31/07/2012 №2-776



Дело № 2 - 776 /2012.

                                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2012 года                                                                                                             г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Лемижанской И.В.

при секретаре судебного заседания Гончаровой Е.В.

с участием: истца - Хоменок В.А., представителя ответчика по доверенности - Мишневой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хоменок Валентины Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Шебекинском районе и г.Шебекино о включении в льготный стаж периодов работы, декретного отпуска и признании права на получение досрочной трудовой пенсии,

                                                                         установил:

С 30.07.1987г. по 19.09.1989г. Хоменок В.А. работала в должности мастера производственного обучения СПТУ № 8, а с 20.09.1989 года по 30.09.1990 года работала в должности воспитателя общежития СПТУ № 8б.

В апреле 2012г. Хоменок В.А. обратилась в УПФР Шебекинского района и г.Шебекино с заявлением о проведении оценки по назначению ей досрочной пенсии по возрасту за работу в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

17.04.2012г. Хоменок В.А. письменно разъяснено, что на момент обращения она право на назначение пенсии по пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не имеет из-за отсутствия требуемого специального стажа, т.к. нет педагогического стажа 25 лет. Хоменок В.А. не засчитан в льготный стаж период ее работы с 20.09.1989 года по 30.09.1990г. в должности воспитателя общежития СПТУ № 8б, т.к. наименование должности «воспитатель общежития» не предусмотрена Списком профессий и должностей работников образования.

Дело инициировано Хоменок В.А. Просит признать за ней право на включение периодов ее работы с 20.09.1989 года по 30.09.1990г. воспитателем общежития СПТУ № 8, а также с 01.01.1992г. по июль 1993г. в стаж работы дающий право на назначение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью. Сослалась на то, что она имеет высшее педагогическое образование, с 1986 года работает на должностях, связанных с обучением и воспитанием детей. В спорный период она фактически работала с детьми в качестве воспитателя общежития на условиях полного рабочего дня на полную ставку. Также ей не засчитан период нахождения с ребенком в декретном отпуске.

В ходе судебного разбирательства истица Хоменок В.А. увеличила свои требования, а именно, просит суд признать за ней право на включение периодов ее работы с 20.09.1989 года по 30.09.1990г. воспитателем общежития СПТУ № 8, период нахождения на курсах повышения квалификации с 06.02.2006г. по 03.03.2006г., с 25.05.2009г. по 05.06.2009г., а также период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком с 01.01.1992г. по 19.08.1993г. в стаж работы дающий право на назначение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью

В судебном заседании истица Хоменок В.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнила, что общий стаж ее работы составляет более 25 лет, из них 25 лет специального стажа, позволяющего ей уйти на досрочную пенсию в связи с выслугой лет. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Мишнева О.В. иск Хоменок В.А. не признала. Пояснила, что по представленной истцом копии трудовой книжки, уточняющим и архивным справкам истцу не может быть засчитан в льготный стаж период ее работы с 20.09.1989 года по 30.09.1990г., т.к. указанная должность не предусмотрены Списками профессий и должностей работников образования. Не подлежит зачету период нахождения истицы в декретном отпуске по уходу за ребенком, т.к. этот период не включается в льготный стаж. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Представитель третьего лица ОГАОУ СПО «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом. От них поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения требований не возражают.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Хоменок В.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п.п. 10. п. 1 ст. 28 ФЗ N 173 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" (в настоящее время п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях") досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Записями в трудовой книжке Хоменок В.А., 1966г. рождения, подтверждается ее работа в с 20.09.1989 года по 30.09.1990г. в СПТУ № 8 в должности воспитателя общежития. Эти обстоятельства также подтверждаются пояснениями истца, справками с места работы. Данный факт представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.

Суд при разрешении исковых требований считает подлежащим применению к спорным правоотношениям законодательства, действовавшего на момент работы истца в качестве воспитателя общежития в СПТУ № 8, а именно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 2, 4 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности в техникумах, училищах при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Пунктом 3.2 инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" предусматривалось, что к работе по специальности относится: в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях - работа в качестве воспитателя общежития (если общежитие является структурным подразделением учебного заведения).

Поскольку общежитие СПТУ № 8 в котором Хоменок В.А. работала воспитателем, в спорный период являлось структурным подразделением СПТУ № 8 и ведение воспитательно-педагогической работы входило в непосредственные обязанности истца, что подтверждается представленными в дело достоверными доказательствами, суд считает, что данный период работы подлежит включению в специальный стаж Хоменок В.А.

Помимо этого, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), которым также предусмотрена возможность досрочного назначения пенсии по старости лицам, осуществлявшим работу в качестве воспитателя в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), в том числе в училищах всех наименований.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Как усматривается из материалов дела, на момент обращения Хоменок В.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию.

Таким образом, исключение из педагогического стажа истицы периода работы в должности воспитателя является незаконным, а значит, требования Хоменок В.А. в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Направление истицы на курсы повышения квалификации подтверждается приказами, справкой ОГАОУ СПО «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум». Справкой-выпиской из лицевого счета застрахованного лица Хоменок В.А. подтверждается, что в дни направления истицы на курсы повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Представитель ответчика данные обстоятельства не оспаривала, доказательств обратного не представила.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ ГУ Управления пенсионного фонда России в Шебекинском районе и г.Шебекино во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона. При таких обстоятельствах, требования Хоменок В.А. о включении в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению.

Согласно материалам дела, пояснениям сторон, Хоменок В.А. имеет ребенка, в период с 06.10.1992г. по 19.08.1993г. она находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком.

Так, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Закономстатья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Хоменок В.А. начался в январе 1992 г., т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6 октября 1992 г. по 18 августа 1993г. подлежит включению в стаж истицы, дающий право на досрочную пенсию.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                      Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хоменок Валентины Анатольевны удовлетворить.

Включить в льготный стаж период работы Хоменок Валентины Анатольевны с 20.09.1989 года по 30.09.1990 года в должности воспитателя общежития СПТУ № 8, период нахождения на курсах с 06.02.2006г. по 03.03.2006г., с 25.05.2009г. по 05.06.2009г.

Включить в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, отпуск по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по 19.08.1993г.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд, т.е. с 04.08.2012г.

                                            Судья - Лемижанская И.В.