21/02/2012 №2-182



                                                                                      Дело № 2- 182/2012

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 февраля 2012     года                                                                                      Г.Шебекино                                                                                             

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи Подрейко С.В.,

При секретаре Шайдаровой Н.Н.,

с участием:

- помощника Шебекинского межрайонного прокурора Орловой Л.В.,

- заявителя Отраднова В.Ф.,

- представителя Белгородского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Корнюх В.В. (по доверенности),                                   

- представителей участковой территориальной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва Кузуб О.В., Мешковой Е.Н.,

- представителя избирательной комиссии муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Гурова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Отраднова Владимира Федоровича о признании недействительными итогов голосования и их отмене, признании незаконным протокола об итогах голосования,

у с т а н о в и л :                                                                                                                                                                                                                                                                          

Член участковой избирательной комиссии (<адрес>), по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва с правом совещательного голоса от КПРФ Отраднов В.Ф. обратился в суд с заявлением о признании недействительными итогов голосования, установленных данной избирательной комиссией, и их отмене, признании незаконным протокола об итогах голосования.

Указал, что участковой избирательной комиссией был допущены нарушения Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федерального закона от 18.05.2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В стационарном ящике фактически было 333 избирательных бюллетеня, а в переносном 87 избирательных бюллетеня. При окончательном подсчете оказалось, что в стационарном ящике оказалось на 25 бюллетеней больше. Протокол об итогах голосования им подписан не был. Им было составлено заявление и вручено председателю участковой избирательной комиссии Кузуб О.В., но в протоколе это не нашло отражения. Дежурный полицейский не допустил на участок члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ Ахуджанова Е.А. Из записи в протоколе члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса Ситникова А.Ю. следует, что согласно списку избирателей было выдано 340 бюллетеней, а в урне оказалось 358.

В судебном заседании Отраднов В.Ф. поддержал заявленные требования. Просит также назначить повторные выборы на данном избирательном участке. Пояснил, что в процессе голосования в помещении избирательного участка он и наблюдатель от КПРФ Деребенченко А.Н. производили подсчет проголосовавших граждан. По их подсчетам, как и подсчетам представителей партии «Справедливая Россия» проголосовало 333 граждана. В стационарной урне оказалось 358 бюллетеней. По его мнению, это произошло в результате того, что примерно в 13-50 час. секретарь комиссии Бухалина Н.П. встала со своего места, прошла в кабинку, и выйдя оттуда, бросила в урну несколько бюллетеней, как он считает, содержащих голоса за партию «Единая Россия». При этом присутствовала заместитель председателя комиссии Мешковая и наблюдатель от партии «Справедливая Россия» Булгакова. О случившемся он сообщил в штаб КПРФ. Примерно в 20-30 час. приехал член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ Ахуджанов Е.А., но его не пустили на участок для участия в подсчете голосов. При подсчете голосов нарушений допущено не было. Когда был открыт стационарный ящик, член комиссии с правом решающего голоса Ситников А.Ю. поднял пачку бюллетеней, которые были сложены вместе. После подсчета голосов он передал председателю комиссии Кузуб О.В. заявление, в котором указал на нарушение, допущенное при голосования, но председателем комиссии данное заявление не было принято. Кроме того, при ознакомлении с заявлениями граждан о голосовании вне помещения для голосования им установлено, что некоторые заявления заполнены не полностью - отсутствуют указания на орган, выдавший паспорт, номер дом и др. Гражданам Любичеву и Шевцовой, проголосовавшим на дому, бюллетени были выданы без включения их в реестр. Недопустимыми считают и исправления в списке избирателей при подсчете их количества на каждой странице.

Представитель Белгородского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Корнюх В.В. поддержал доводы заявителя.

Представители участковой территориальной комиссии Кузуб О.В. и Мешковая Е.Н., считают заявление Отраднова В.Ф. не обоснованным, поскольку нарушений при голосовании допущено не было.

Мешковая Е.Н. пояснила, что Бухалина Н.П. голосовала в ее присутствии. При предъявлении паспорта она выдала ей один бюллетень, который она и опустила в урну. Гражданам Любичеву и Шевцовой, проголосовавшим на дому, бюллетени были выданы после включения их в реестр на основании поступивших устных заявок супруга Шевцовой и самого Любичева после того, как на дому проголосовала его супруга.

Кузуб О.В. пояснила, что ни в ходе голосования, ни при подсчете голосов заявлений от наблюдателей, членов комиссии не поступало. Отраднов В.Ф. перед уходом с избирательного участка передавал ей сложенный листок для территориальной избирательной комиссии, но она отказалась его брать, так как Отраднов не был лишен возможности самостоятельно доставить его в территориальную комиссию. Исправления в списке избирателей при подсчете количества проголосовавших были вызваны тем, что каждые два часа участковая комиссия передавала сведения в территориальную комиссию о количестве проголосовавших, в списке делалась отметка, впоследствии при окончательном подсчете был указан окончательный результат.

Представитель избирательной комиссии муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Гуров А.Н. считает, что участковой избирательной комиссией не было допущено нарушений, которые бы не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Член территориальной избирательной комиссии Ахуджанов не был допущен в помещение участка, так как уже начался подсчет голосов и помещение для голосования было закрыто.

Исследовав обстоятельства по представленным участниками процесса доказательствам, заслушав заключение прокурора, полагающей заявление Отраднова В.Ф. не основанным на требованиях закона, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Участковая избирательная комиссия (<адрес>), по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 4 декабря 2011 года в 21 час 25 минут установила итоги голосования, которые были отражены в протоколе.

Согласно направления секретаря местного отделения Коммунистической партии Российской Федерации Отраднов В.Ф. был направлен в данную участковую избирательную комиссию членом комиссии с правом совещательного голоса.

В соответствии с ч.1 ст.259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с подп. "е" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ член комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

С учетом положений ст. 3, 4 ГПК РФ член избирательной комиссии вправе обжаловать действия избирательной комиссии лишь в связи с реализацией принадлежащих ему как члену избирательной комиссии прав, предусмотренных пунктом 23 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ.

Поскольку Отраднов В.Ф. не являлся избирателем на избирательном участке , что следует из списка избирателей, законом не предусмотрено и его право как члена избирательной комиссии на обращение в суд с требованиями об оспаривании решения избирательной комиссии об итогах голосования и о результатах выборов на данном избирательном участке.

Что касается доводов Отраднова В.Ф. о нарушении прав политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» оспариваемым им решением избирательной комиссии об утверждении итогов голосования, отказом в допуске на территорию избирательного участка члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Ахуджанова Е.А.,, то данная партия, ее региональное отделение, сам Ахуджанов Е.А. не лишены права самостоятельного обращения в суд.

Не представлено суду заявителем и доказательств нарушения его прав как члена избирательной комиссии при голосовании, подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования.

Отраднов В.Ф. не отрицал в судебном заседании, что присутствовал при проведении голосования, в том числе при голосовании вне помещения участка, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, что подтверждается списком, составленным 4.12.2011 года председателем участковой избирательной комиссии.

Законом не предусмотрено право члена комиссии с правом совещательного голоса на подписание протокола об итогах голосования, поэтому отсутствие подписи Отраднова В.Ф. в протоколе не влечет его незаконность.

Не нашли в судебном заседании подтверждения и доводы заявителя о нарушении его прав как члена комиссии из-за отказа председателя комиссии принять его заявление о нарушении закона при голосовании.

Протокол об итогах голосования, подписанном всеми членами комиссии, содержит указание на отсутствие поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу.

Кроме того, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 2, 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В ходе судебного разбирательства заявителем не приведено каких-либо конкретных обстоятельств, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования, также как и не представлено допустимых доказательств, подтверждающих допущенные участковой избирательной комиссией нарушения закона, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования.

Голосование избирателей на избирательном участке N 1182, подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования осуществлялось участковой избирательной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", что следует из содержания протокола об итогах голосования.

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, переданный участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию, в соответствии с п. 27 ст. 68 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подписан всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и соответствует всем требованиям закона, предъявляемым к оформлению протокола об итогах выборов.

В протоколе об итогах голосования указано, что в стационарном ящике для голосования содержалось 358 бюллетеней.

Доводы заявителя о том, что фактически проголосовало 333 избирателя, основаны лишь на визуальном наблюдении за избирателями. Ни Отраднов В.Ф., ни наблюдатель от политической партии «Справедливая Россия» Булгакова С.Г., пояснившая в судебном заседании, что и по ее подсчету количество проголосовавших избирателей составило 333, постоянно не присутствовали в помещении для голосования, подсчет велся ими попеременно с другими лицами, и не может быть признан судом достоверным.

Свидетель Бухалина Н.П., являющаяся избирателем на данном избирательном участке и секретарем избирательной комиссии, пояснила, что она голосовала за себя, опустила в урну один бюллетень.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, вопрос об отстранении Бухалиной Н.П. от участия в комиссии никем не ставился и участковой избирательной комиссией не разрешался.

В копии протокола об итогах голосования, выданной члену участковой избирательной комиссии от КПРФ Ситникову А.Ю. имеется запись последнего о том, что при подсчете им лично избирательных бюллетеней в списке избирателей, которым выданы избирательные бюллетени составило 340 человек, вместо 358 бюллетеней, которые находились в урне для голосования.

Данная запись, как и демонстрация Ситниковым А.Ю. при подсчете голосов избирателей бюллетеней, также не свидетельствуют о незаконности протокола об итогах голосования, поскольку Ситников А.Ю. не воспользовался предоставленным ему правом как члену комиссии с правом решающего голоса на выражение особого мнения, протокол им подписан без замечаний.

Что касается доводов заявителя о допущенных нарушениях при голосовании вне помещения для голосования, а именно выдачи бюллетеней для голосования без реестра, то из реестра заявлений (устных обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменных заявлений граждан Шевцова С.А., Адель Е.В., Любичева И.Н. усматривается, что сведения о них в реестр были внесены до получения ими избирательных бюллетеней для голосования, что согласуется с требованиями п.12 ст.66 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Не может служить основанием для отмены решения об итогах голосования и наличие исправлений в списке избирателей при подсчете их числа внизу каждой страницы, а также отсутствие в некоторых заявлениях о голосовании вне помещения для голосования отдельных реквизитов - номера дома, органа, выдавшего паспорт и др., поскольку все избиратели внесены в список избирателей.

При этом суд принимает во внимание, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 года N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Т." разъяснено, что при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Судом не установлено нарушений ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в ходе порядка подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией , а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, которые в силу пунктов 1.1, 1.2, 2, 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" могут являться основаниями для отмены решения участковых избирательных комиссий.

Поэтому в удовлетворении заявленных Отрадновым В.Ф. требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении заявления Отраднова Владимира Федоровича о признании недействительными итогов голосования, установленных участковой избирательной комиссией (<адрес>), по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, и их отмене, признании незаконным протокола об итогах голосования - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Шебекинский райсуд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 26 февраля 2012     года.

Судья                                                                          Подрейко С.В.