста». Согласно положений ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение и выплата трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган или в суд. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы. Таким образом, назначение пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления правообладателя. В судебном заседании установлено, что 16.08.2011 г. Резниченко Т.Н. обращалась в УПФ РФ в Шебекинском районе и г.Шебекино за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что у нее выработан льготный стаж. Работником УПФ РФ в Шебекинском районе и г.Шебекино ей было предложено написать заявление об оценке пенсионных прав, что истица и сделала. После изучения представленных документов, истице 8.09.2011 г. было направлено письменное сообщение о том, что право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» она не имеет. Это подтверждается материалами дела, пояснениями сторон. Процедура обращения за трудовой пенсией и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению урегулирована «Правилами обращения за пенсией, назначением пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденными Постановлением от 27.02.2002 г. Министерством труда и социального развития РФ № 17, Пенсионным фондом РФ № 19 пб, и «Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденными Постановлением от 27.02.2002г. Министерством труда и социального развития РФ № 16, Пенсионным фондом РФ № 19 па. Согласно п. 7 выше указанных Правил «граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. В соответствии с пунктами 11, 12 выше указанных Правил «при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда РФ: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений; сличает подлинники представленных документов с их копиями; регистрирует заявления граждан и выдает расписку - уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их предоставления; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ: дает оценку содержащимся в них сведениям; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи, принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов. В соответствии с пунктами 16, 17 выше указанных Правил факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда РФ. В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы или в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения пенсии сведения, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ недостающие документы, в том числе и уточняющие эти сведения. Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда РФ и отмечается в расписке-уведомлении. Согласно п. 23 в случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы. Таким образом, суд находит, что ответчиком были нарушены права Резниченко Т.Н. при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда, поскольку истица устно и письменно обращалось в соответствующий орган по вопросу наличия у нее специального стажа, назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости, но ей неправильно был посчитан и указан ее стаж, не было разъяснено ее право в течение трех месяцев представить необходимые (или недостающие) документы, подтверждающие ее специальный стаж; не было вынесено соответствующее решение об отказе и не разъяснено право обжалования данного отказа. Кроме того, в судебном заседании установлено, что 8.09.2011 г. Резниченко Т.Н. ответчиком неверно произведена оценка ее прав. Так, в письме от 8.09.2011 г. говорится о том, что истицей не отработан педагогический стаж. Данный ответ неверен. На 16.08.2011 г. педагогический стаж Резниченко Т.Н. составлял 25 лет. Оценивая в совокупности вышеуказанные обстоятельства, суд находит, что истица была введена в заблуждение ответчиком, т.к. при ее неоднократных обращениях оценка ее пенсионных прав была проведена ненадлежащим образом: неправильно исчислен специальный стаж. Данные обстоятельства не позволили истице точно определить дату исполнения специального стажа и соответственно своевременно обратиться в орган за назначением пенсии. Из материалов дела усматривается, что на 16.08.2011 г. истица выработала 25 лет педагогического стажа, а значит, с этого момента у нее наступило право на назначение досрочной трудовой пенсии. Поскольку истица неоднократно обращалась к ответчику за назначением такой пенсии, но была введена в заблуждение и своевременно не подала такого заявления, то ее требования о возложении обязанности на УПФР по Шебекинскому району и г.Шебекино назначить ей пенсию со дня обращения подлежат удовлетворению, т.е. с момента обращения - 16.08.2011 г. Суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что у истицы не подлежит включению в льготный стаж период ее нахождения в декретном отпуске с 06.10.1992 г. по 16.08.1994 г. Такая позиция ответчика основана на неправильном толковании норм материального права. Согласно материалам дела, Резниченко Т.Н. имеет сына Резниченко А.Н., 20.06.1991 года рождения, в период с 17.08.1991 г. по 16.08.1994. она находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Закономстатья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г. Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Резниченко Т.Н. начался в августе 1991 г., т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6.10.1992г. по 16.08.1994г подлежит включению в стаж истицы, дающий право на досрочную пенсию. Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года утверждены "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости". Согласно п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В силу ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФ. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанные периоды за ней сохранялась заработная плата. Кроме того, в соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, утратившего силу в связи с изданием Постановлением Правительства N 953 от 22.09.1993 года, пунктом 3 Приложения N 6 Инструкции "О Порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденного приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года N 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Поскольку Резниченко Т.Н. осуществляла в период с 1986 года педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, и находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, учитывая нормы Конституции РФ, предполагающие правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, требования о включении в стаж работы по специальности периодов нахождения в учебных отпусках также являются обоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Резниченко Татьяны Николаевны удовлетворить. Обязать ГУ Управления пенсионного фонда России в Шебекинском районе и г.Шебекино включить в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, отпуск по уходу за ребенком Резничекно Татьяны Николаевны с 06.10.1992 г. по 16.08.1994 г. и время обучения на курсах повышения квалификации с 5.06.1989 г. по 17.06.1989 г., с 13.12.1995 г. по 16.12.1995 г., с 14.10.1996 г. по 26.10.1996 г., с 20.09.2004 г. по 9.10.2004 г., с 23.11.2009 г. по 18.12.2009 г. Обязать ГУ Управления пенсионного фонда России в Шебекинском районе и г.Шебекино назначить Резниченко Татьяне Николаевне досрочную трудовую пенсию по старости с 16.08.2011 г. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 23 октября 2011 года. Судья Подрейко С.В.