12/03/2012 №2-215



                                                                                               Дело № 2-215/2012

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 марта 2012 года                                                                                      г.Шебекино                                                                       

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе :

Председательствующего судьи Подрейко С.В.,

При секретаре Каторгине Д.С.,

С участием представителя третьего лица администрации Белянского сельского поселения Шебекинского района Масловой Т.Л. (по доверенности),

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Богачева Сергея Алексеевича к администрации Шебекинского района о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,

                                                                    у с т а н о в и л :

Богачев С.А. является ветераном боевых действий, в период с 16 декабря 2000 года по 28 февраля 2001 года проходил военную службу в войсковой части 3723, принимая участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ, а в период с 1 марта 2001 года по 1 марта 2002 года проходил военную службу в составе Объединенной группировки Войск по проведению контртерростической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ.

Дело инициировано иском Богачева С.А. о признании за ним права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Сослался на то, что по разным причинам не смог встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и в настоящее время по сравнению с другими участниками боевых действий, вставшими на учет до 1 января 2005 года, в соответствии с п.п.3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» не может получить за счет средств федерального бюджета жилье.

Истец Богачев С.А., представитель администрации Шебекинского района в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного разбирательства извещены. Дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.

Представитель третьего лица администрации Белянского сельского поселения Шебекинского района Маслова Т.Л. пояснила, что истец проживает на территории поселения. Для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался, поэтому позицию по заявленным истцом требованиям высказать не может.

Представитель третьего лица департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в судебное заседание не явился. Согласно возражений представителя от 27.02.2012 года просит в иске отказать, поскольку заявитель не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет граждан, как нуждающийся в жилом помещении, документы, подтверждающие право состоять на учете, не предоставлял.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные Богачевым С.А. требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно записей в военном билете, удостоверения серии РМ , выданного 12.01.2005 года, Богачев С.А. в период с 16 декабря 2000 года по 28 февраля 2001 года проходил военную службу в войсковой части 3723, принимая участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ, а в период с 1 марта 2001 года по 1 марта 2002 года проходил военную службу в составе Объединенной группировки Войск по проведению контртерростической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ, имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах».

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют свое право на жилище в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации..

В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Частью 2 статьи 52 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что граждане, указанные в ст. 49 ЖК Российской Федерации, вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в частности, как относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан; согласно ч. 3 данной нормы принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О, по смыслу ч. 1 ст. 52 ЖК Российской Федерации условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан, следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда, так и для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Белгородской области от 28.03.2006г. № 52-пп установлен порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В соответствии с п.7 органы местного самоуправления в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст. 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21), Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области.

Непосредственное обращение в суд не может заменить указанный порядок, поскольку к полномочиям суда не относится решение вопросов о предоставлении жилых помещений. Принятие таких решение относится к компетенции органов местного самоуправления поселений.

Суд вправе только проверить законность принятого органом местного самоуправления решения об отказе в постановке на жилищный учет и при признании такого отказа незаконным, а также в случае уклонения органа местного самоуправления от принятия такого решения - признать такой отказ или уклонение незаконным и обязать орган местного самоуправления восстановить нарушенное право.

Несмотря на неоднократные разъяснения суда, истцом не представлено доказательств его нуждаемости в улучшении жилищных условий, а также доказательств его обращения в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Поэтому оснований для признания за Богачевым С.А. права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как ветерана боевых действий", нуждающегося в улучшении жилищных условий, в порядке, установленном статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах» нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Богачева Сергея Алексеевича к администрации Шебекинского района о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Шебекинский райсуд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 17 марта 2012 года.

Судья                                                                                Подрейко С.В.