РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Дело № 2-71/2010
с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Е.В. Мазаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мосиевской О.П. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шебалинском районе об обязании включить в трудовой стаж периоды работы в должности <должность> признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании УПФР в Шебалинском районе назначить досрочную пенсию по старости,
установил:
Мосиевская О.П. обратилась в суд с требованием к ГУ – УПФР в Шебалинском районе об обязании включить в трудовой стаж периоды работы в должности <должность> признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании УПФР в Шебалинском районе назначить досрочную пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года она работала в школе, в штатной должности <должность> По состоянию на Дата обезличена года стаж ее педагогической работы составлял 25 лет 4 месяца, что давало ей право на назначении пенсии до достижения установленного возраста. Но в Управлением Пенсионного фонда в Шебалинском районе в назначении пенсии с указанной даты ей было отказано, т.к. не ответчиком не был принят к зачету ее педагогический стаж в должности <должность>. Поскольку действия ответчика противоречат действующему пенсионному законодательству, она просит включить период ее работы в должности <должность> в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию с Дата обезличена года – дня ее обращения в отдел с соответствующим заявлением.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Шебалинском районе требования истца не признало, в возражениях на заявление указало, что должность <должность> не предусмотрена Списком профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена, в качестве должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Указанная должность не предусматривалась и действовавшими до Дата обезличена нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от Дата обезличена «О государственных пенсиях в РФ». До Дата обезличена года педагогическим работникам, не имеющим права на назначение пенсии по российскому законодательству от Дата обезличена пенсия за выслугу лет назначалась по законодательству 1959 года в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от Дата обезличена Номер обезличен. Должность <должность> Перечнем, утвержденным указанным постановлением, не предусмотрена, но засчитывалась в выслугу лет в соответствии с п.2 и 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Время работы в должности штатной <должность> засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу которая дает право на эту пенсию. По состоянию на Дата обезличена года педагогический стаж Мосиевской О.П. в должности, предусмотренной перечнем, составил 6 лет и 1 месяц, т.е. 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от Дата обезличена Номер обезличен выработано не было, поэтому правовых оснований для зачета периодов работы в должности <должность> в льготный трудовой стаж не имеется.
В судебном заседании Мосиевская О.П. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от Дата обезличена года Номер обезличенП, а также в ряде его определений, статьях 6 часть 2, 15 часть 4, 17 часть 1, 18, 19 и 55 часть 1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, период работы <должность> подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд 2/3 стажа уже было выработано.
Представители ГУ – Управления Пенсионного фонда России в Шебалинском районе исковые требования не признали, пояснили, что в соответствии со статьей 8 ФЗ Номер обезличен «Об обязательном пенсионном страховании» правом на трудовую пенсию по старости имеют женщины 55-летнего возраста. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона трудовая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрен Список должностей, профессий, работ, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Данный список утвержден Постановлением Правительства РФ от 29. 10. 2002 № 781. Правовой смысл списков заключается в том, что не всякая педагогическая должность, работа может быть включена в специальный стаж для определения права на данный вид пенсии, а только та, которая протекала в соответствующих профессиях, должность старшей <должность> не включена в указанный список. Периоды работы Мосиевской с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года составляют 2 года 9 месяцев и 9 дней. Периоды работы в должности <должность> могут быть зачтены в педагогический стаж истца по правилам, установленным Постановлением Совета Министров Номер обезличен «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», при условии подсчета стажа педагогических работников в порядке, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. Тогда должность <должность> могла быть засчитана в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа было проработано, но с учетом Постановления Совета Министров от Дата обезличена года Номер обезличен «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» на территории РФ не применяется, то есть утратил силу. Таким образом, на Дата обезличена года истица не выработала 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого стажа. Ее педагогический стаж в должности <должность> составил на эту дату 6 лет 1 месяц. Поэтому Управление Пенсионного фонда в Шебалинском районе не может зачесть в педагогический стаж периоды работы <должность>.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Из трудовой книжки истца установлено, что она работала в Шебалинской средней школе в должности <должность> с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Из заявления Мосиевской О.П. от Дата обезличена и ответа ГУ УПФР по Адресу от Дата обезличена Номер обезличен следует, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Мосиевская О.П. обратилась в Дата обезличена года. Однако в назначении досрочной пенсии отказано. Периоды работы с Дата обезличена по Дата обезличена и с. Дата обезличена по Дата обезличена в Шебалинской средней школе в должности <должность> не были включены в специальный стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости, так как право на пенсию за выслугу лет <должность> в связи с педагогической деятельностью не было предусмотрено законодательством, действующим до 01 января 2002 года.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Отказывая истцу в назначении льготной пенсии, ГУ УПФР по Шебалинскому району исходил из того, что на момент обращения к ним Мосиевской О.П. с заявлением о назначении досрочной пенсии Дата обезличена года, право на пенсию за выслугу лет <должность> в связи с педагогической деятельностью не было предусмотрено законодательством, действовавшим до 01 января 2002 года.
Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период работы Мосиевской О.П. <должность> с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от Дата обезличена года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных <должность> Действие этого постановления было прекращено лишь с 1 октября 1993 года постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.
Согласно п.4 того же Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из материалов дела видно, что трудовой стаж Мосиевской О.П. учителем <предмета> в Адрес, признанный ответчиком с Дата обезличена года по день обращения за назначением пенсии (Дата обезличена) составил 22 года 2 месяца 24 дня. При этом, стаж работы в должности педагога на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составила более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии на льготных условиях (25 лет).
Таким образом, Мосиевская О.П. имеет право на зачет спорного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право. (Данная правовая позиция указана в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, в. 10).
Иное толкование и применение пенсионного законодательства, в том числе и то, на котором настаивает ответчик, указывая на необходимость выработать 2/3 стажа педагогической работы до отмены нормативного акта, позволявшего засчитывать стаж работы в должности <должность> в специальный стаж, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из трудовой книжки истца установлено, что Мосиевская О.П. работала в Адрес <должность> с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года и ее трудовой стаж за указанный период составил 2 года 9 месяцев и 9 дней.
При этом суд учитывает, что в соответствии с Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от Дата обезличена N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", а также с Постановлением Минтруда РФ от Дата обезличена N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" (Зарегистрировано в Минюсте РФ Дата обезличена N 5219) дата приема на работу и дата увольнения указываются в графе 2 раздела «Сведения о работе», следовательно, период работы исчисляется исходя из сведений, а не даты вынесения документа, на основании которого внесена соответствующая запись.
Таким образом, трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, по этим двум должностям по состоянию на Дата обезличена года составляет 25 лет и 3 дня.
При таких обстоятельствах, иск Мосиевской О.П. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от Дата обезличена г. N 1397 утратило силу с Дата обезличена года, а истица на эту дату не выработала 2/3 педагогического стажа, поэтому период работы <должность> не подлежит включению в специальный стаж, несостоятелен. (Указанная правовая позиция содержится в Определении Верховного суда РФ от Дата обезличена года Номер обезличенВ07-8)
На основании изложенного, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд Мосиевская О.П. оплатила государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в сумме 200 руб., что подтверждается квитанцией Сберегательного банка РФ от Дата обезличенаг.
Поэтому указанная сумма подлежит взысканию с ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Шебалинском районе Республики Алтай в пользу Мосиевской О.П.
Доводы ответчика о невозможности отнесения на него судебных расходов по причине того, что Пенсионный фонд не работает с доходами, суд во внимание не принимает как несостоятельные. Кроме того, указанные доводы, противоречат пунктам 3 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от Дата обезличена N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мосиевской О.П. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шебалинском районе об обязании включить в трудовой стаж периоды работы в должности <должность> признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании УПФР в Шебалинском районе назначить досрочную пенсию по старости удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж Мосиевской О.П., необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью период её работы <должность> в Адрес с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Государственному учреждению - Управлеию Пенсионного фонда РФ в Адрес назначить Мосиевской О.П. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.10 п.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от Дата обезличена года со дня ее обращения за назначением пенсии Дата обезличена года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Шебалинском районе Республики Алтай в пользу Мосиевской О.П. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в 10-дневный срок после составления решения в окончательной форме через Шебалинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года
Федеральный судья С.Н. Чертков