по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Г. Шебекино «24» мая 2012 года Судья Шебекинского районного суда Белгородской области - Заполацкая Е.А. При секретаре - Мащенко М.В., с участием: представителей ОГБУЗ «Шебекинская центральная районная больница» Колкоевой В.А., Трикоз С.И. (по доверенности), рассмотрев в судебном заседании жалобу главного специалиста отдела надзорной деятельности Шебекинского района и г. Шебекино ГУ МЧС России по Белгородской области Сапоненко И.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шебекинского района и г. Шебекино по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шебекинская центральная районная больница», УСТАНОВИЛ : Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Шебекинского района и г. Шебекиноот 29.03.2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» прекращено за отсутствием в его бездействии состава административного правонарушения. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - главный специалист отдела надзорной деятельности Шебекинского района и г. Шебекино Сапоненко И.Г. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в обоснование сослалась на то, что требования гражданской обороны не связывают обязательность их выполнения с наличием необходимых денежных средств у владельцев имущества или у их учредителей, соблюдение требований в области гражданской обороны одинаково обязательны и для тех, у кого необходимые денежные средства имеются в достатке или избытке, и для тех, кто не обладает необходимыми денежными средствами. Не делает закон различий в обязательности требований в области гражданской обороны ни по лицам (юридические, физические) лица, ни по формам собственности (государственная, муниципальная, частная). Ответственность за нарушение требований в области гражданской обороны возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» на основании учредительных документов владеет и пользуется закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления для выполнения уставных целей и задач. Считают, что выводы мирового судьи о том, что ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» не имело возможности исполнить требования предписания государственного органа в установленный в нем срок из-за отсутствия бюджетных средств на финансирование затрат в сфере гражданской обороны, не обоснованны, поскольку ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» несет обязанности и ответственность независимо от наличия или отсутствия у них денежных средств. Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №1 Шебекинского района и г. Шебекино, и рассмотреть дело, приняв решение согласно законодательства РФ. Главный специалист отдела надзорной деятельности Шебекинского района и г. Шебекино Сапоненко И.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, что подтверждается телефонограммой, поступило заявление, адресованное суду в письменной форме о рассмотрении дела в ее отсутствие, жалобу поддерживает. В судебном заседании представители ОГБУЗ «Шебекинская центральная районная больница» Колкоева В.А., Трикоз С.И. (по доверенности) возражают против удовлетворения жалобы. Указали, что до 01.01.2012 года финансирование больницы осуществлялось из бюджета администрации Шебекинского района, после 01.12.2012 года финансирование деятельности осуществляется в пределах лимита бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете Белгородской области на соответствующих финансовый год и плановый период. Руководство больницы неоднократно предпринимало меры для решения вопросов связанных с выполнением требований в сфере гражданской обороны, капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны, путем направления в орган исполнительной власти муниципального образования информаций об имеющихся нарушениях в этой сфере, и выделении денежных средств, однако данный вопрос не был разрешен. Кроме того, на станции скорой медицинской помощи г. Шебекино имеется линия прямой телефонной связи со службой МЧС г. Шебекино с 2007 года, которая функционирует круглосуточно и бесперебойно. Считают, что система трансляции речевых сообщений предусмотрена только на химически опасных предприятиях, к которым больница не относится, в связи с чем они не обязаны создавать систему трансляции речевых сообщений. Выслушав объяснения представителей ОГБУЗ «Шебекинская центральная районная больница» Колкоевой В.А., Трикоз С.И. (по доверенности), проверив материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующему. В соответствии с требованиями ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно ч.2 вышеназванной статьи, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - главный специалист отдела надзорной деятельности Шебекинского района и г. Шебекино Сапоненко И.Г. просит восстановить срок для обжалования постановления мирового судьи судебного участка №1 Шебекинского района и г. Шебекино, поскольку данное постановление получено 20.04.2012 года. Установлено, что срок для подачи жалобы на постановление судьи для должностного лица Сапоненко И.Г. истек 30.04.2012 года, жалоба Сапоненко И.Г. поступила в суд 02.05.2012 года. В соответствии со ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации является 1 мая - Праздник Весны и Труда. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 года №581 «О переносе выходных дней в 2012 году» в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации постановлено перенести в 2012 году следующие выходные дни с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля Таким образом, первым рабочим днем являлось 02.05.2012 года, соответственно ходатайство специалиста отдела надзорной деятельности Шебекинского района и г. Шебекино Сапоненко И.Г. о восстановлении срока для обжалования постановления мирового судьи судебного участка №1 Шебекинского района и г. Шебекино от 29.03.2012 года подлежит удовлетворению. Из материалов административного дела усматривается, что 06.06.2011 года в адрес ШМУ»Шебекинская центральная районная больница» (в настоящее время ОГБУЗ «Шебекинская центральная районная больница» главным специалистом отдела надзорной деятельности в области ГО и защиты населения от ЧС было вынесено предписание об устранении указанных в нем нарушений требований в области гражданской обороны. В период с 20.02. по 29.02.2012 года была проведена внеплановая проверка объектов ОГБУЗ «Шебекинская центральная районная больница». По результатам проверки 29.02.2012 года был составлен акт, и после выявления совершения правонарушения 29.02.2012 года в отношении ОГБУЗ «Шебекинская центральная районная больница» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Согласно протокола об административном правонарушении от 29.02.2012 года, ОГБУЗ «Шебекинская центральная районная больница» нарушила требования ФЗ №28 «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», Приказ МЧС РФ от 15.12.2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». При проведении внеплановой проверки объектов ОГБУЗ «Шебекинская центральная районная больница» с 20.02. по 29.02.2012 года в 15 часов 30 минут по адресу: <адрес> установлено, что: - запасы средств индивидуальной защиты для работников организации укомплектованы не в полном объеме ( ст.6 Положения накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств); - защитное сооружение гражданской обороны не готово к использованию по предназначению, частично отсутствует оборудование, не проведен капитальный ремонт защитного сооружения (ст.3.2.1Приказа МЧС от 15.12.2002 года №583); -не созданы прямые каналы связи между диспетчерской службой организации и единой службой спасения муниципального образования (ст.9 ФЗ №28 от 12.02.1998 года); - не создана система трансляции речевых сообщений на территории предприятия (ФЗ №28 от 12.02.1998 года ст.9); -средства РХБЗ не пригодны для использования по прямому назначению (ст.2.4 Приказа МЧС РФ №285 от 27.05.2005 года). Перечисленные нарушения указаны в предписании №18 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны от 06.06.2011 года, которые не выполнены в установленный срок. Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Днем совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является день, следующий за последним днем срока, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Согласно п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Из протокола об административном правонарушении от 29.02.2012 года следует, что внеплановая проверка в результате которого было установлено не выполнение в установленный срок ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» предписания от 06.06.2011 года, проходила с 20.02 по 29.02.2012 года и в 15 часов 30 минут данное правонарушение было выявлено, однако точная дата не указана, отсутствуют сведения о дате совершения административного правонарушении. Акт №37 от 29.02.2012 года проверки соблюдения требований в области гражданской обороны, составлен в 14 часов 20 минут 29.02.2012 года, и проверка проводилась с 10 часов 30 минут 20.02.2012 года до 14 часов 30 минут 29.02.2012 года. Указанные обстоятельства не исследованы в полном объеме и не получили должной оценки в постановлении судьи. В постановлении по делу об административном правонарушении от 29.03.2012 года, судом также не была установлена дата совершения вмененного ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» правонарушения, не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Согласно предписанию от 06.06.2011 года, срок для выполнения был установлен - январь 2012 года, следовательно, датой совершения правонарушения следует считать момент наступления указанного срока, то есть 01.02.2012 года. Подлежит исключению из постановления мирового судьи от 29.03.2012 года указание на то, что ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» вменено совершение административного правонарушения в части не производства лабораторных испытаний и поверки средств радиационной, химической и биологической защиты, поскольку как следует из протокола об административном правонарушении от 29.02.2012 года при проведении внеплановой проверки данное обстоятельство не было установлено. Объективная сторона ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. Судом установлено, что ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» не выполнила работы указаные в предписании №18 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны от 06.06.2011 года, а именно: запасы средств индивидуальной защиты для работников организации укомплектованы не в полном объеме; защитное сооружение гражданской обороны не готово к использованию по предназначению, частично отсутствует оборудование, не проведен капитальный ремонт защитного сооружения; не созданы прямые каналы связи между диспетчерской службой организации и единой службой спасения муниципального образования; не создана система трансляции речевых сообщений на территории предприятия; средства РХБЗ не пригодны для использования по прямому назначению Согласно технического паспорта защитное сооружение ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» имеет площадь 611,5 кв.м.. Представители ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» Колкоева В.А., Трикоз С.И. в судебном заседании пояснили, что данные работы, требуют значительных финансовых затрат, которые не предусмотрены сметой бюджетного финансирования, денежные средства, которые можно было бы направить на устранение нарушений, в больнице отсутствуют. Данные доводы подтверждаются перспективными планами совершенствования гражданской обороны и накоплений средств индивидуальной защиты и имущества ШМУ «Шебекинская ЦРБ» на 2011-2015 г.г., ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» на 2012-2016 г.г.; уточненным сводом смет доходов и расходов ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» на 2011 г.; обращениями главного врача ШМУ «Шебекинская ЦРБ» к заместителю администрации Шебекинского района Белгородской области от 13.11.2010 г. о возможности планирования расходов местного бюджета на капитальный ремонт защитного сооружения больницы, и к главе администрации Шебекинского района Белгородской области от 23.11.2010 года, к ВРИО директора ОГУ «Центр социальных инвестиций строительства» о включении в проектно-сметную документацию капитального ремонта убежища хирургического корпуса больницы. Как следует из Устава Шебекинского муниципального учреждения «Шебекинская центральная районная больница», Устава областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шебекинская центральная районная больница», до 01.01.2012 года финансирование ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» осуществлялось из средств местного бюджета. Согласно п.п.1.5, 1.7 Устава областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шебекинская центральная районная больница» учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения; финансирование деятельности учреждения осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете Белгородской области на соответствующий финансовый год и плановый период. Из справки, выданной ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» от 24.02.2012 года, следует, что учреждение является некоммерческой организацией, финансирование происходит из средств областного бюджета Белгородской области. Согласно смете доходов и расходов по учреждению на 2012 год на выполнение мероприятий в области гражданской обороны средства не предусмотрены. Из справки, выданной ОГБУЗ «Шебекинская центральная районная больница» от 24.05.2012 года, учреждение имеет кредиторскую задолженность на 23.05.2012 года за счет средств бюджета 1 352 462,97 рублей, в том числе по содержанию имущества 257 458,90 рублей, приобретение материальных запасов 442 486,29 рублей, за счет средств ОМС - 7 800 915,01 рублей. Таким образом, для устранения всех нарушений необходимо дополнительное финансирование. Как следует из письма главного врача ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» от 29.03.2012 года адресованного начальнику департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, для укомплектования противогазами в полном объеме для сотрудников учреждения необходимо приобрести 1250 противогазов ГП-7, всего на сумму 3062,500 рублей; для укомплектования формирований необходимо: аптечек АИ-2 -40 штук на сумму 10000 рублей, костюм Л-1- 13 штук на сумму 31200 рублей; респираторов Р-2 - 40 штук на сумму 7600 рублей, пакета ИПП-11-40 штук стоимостью 5600 рублей, всего на сумму 86 400 рублей; для приобретения РХБЗ необходимо 32000 рублей. Согласно «Перспективного плана совершенствования ГО и накопления средств индивидуальной защиты и имущества» потребность в денежных средствах для полного выполнения плана составляет 3 148 900 рублей. В 2012 году запланирован капитальный ремонт хирургического корпуса совместно с убежищем. В смете расходов на мероприятия гражданской обороны в 2012 году денежных средств не запланировано. Следовательно, необходимый объем финансирования мероприятий, связанных с устранением нарушений в области гражданской обороны составляет 3 148 900 руб. Свидетель ФИО7 - заместитель главного врача по экономическим вопросам ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» в судебном заседании показала, что в августе предшествующего года формируется бюджет на следующий год, учреждение указывает сколько необходимо денежных средств для осуществления деятельности, и предоставляет обоснование. Данные расчет до 01.01.2012 года предоставлялся в администрацию Шебекинского района, а с 01.01.2012 года в департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области. В декабре им предоставляется сформированный расчет, по статьям расходов. Заработная плата, коммунальные услуги, связь, медикаменты, питание для больных являются основными расходами, остальные расходы распределяются по остаточному принципу. Пояснила, что выделяемая сумма не погашает потребность учреждения в денежных средствах. Оснований усомниться в показаниях данного свидетеля не имеется, поскольку он не заинтересован в исходе дела, его показания подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами. Таким образом, из материалов дела следует, и установлено в ходе судебного разбирательства, что ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» предприняты все зависящие от него меры для исполнения предписания должностного лица. В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п. "г" статьи 14 Закона Российской Федерации N 68-ФЗ от 21.12.1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Из справки, выданной Шебекинской станцией скорой медицинской помощи от 12.03.2012 года следует, что на станции скорой медицинской помощи г. Шебекино имеется линия прямой телефонной связи со службой МЧС г. Шебекино с 2007 года, которая функционирует круглосуточно и бесперебойно. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Оценив имеющиеся в деле материалы в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что действия ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» не имело возможности исполнить требования предписания государственного органа в установленный в нем срок из-за отсутствия бюджетных средств на финансирование затрат в сфере гражданской обороны. То обстоятельство, что предписание от 06.06.2011 года не было обжаловано ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» не является основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, как пояснили в судебном заседании Колкоева В.А., Трикоз С.И. данное предписание не было оспорено в силу их юридической неграмотности. Оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется. Установлено, что в постановлении мирового судьи от 29.03.2012 года не дана оценка действиям ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ», указанной в протоколе об административном правонарушении от 29.02.2012 года, в части, касающейся того, что средства РХБЗ не пригодны для использования по прямому назначению. Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ составляет 3 месяца. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Срок для выполнения предписания от 06.06.2011 года был установлен - январь 2012 года, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 01.02.2012 года и истек 01.05.2012 года. Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении в части невыполнения учреждением требований предписания от 06.06.2011 года о том, что средства РХБЗ не пригодны для использования по прямому назначению, истек 01.05.2012 года. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требования п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом вопросы о его виновности в совершении административного правонарушения за пределом указанных сроков обсуждению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка №1 Шебекинского района и г. Шебекино от 29 марта 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шебекинская центральная районная больница» - изменить: - исключить указание о том, что Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Шебекинская центральная районная больница» обвиняется органом государственного пожарного надзора в выполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушения законодательства о гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях: не произведены лабораторные испытания и поверка средств радиационной, химической и биологической защиты. В остальной части постановление мирового судьи судебного участка №1 Шебекинского района и г. Шебекино от 29 марта 2012 года оставить без изменения, а жалобу главного специалиста отдела надзорной деятельности Шебекинского района и г. Шебекино Сапоненко И.Г. - без удовлетворения. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шебекинская центральная районная больница», предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, по невыполнению в установленный срок законного предписания об устранении нарушения законодательства о гражданской обороне №37 от 06.06.2011 года в части того, что средства РХБЗ не пригодны для использования по прямому назначению, прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Судья Шебекинского районного суда Е.А. Заполацкая