02/04/2012 №2-276



гр.дело №2-276/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 апреля 2012 года                                                     г. Шебекино                                                                                   

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи: Нессоновой С.В.,

при секретаре:                                 Поддубной В.В.,

с участием представителя истца Утенковой Е.М. по доверенности Быкадорова Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Утенковой Екатерины Максимовны к Гришину Николаю Николаевичу о признании права собственности на долю жилого дома в порядке приобретательной давности,

установил:

Утенкова Е.М. является собственником 3/4 долей жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>.

Дело инициировано иском Утенковой Е.М., которая просит признать за ней право собственности на 1/4 долю жилого дома общей площадью 38.9 кв.м, в том числе жилой 32.5 кв.м, с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями: сарай лит.Г, сарай лит.Г1, погреб лит.Г2, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке приобретательной давности. В обоснование своих доводов сослалась на то, что указанный объект недвижимости (предыдущий адрес: <адрес>) ранее принадлежал умершему Утенкову М.М. После его смерти она, Брагина З.М., Рыбалкина Е.М. как наследники первой очереди вступили в право наследования, получив свидетельства о праве на наследство в равных долях, а именно по 1/4 доле в праве. Впоследствии Брагина З.М. и Рыбалкина Е.М. на основании договора дарения от 17.03.1992 года подарили ей 2/4 доли жилого дома с надворными постройками. Также наследником первой очереди по закону к имуществу Утенкова М.М. являлась Гришина А.М., которая написала расписку об отказе от принятия наследства в виде дома. Данная расписка заверена директором Вязниковской школы-интерната №1 Владимирской области, где работала Гришина А.М. После смерти Гришиной А.М. наследником первой очереди по закону является ее сын Гришин Н.Н., который в наследство не вступал. С момента смерти Утенкова М.М. истец открыто, непрерывно и добросовестно пользуется спорным домовладением, оплачивает все необходимые платежи, производит текущий ремонт.

В судебном заседании истец Утенкова Е.М. не присутствовала. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещена. Дело рассмотрено с участием представителя истца Быкадорова Д.Ю., который в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что в 1991 году Утенкова Е.М. инициировала иск к наследникам, в числе которых был и Гришин Н.Н., являющийся наследником первой очереди по закону после смерти Гришиной А.М., о реальном разделе дома. В соответствии с судебным поручением Шебекинского районного суда Белгородской области Вязниковским городским народным судом был допрошен Гришин Н.Н., который не возражал против исковых требований Утенковой Е.М., просил за ней признать право собственности на дом, что подтверждается копией определения суда от 16.01.1992 года. Утенкова Е.М. более 15 лет постоянно, открыто и добросовестно владеет и пользуется жилым домом, несет расходы по его содержанию, производит ремонт, оплачивает коммунальные услуги.

Ответчик Гришин Н.Н. в судебном заседании не присутствовал. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом по месту жительства судебной повесткой. Конверт возвращен с отметкой «истек срок хранения». При таких обстоятельствах суд считает, что Гришин Н.Н. уклоняется от явки в суд, в связи с чем полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителя истца, оценив их в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с п.3 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

В силу ст.11 Федерального закона № 52-фз от 30.11.1994 года «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что потенциальный приобретатель должен доказать наличие в совокупности следующих обстоятельств: добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом как своим собственным в течение 15 лет, при этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.

Согласно разъяснений, данных в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", - при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.

В судебном заседании установлено, что собственником 3/4 долей жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес> (предыдущий адрес <адрес>), является Утенкова Е.М., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 22.11.1991 года, договором дарения от 17.03.1992 года.

В силу требований ст.532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются, в том числе, в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

Согласно ст.546 Гражданского кодекса РСФСР признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Как следует из копии наследственного дела №217/1982 к имуществу умершего 27.06.1982 года Утенкова М.М., представленного по запросу суда, в нем имеются заявления наследников первой очереди по закону Утенковой Е.М., Черницкой З.М., Рыбалкиной Е.М., Гришиной А.М. о принятии наследства. Утенковой Е.М., Черницкой З.М. Рыбалкиной Е.М., Гришиной Е.М. выданы свидетельства о праве на наследство на денежные вклады по 1/4 доле в праве каждому. Также на имя Брагиной З.М. (до брака Черницкой З.М.), Утенковой Е.М. 22.11.1992 года выданы свидетельства о праве на наследство по закону, из которых следует, что они являются наследниками по 1/4 доле в праве на имущество умершего Утенкова М.М., которое состоит из жилого дома с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями, расположенного по ул.<адрес>; 12.03.1992 года на имя Рыбалкиной Е.М. выдано свидетельство о праве на наследство по закону, из которого следует, что она является наследником 1/4 доли указанного наследственного имущества. В наследственном деле имеются сведения о том, что на 1/4 долю свидетельство о праве на наследство еще не выдано.

Таким образом, 1/4 доля жилого <адрес>, расположенного по <адрес> (предыдущий адрес: <адрес>), принадлежали Гришиной А.М. с момента смерти Утенкова М.М., поскольку положение о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (ст.546 Гражданского кодекса РСФСР, п.4 ст.1152, ст.1162 Гражданского кодекса Российской Федерации), действует и в отношении недвижимого имущества и является исключением из общего правила, определяющего возникновение права на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.

Следовательно, после смерти Утенкова М.М. право собственности на 1/4 долю жилого дома перешло к Гришиной А.М.

Установлено, что после смерти Гришиной А.М. наследником первой очереди по закону является Гришин Н.Н.

В соответствии со ст.550 Гражданского кодекса РСФСР наследник по закону или по завещанию в течение шести месяцев со дня открытия наследства вправе отказаться от наследства. Не допускается отказ от наследства, если наследник подал в нотариальную контору по месту открытия наследства заявление о принятии им наследства или о выдаче ему свидетельства о праве на наследство. Отказ от наследства совершается подачей наследником заявления нотариальной конторе по месту открытия наследства. Аналогичные требований закреплены и в ст.1159 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доказательств, свидетельствующих об отказе Гришина Н.Н. от принятия наследства после смерти своей матери Гришиной А.М., суду не представлено.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, следует, что Утенкова Е.М. знала о том, что спорная доля в праве собственности на жилой дом ей не принадлежит, истцу все время пользования спорным жилым домом с 1982 г. был известен другой сособственник спорного имущества, которым являлась фактически принявшая наследство, но не оформившая своих наследственных прав Гришина А.М. Поэтому истец знала об отсутствии у нее оснований для возникновения права собственности на спорный жилой дом в целом, что указывает на отсутствие признака добросовестности и исключает в данном случае возможность признания права собственности на имущество в силу приобретательной давности.

При этом доказательств того, что наследник после смерти Гришиной А.М. - Гришин Н.Н. отказался от принятия наследства после смерти матери, суду не представлено. Сам по себе факт несения истцом расходов на содержание всего домовладения в данном случае не порождает правовых последствий в виде приобретения права собственности на имущество, собственник которого известен и не отказывался от своего права на данное имущество.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые требования Утенковой Екатерины Максимовны оставить без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.

Судья     подпись С.В. Нессонова

верно

Судья                                                                                                                                            С.В. Нессонова