17/05/2012 №2-435



        Дело № 2-435-2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17» мая 2012 года                                                                    г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи - Турановой Л.А.

При секретаре - Щербаченко Е.В.

с участием прокурора - Орловой Л.А., представителей ответчиков: муниципального района Выхрыст Д.А. (по доверенности), представителя комитета по управления муниципальной собственности Митрохиной Н.В. (по доверенности), ответчика Колесниковой О.Н., представителя третьего лица администрации Новотаволжанского сельского поселения Говорченко М.Б. (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шебекинского межрайонного прокурора к муниципальному району «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области, Колесниковой Оксане Николаевне о признании недействительными постановления и распоряжения главы администрации, результатов проведения аукциона, договоров аренды земельных участков,

    установил:

В 2008 году специальной комиссией сформированы земельные участки <адрес> и 04.09.2008 года подписаны акты предварительного согласования указанных земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Главой администрации Шебекинского района Белгородской области принято распоряжение № 209 от 20.03.2009 года о производстве землеустроительных работ по формированию земельных участков, предоставляемых в аренду через аукционные торги, площадью 800 кв.м. каждый, расположенных по адресу: <адрес>.

15 апреля 2009 года произведена постановка на кадастровый учет данных земельных участков.

23.09.2009 года главой администрации Шебекинского района издано постановление № 1495 «О продаже прав на заключение договоров аренды на аукционе», где указано о продаже права на заключение договоров аренды путем проведения аукционных торгов на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>.

20.10.2009 года комитетом по муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района проведен аукцион на право заключения договоров аренды спорных земельных участков, победителем которого признана Колесникова О.Н., оплатившая за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> - 15 000 руб; за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> - 14 000 руб.

20.10.2009 года между муниципальным районом «Шебекинский район и город Шебекино» и Колесниковой О.Н. заключены договоры аренды земельного участка общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Отделом архитектуры и градостроительства администрации Шебекинсокго района разработаны и утверждены: градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

11.02.2010 года начальником отдела архитектуры администрации Шебекинского района выданы Колесниковой О.Н. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> и разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Дело инициировано иском Шебекинского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, который просил незаконным распоряжение главы администрации Шебекинского района № 209 от 20.03.2009 года «О формировании земельных участков предоставляемых в аренду через аукционные торги»; акт выбора и обследования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство от 04.09.2008 года; постановление главы администрации Шебекинского района № 1419 от 10.09.2009 года «О продаже прав на заключение договоров аренды на аукционе» в части предоставления земельных участков, расположенных по <адрес>. Признать незаконными результаты аукциона, проведенного комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района 20.10.2009 года на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> Признать незаконным разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации Шебекинского района 11.02.2010 года на имя Колесниковой Оксаны Николаевны и градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Признать незаконным разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации Шебекинского района 11.02.2010 года на имя Колесниковой Оксаны Николаевны и градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Признать незаконным договор аренды земельного участка общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, заключенный между муниципальным районом «Шебекинский район и город Шебекино» и Колесниковой Оксаной Николаевной ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным договор аренды земельного участка общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, заключенный между муниципальным районом «Шебекинский район и город Шебекино» и Колесниковой Оксаной Николаевной 20.10.2009 года. Обязать Колесникову Оксану Николаевну возвратить земельные участки, общей площадью 800 кв.м. каждый и расположенные по адресу: <адрес> муниципальному району «Шебекинский район и город Шебекино»Белгородской области. Обязать муниципальный район «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области возвратить Колесниковой Оксане Николаевне внесенные ею денежные средства на аукционных торгах 20.10.2009 года за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в размере 15 000руб; за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в размере 14 000 руб. Признать недействительной запись об обременении арендой земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании помощник Шебекинского межрайонного прокурора Орлова Л.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, поскольку выделение и формирование земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, а также продажа прав на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, заключение договоров аренды земельных участков и выдача градостроительных планов и разрешения на строительство произведены с нарушением требований действующего законодательства об охране окружающей среды, поскольку земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства в зеленой зоне <адрес>. Строительство жилых домов, расположенных по указанным адресам, без спила сырорастущих деревьев невозможно из-за густоты посадки зеленых насаждений. Уничтожение зеленой зоны негативно сказывается на экологической и санитарно-гигиенической обстановке <адрес>.

Представитель ответчика муниципального района Выхрыст Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал и просил в иске отказать, суду пояснил, что все распорядительные акты администрации Шебекинского района произведены в соответствии с действующим законодательством, поскольку земельные участки находятся в собственности муниципального района и предоставление указанных участков под индивидуальное жилищное строительство граждан не нарушает требований Земельного кодекса РФ, согласно которого данные полномочия предоставлены органу местного самоуправления.

Ответчик Колесникова О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что прокурором не указаны правовые основания, в силу которых данные земельные участник относятся к зеленой зоне <адрес>. Кроме того, истцом суду не предоставлено доказательств того, что строительство жилых домов на данных земельных участках невозможно без спила деревьев.

Представитель ответчика комитета муниципальной собственности и земельных отношений Митрохина Н.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку аукцион по продаже прав на спорные земельные участки происходил на основании имеющихся распорядительных документов. Комитет не принимал участия в выделе и формировании спорных земельных участков, в связи с чем сведений о наличии зеленых насаждений на данных земельных участках не было.

Представитель третьего лица администрации Новотаволжанского сельского поселения Говорченко М.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку предоставление земельных участков Колесниковой О.Н. произведено в соответствии действующим законодательством.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Шебекинского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> не относятся к лесному фонду и входят в границы <адрес>.

На земельных участках, расположенных по адресу: <адрес> произрастают зеленые деревья в количестве 39 штук, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Колесниковой О.Н. разрешение на спил данных зеленых деревьев не получено, в связи с чем она не может начать строительство жилых домов, не оспаривалось ею в судебном заседании.

Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что как на спорных земельных участках, так и на расположенных в непосредственной близости земельных участках произрастают зеленые насаждения в виде деревьев сосны и березы. Данное обстоятельство подтверждается также фотографиями, представленными помощником прокурора Орловой Л.В. в судебное заседание.

В силу ч.1 ст. 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-фз «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются леса и иная растительность.

В соответствии со ст. 61 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон в границах муниципального образования, выполняющих экологические, оздоровительные, рекреационные, эстетические и иные функции в целях смягчения неблагоприятного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и поддержание экологического баланса.

Зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты.

В соответствии с ПРАВИЛАМИ СОЗДАНИЯ, ОХРАНЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утвержденными приказом ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ от года № 153 данные земельные участки относятся к озелененным территориям общего пользования, которые используются для рекреации всего населения.

В соответствии с п.6.1 указанных Правил землепользователи озелененных территорий обязаны обеспечить сохранность насаждений.

В силу п. 6.4 Правил запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.

В соответствии с п. 3.8.2 ПРАВИЛ И НОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается.

В судебном заседании установлено, что данное разрешение Колесниковой О.Н. не получено.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-фз «О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В судебном заседании установлено, что указанные требования Земельного кодекса и Федерального закона «Об охране окружающей среды» при выборе и формировании спорных земельных участков, проведении аукциона, выдаче градостроительных планов и разрешений на строительство соблюдены не были.

В нарушение требований ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ, утвержденной приказом Госстроя России от 02.08.1999 № 18 орган местного самоуправления не проявил надлежащего контроля за соблюдением требований законодательства, поскольку должностными лицами администрации Шебекинского района в актах выбора и обследования спорных земельных участков не указано наличие на них зеленых насаждений в виде сырорастущих деревьев сосны и березы. Также членами комиссии не учтено, что строительство жилых домов на спорных земельных участках без вырубки зеленых насаждений не представляется возможным.

Факт невозможности строительства жилого дома на спорных земельных участках без вырубки зеленых насаждений не оспаривался в судебном заседании ответчиком Колесниковой О.Н.

В дальнейшем сформированные земельные участки для индивидуального жилищного строительства без ограничения их использования были переданы на аукционные торги, в результате которых 20.10.2009 года права на спорные земельные участки были приобретены Колесниковой О.Н.Не нашли указания на ограничения в использовании земельных участков и в договорах аренды № А 31:17:02139 и № А 31:17:02140

В соответствии со ст. 4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности относится осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

При составлении градостроительных планов и , разрешений на строительство и сведения о нахождении на спорных земельных участках зеленых насаждений, а также об ограничениях, обременениях при осуществлении строительства отсутствуют.

В результате несоответствия действий органа местного самоуправления и изданных им распорядительных документов требованиям законодательства РФ использование земельных участков для строительства жилых домов, т.е. по их целевому назначению, без спила зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, расположенных по адресу: <адрес> невозможно.

Уничтожение зеленых деревьев отрицательно влияет на экологическую и санитарно-гигиеническую обстановку в <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается видеоматериалом Белгородского телевидения, представленным истцом, из которого следует, что уничтожение деревьев в <адрес> вызывает широкий общественный резонанс.

Суд находит доводы представителя ответчика Выхрыст Д.А. о том, что     решения относительно спорных земельных участках принимались в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, неубедительными, поскольку полномочия органа местного самоуправления по выделу и формированию спорных участков не является предметом рассмотрения данного дела и не оспариваются прокурором.

В тоже время доводов, свидетельствующих о принятия распорядительных документов относительно спорных земельных участков, в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды представителем ответчика в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности распоряжения главы администрации Шебекинского района № 209 от 20.03.2009 года «О формировании земельных участков предоставляемых в аренду через аукционные торги»; акта выбора и обследования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство от 04.09.2008 года; постановления главы администрации Шебекинского района № 1419 от 10.09.2009 года «О продаже прав на заключение договоров аренды на аукционе» в части предоставления земельных участков, расположенных по <адрес>.

Суд считает необходимым признать незаконными результаты аукциона, проведенного комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района 20.10.2009 года на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>. Признать незаконным разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на имя Колесниковй Оксаны Николаевны и градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Признать незаконным разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации Шебекинского района 11.02.2010 года на имя Колесниковой О.Н. и градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В судебном заседании установлено, что договор аренды земельного участка № А 31:17:02139 и договор аренды земельного участка     общей площадью 800 кв.м. каждый, расположенных по адресу: <адрес>, заключенные между муниципальным районом «Шебекинский район и город Шебекино» и Колесниковой О.Н. 20.10.2009 года не соответствуют требованиям ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы Колесниковой О.Н., что данные земельные участки не включены в карту градостроительного зонирования территории села Н.Таволжанка как зоны рекреационно-ландшафтных территорий или иные природно-рекреационные зоны, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Из карты градостроительного зонирования территории села Н.Таволжанка, утвержденной решением Земского собрания Новотаволжанского сельского поселения № 2 от 03.02..2012 года, следует, что земельные участки, расположенные по <адрес> обозначены на карте как зона Ж-5: зона многоквартирных жилых домов в 4-5 этажей.

При этом спорные земельные участки сформированы для индивидуального жилищного строительства и приобретены Колесниковой О.Н. по договору аренды с таким же назначением.

Следовательно, признать карту градостроительного зонирования территории села Н.Таволжанка надлежащим доказательством по делу, у суда оснований не имеется.

При этом стороны в судебном заседании не оспаривали, что рядом со спорными земельными участками находится зеленые насаждения, имеющие рекреационное назначение.

В соответствии с частью 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

При таких обстоятельствах Колесникова О.Н. обязана возвратить земельные участки, общей площадью 800 кв.м. каждый и расположенные по адресу: <адрес> муниципальному району «Шебекинский район и город Шебекино»Белгородской области. Муниципальный район «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области обязан возвратить Колесниковой О.Н. внесенные ею денежные средства на аукционных торгах 20.10.2009 года за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в размере 15 000 руб.; за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в размере 14 000 руб.

Суд считает необходимым разъяснить Колесниковой О.Н., что при возникновении спора между муниципальным районом «Шебекинский район и город Шебекино» и Колесниковой О.Н.., связанного с возмещением убытков, стороны не лишены права обратиться в суд с соответствующими требованиями.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Шебекинского межрайонного прокурора к муниципальному району «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области, комитету муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района, Колесниковой Оксане Николаевне о признании недействительными постановления и распоряжения главы администрации, результатов проведения аукциона, договоров аренды земельных участков признать обоснованными.

Признать незаконным распоряжение главы администрации Шебекинского района № 209 от 20.03.2009 года «О формировании земельных участков предоставляемых в аренду через аукционные торги»; акт выбора и обследования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство от 04.09.2008 года; постановление главы администрации Шебекинского района № 1419 от 10.09.2009 года «О продаже прав на заключение договоров аренды на аукционе» в части предоставления земельных участков, расположенных по <адрес>.

Признать незаконными результаты аукциона, проведенного комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района 20.10.2009 года на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>.

Признать незаконным разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации Шебекинского района 11.02.2010 года на имя Колесниковой Оксаны Николаевны и градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать незаконным разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, выданное отделом архитектуры и градостроительства администрации Шебекинского района 11.02.2010 года на имя Колесниковой Оксаны Николаевны и градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать незаконным договор аренды земельного участка общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, заключенный между муниципальным районом «Шебекинский район и город Шебекино» и Колесниковой Оксаной Николаевной 20.10.2009 года.

Признать незаконным договор аренды земельного участка общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, заключенный между муниципальным районом «Шебекинский район и город Шебекино» и Колесниковой Оксаной Николаевной 20.10.2009 года.

Обязать Колесникову Оксану Николаевну возвратить земельные участки, общей площадью 800 кв.м. каждый и расположенные по адресу: <адрес> муниципальному району «Шебекинский район и город Шебекино»Белгородской области.

Обязать муниципальый район «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области возвратить Колесниковой Оксане Николаевне внесенные ею денежные средства на аукционных торгах 20.10.2009 года за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в размере 15 000руб; за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в размере 14 000 руб.

Признать недействительной запись об обременении арендой земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Белгородский областной суд через Шебекинский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т. е с 22.05.2012 года.

Судья -                           Л. А. Туранова