24/10/2011 №2-1122



       Дело № 2- 1122 /2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24»     октября 2011 года                                                                     г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи - Турановой Л.А.

При секретаре - Щербаченко Е.В.

с участием истицы Демидовой М.А., представителя истицы Марченко С.Н. (по доверенности), ответчика Демидова С.В., представителя ответчика Мишукова М.А. (по доверенности), третьего лица Стародубцева А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску     Демидовой Маргариты Александровны к Демидову Сергею Васильевичу, Администрации Шебекинского района о признании права собственности,

установил:

Демидову В.С. в пожизненное наследуемое владение предоставлен земельный участок площадью 32,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для гаражного строительства.

Демидовым В.С. на указанном земельном участке возведен гараж площадью по внутреннему обмеру 30,2 кв.м., площадью по наружному обмеру 36 кв.м., с погребом, расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности на указанный гараж в регистрирующих органах Демидовым В.С. не зарегистрировано.

Демидов В.С. умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ).

Истица обратилась в суд с иском о признании права собственности на гараж , общей площадью 30,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону после смерти мужа Демидова В.С.., поскольку право собственности на объект у наследодателя зарегистрировано не было.

В судебном заседании истица Демидова М.А. и ее представитель Марченко С.Н. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить, поскольку имеются препятствия для получения свидетельства о праве на наследство у нотариуса.

Ответчик Демидов С.В. в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что он действительно подал заявление нотариусу о принятии наследства после смерти отца Демидова В.С., но на наследственное имущество в виде гаража он не претендует, поскольку решил вопрос с Демидовой М.А. по разделу наследственного имущества.

Представитель ответчика администрации Шебекинского района Мишуков М.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку гараж находится в ряду возведенных гаражей и права администрации не нарушаются.

Третье лицо Стародубцев А.М. в судебном заседании пояснил, что он является владельцем соседнего гаража. Строительство гаражей производилось вместе с Демидовым В.С. У них имеется одна общая стена. Он претензий по данному гаражу к соседям Демидовым не имеет, поскольку его права на гараж не нарушены.

Третье лицо, Немерцев А.А. в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными частично и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно представленному техническому паспорту гаража от 29.04.2011 года площадь гаража, расположенного по адресу: <адрес> составляет по внутреннему обмеру 30,2 кв.м., площадью по наружному обмеру 36 кв.м.

Как следует из пояснений представителя истца, Демидов В.С. после окончания строительства владел и пользовался гаражом, поддерживал его в надлежащем состоянии, но не зарегистрировал его в соответствии с законом.

Согласно ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В связи с чем, суд считает, что гараж входит в состав наследственного имущества после смерти Демидова В.С.

В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Наследником по закону после смерти Демидова В.С. является сын - Демидов С.В. и жена Демидова М.А. Иных наследников судом не установлено.

В соответствии с ч.1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Заявление Демидовой М.А. и Демидова С.В. о принятии наследственного имущества после смерти Демидова В.С. принято нотариусом Шебекинского нотариального округа.

Доводы истицы и ее представителя о том, что между истицей и Демидовым С.В. решен вопрос по разделу наследственного имущества суд находит неубедительными по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 1158 ГК РФ отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается. Однако если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное), он вправе отказаться от наследства, причитающегося ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.

В судебном заседании установлено, что шестимесячный срок принятия наследства после смерти Демидова В.С. истек 31.07.2011 года. Демидов С.В. в установленное время от принятия наследства не отказался. Кроме того, пояснил в судебном заседании, что он претендует на оставшуюся часть наследственного имущества.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования истицы подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск.

В силу ч.2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд приходит к выводу, что признание иска ответчиком Демидовым С.В. противоречит закону, в связи с чем не может быть принято судом.

В силу ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что Демидов В.С. состоял в зарегистрированном браке с Демидовой (Картошиной) М.А. с 14.07.1965 года.

Как следует из пояснений истицы и третьего лица Стародубцева А.М. строительство гаража производилось в конце 1970-х годов, т.е. во время нахождения супругов Демидовых в зарегистрированном браке, в связи с чем гараж является совместной собственностью супругов Демидова В.С. и Демидовой М.А.

В соответствии со ст.34 Семейного Кодекс РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Согласно п.1 ст.39 названного Кодекса при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

Таким образом, суд считает, что доля в праве собственности на гараж , расположенный по адресу: <адрес>, составляла по 1/2 доле у каждого из супругов, в связи с чем в состав наследственного имущества после смерти Демидова В.С. на гараж по <адрес> входит 1/2 доля в праве собственности на указанное имущество.

Таким образом, после смерти мужа Демидова В.С. истицей наследуется 1/4 наследуемого имущества в виде гаража, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем суд приходит к выводу, что требования Демидовой М.А. о признании за ней права собственности на гараж подлежат частичному удовлетворению, а именно на 3/4 доли в праве общей долевой собственности на гараж (лит. Б) площадью 30,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>,

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования      Демидовой М.А. удовлетворить частично.

Признать за Демидовой Маргаритой Александровной право собственности в порядке наследования по закону после смерти мужа Демидова В.С. на 3\4 доли в праве общей долевой собственности на гараж (лит. Б) площадью 30,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер

В удовлетворении остальной части исковых требований Демидовой М.А. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Шебекинский районный суд Белгородской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, т. е. с 29.10.2011 года.

Судья -                          Л. А. Туранова