05/09/2012 №2-806



Дело № 2-806/2012

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

                                             И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

5 сентября 2012 года                                                                                                        г.Шебекино                                                                                               

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе :

Председательствующего судьи Подрейко С.В.,

При секретаре Базаркиной Т.А.,

С участием представителей заявителей Супрунец Л.В. (по ордеру), Валешней Е.А. (по доверенности), Мусохранова Д.В. (по доверенности), представителя заинтересованного лица администрации Шебекинского района Мишукова М.А. (по доверенности), заинтересованных лиц Тарасовой О.В., Чобановой Н.М., Бавыкиной С.Ф., Мирошниченко С.А., Ничиковой И.Н., Россохацкого А.Ф., Ворониной З.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ваньковой Светланы Михайловны, Шевцовой Оксаны Сергеевны, Голубовой Натальи Сергеевны, Демченко Ольги Михайловны о признании незаконными постановления администрации Шебекинского района №2078 от 31.12.2009 г. «О признании аварийными жилых домов на территории Шебекинского района», действий и заключения районной межведомственной комиссии,

у с т а н о в и л :

Ванькова Светлана Михайловна, действуя также в интересах несовершеннолетнего Ванькова Александра Александровича, Шевцова Оксана Сергеевна, действуя также в интересах несовершеннолетнего Шевцова Ивана Сергеевича, Голубова Наталья Сергеевна, действуя также в интересах несовершеннолетнего Голубова Антона Александровича, Демченко Ольга Михайловна обратились в Шебекинский районный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации Шебекинского района №2078 от 31.12.2009 г. «О признании аварийными жилых домов на территории Шебекинского района» в части признания жилого <адрес>     аварийным, признании незаконными действия межведомственной комиссии по принятию заключения о признании аварийным жилого <адрес> в г.Шебекин,о о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» № 471 от 6.04.2012 года «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части заявленных требований о признании незаконным постановления администрации муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» № 471 от 6.04.2012 года «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма» в связи с отказом от заявления.

В обоснование сослались на то, что они являются членами семьи нанимателя Демченко Ольги Михайловны, проживают в жилых комнатах <адрес>.

В соответствии с подпрограммой «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда» в составе федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. постановлением администрации Шебекинского района №2078 от 31.12.2009 г. «О признании аварийными жилых домов на территории Шебекинского района», жилой <адрес> был признан аварийным. Однако, основания, предусмотренные Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), по которым многоквартирный жилой <адрес> был признан аварийным, в постановлении администрации Шебекинского района не указаны. Не мотивирован со ссылкой на экспертное заключение и не основан на конкретном пункте Положения, и вывод межведомственной комиссии о признании указанного дома аварийным. Считают также, что отсутствовали какие-либо основания для рассмотрения вопроса комиссий - заявления собственника, нанимателя и др. Полагают, что дом не является аварийным, угроза его обрушения отсутствует, сносу он не подлежит.

В судебном заседании представители заявителей Супрунец Л.В., Валешняя Е.А., Мусохранов Д.В. поддержали заявленные требования. Супрунец Л.В. дополнительно пояснила, что в нарушение п.44 Положения вывод комиссии о признании многоквартирного дома аварийным не основан на заключении специализированной организации. В оспариваемом постановлении не указана судьба дома - подлежит ли он сносу либо реконструкции. Заключение эксперта подтвердило их доводы о том, что дом не является аварийным. Считают дом пригодным для проживания.

Представитель ответчика администрации Шебекинского района Мишуков М.А. заявленные требования не признал. Пояснил, что оспариваемое постановление вынесено в пределах полномочий и в целях улучшения жилищных условий для создания безопасных и благоприятных условий проживанияаждан. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Жилой дом по <адрес>, не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным Положенияам, и при приведении его в соответствие расходы будут превышать действительную стоимость дома, что нецелесообразно. Решению межведомственной комиссии предшествовало заключение государственной жилищной инспекции, изложенное в акте от ДД.ММ.ГГГГ, который был направлен в администрацию Шебекинского района с предписанием по принятию решения о непригодности для дальнейшего проживания, а также неоднократные обращения жильцов многоквартирного дома, в том числе заявителей о несоответствии дома условиям для проживания, признании дома аварийным, ветхим и нежилым, о включении его в программу для переселения. Спорный жилой дом был включен в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Белгородской области на 2011-2012 года, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 11.04.2011 года № 134-пп. Права заявителей не нарушены, так как им предоставлена благоустроенная квратира в соответствии с Жилищный кодексом РФ, на основании акта приема-передачи Демченко О.М. получила ключи от квартиры и претензий не имеет. Считают также, что экспертное заключение специализированной организации не может собой подменить заключение межведомственной комиссии по признанию жилого дома аварийным. Решение суда об удовлетворении заявленных требований повлечет отмену постановления администрации муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» № 471 от 6.04.2012 года «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма», нарушение прав других жильцов дома, которые согласны с переселением, зарегистрировались в предоставленных жилых помещениях, заключили договоры социального найма и начали приватизацию жилых помещений.

Заинтересованные лица Тарасова О.В., Чобанова Н.М., Бавыкина С.Ф., Мирошниченко С.А., Ничикова И.Н., Россохацкий А.Ф., Воронина З.И. возражали против удовлетворения заявления, так как жилой дом непригоден для проживания.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные Ваньковой С.М., Шевцовой О.С., Голубовой Н.С., Демченко О.М. требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее-Положение).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Постановлением главы администрации Шебекинского района № 1225 от 10.09.2008 года создана районная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности Муниципальной казне Шебекинского района, ведомственного жилищного фонда района, частных жилых помещений.

В администрацию Шебекинского района в течение 2009 года поступали неоднократные обращения жильцов многоквартирного дома, в том числе заявителя Демченко О.М., о несоответствии дома условиям для проживания, признании дома аварийным, ветхим и нежилым, о включении его в программу для переселения.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с указанной нормой межведомственной комиссией 2.12.2009 года было произведено обследование жилого дома, по результатам которого в тот же день принято решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы администрации Шебекинского района №2078 от 31.12.2009 г. «О признании аварийными жилых домов на территории Шебекинского района» жилой <адрес> признан аварийным.

Суд соглашается с доводами заявителей о нарушении порядка принятия межведомственной комиссией решения об аварийности дома и его сносе, поскольку в соответствии с п.44 Положения признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, а также о непринятии органом местного самоуправления решения о дальнейшей судьбе дома вопреки требованиям п.42 Положения.

Однако, сами по себе отмеченные нарушения не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

Согласно заключения строительно-технической экспертизы технического состояния многоквартирного жилого <адрес>, подготовленного ООО «Строительная экспертиза», жилой дом не находится в аварийном состоянии, за исключением фундаментов, однако, с учетом только физического износа конструкций, элементов здания, его инженерного оборудования и благоустройства, который составляет 49 %, техническое состояние дома является ограниченно работоспособным, а с учетом полного износа (физического и морального), равного 79,5 %, техническое состояние жилого дома следует считать недопустимым. Сметная стоимость реконструкции жилого дома будет сопоставима со сметной стоимостью строительства нового жилого дома, и учитывая, что несущая способность фундамента здания снижена по сравнению с нормативной, любая его реконструкция связана с усилением фундаментов и оснований, что является трудоемким и дорогостоящим мероприятием.

Заключение экспертов научно обоснованно, выполнено экспертами, имеющими соответствующую специальность, ученые степени, на основании натурных обследований, анализа и оценки качества конструкций, и сомнения у суда не вызывает.

в соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим,иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Статьей 15 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ), регулирующей объекты жилищных прав, предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим Положенияам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

При рассмотрении настоящего дела судом установлены обстоятельства, свидетельствующие о непригодности для постоянного проживания многоквартирного жилого <адрес> и нецелесообразности производства его реконструкции, спорный жилой дом имеет физических износ 49 %, полный износ здания (физический и моральный) составляет 79,5 %, в здании отсутствует система вентиляции, водоснабжения и канализацией обеспечены только кухни, нет санузлов, ванных комнат, недостаточное количество кухонь, фундамент находится в аварийном состоянии.

Спорный жилой дом был включен в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Белгородской области на 2011-2012 года, утвержденную постановлением Правительства Белгородской области от 11.04.2011 года № 134-пп.

Постановлением администрации муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» № 471 от 6.04.2012 года «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма», принятым на основании указанной адресной программы, Демченко О.М. на состав семьи 7, в которой входят заявители и их несовершеннолетние дети, предоставлена по договору социального найма двухкомнатная <адрес> общей площадью 46,2 кв.м, в <адрес>.

        На основании акта приема-передачи от 26.04.2012 года Демченко О.М. получила ключи от указанной квартиры, которая благоустроена, обеспечена кухней, туалетом и ванной.

Установлено, что постановление главы администрации Белянского сельсовета Шебекинского района Белгородской области от 14.07.1992 года № 27 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» вынесен законно в пределах полномочий указанного органа, и при этом истцом не предоставлено доказательств нарушения его прав в результате издания указанного постановления, поэтому суд считает необходимым в удовлетворении требования о признании указанного постановления в части незаконным отказать.

Учитывая, что оспариваемы решением органа местного самоуправления, действиями и решением межведомственной комиссии права заявителей не нарушены, суд считает необходимым в удовлетворении требований о признании незаконными постановления администрации Шебекинского района №2078 от 31.12.2009 г. «О признании аварийными жилых домов на территории Шебекинского района», действий и заключения районной межведомственной комиссии отказать.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Суд находит обоснованными доводы представителя органа местного самоуправления, что удовлетворение заявленных требований может повлечь нарушение прав граждан - жильцов дома, которые согласились с переселением, зарегистрировались в предоставленных жилых помещениях, заключили договоры социального найма и начали приватизацию жилых помещений.

Руководствуясь ст.ст.191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Ваньковой Светланы Михайловны, Шевцовой Оксаны Сергеевны, Голубовой Натальи Сергеевны, Демченко Ольги Михайловны о признании незаконными постановления администрации Шебекинского района №2078 от 31.12.2009 г. «О признании аварийными жилых домов на территории Шебекинского района», действий и заключения районной межведомственной комиссии, Демченко Ольги Михайловны о признании незаконными действий и заключения действий районной межведомственной комиссии - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Шебекинский райсуд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 10 сентября 2012     года.

Судья                                                                                   Подрейко С.В.