РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2010 года
с. Шебалино Дело № 2-192/2010
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Е.В. Мазаловой,
с участием помощника прокурора А.Е. Мунатова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» и Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодресурс» об обязании принять меры к обеспечению граждан, использующих водный объект скважину № 5579 «Стадион», водой надлежащего качества,
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц с требованием обязать Администрацию МО «Шебалинское сельское поселение», ООО «Тепловодресурс» обязать принять меры к обеспечению жителей Шебалинского сельского поселения и других гражадн, использующих водный объект – скважину № 5579 «Стадион», водой надлежащего качества.
В обоснование искового заявления прокурор указал, что имеющиеся объекты водозабора и водопроводные сети принадлежат администрации МО «Шебалинское сельское поселение» и переданы ООО «Тепловодресурс» на основании договора аренды. При эксплуатации скважины № 5579 ответчиками не выполнены требования Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.1.4.1110-02, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002. Скважина не имеет соответствующей зоны санитарной охраны первого пояса, территория первого пояса не спланирована для отвода поверхностных вод за ее пределы, не предусмотрено наличие дорожек с твердым покрытием к сооружениям водозабора, зона санитарного обслуживания не первого пояса, а также сам источник водоснабжения не имеют положительных санитарно-эпидемиологических заключений. По результатам лабораторных исследований качества воды, подаваемой населению из скважины № 5579 «Стадион» было установлено, что качество подаваемой воды по содержанию нитратов не соответствует требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24. Посредством скважины № 5579 осуществляется водоснабжение МОУ «Шебалинская СОШ – интернат», МДОУ «Елочка», многоквартирных домов по <адрес>. Несоблюдение ответчиками санитарно-эпидемиологических требований законодательства может повлечь ухудшение санитарного состояния скважины и вызвать развитие массовых заболеваний, нанести вред здоровью граждан и урон окружающей среде.
Ответчики Администрация МО «Шебалинское сельское поселение» и ООО «Тепловодресурс» своих представителей в судебное заседание не направили, хотя были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. От представителя ООО «Тепловодресурс» Посеукова М.В. поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ указанные обстоятельства не являются препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании помощник прокурора Мунатов А.Е. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, пояснил, что требование заявлено одновременно к Администрации МО «Шебалинское сельское поселение» и ООО «Тепловодресурс» поскольку Администрация обязана обеспечивать население питьевой водой в силу Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, а ООО «Тепловодресурс» является организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг и арендатором водозабора и водопроводных сетей.
Выслушав истца, допросив специалиста санитарного врача ТОУ Роспотребнадзора в <адрес>, <адрес> районах ФИО4,исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Шебалинского района подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, централизованное водоснабжение населения с. Шебалино организовано через водопроводные сети из ряда скважин, находящихся в черте населенного пункта, в том числе скважины № 5579, расположенной по адресу: <адрес>. Все указанные объекты водоснабжения является муниципальной собственностью и администрацией МО «Шебалинское сельское поселение» переданы ООО «Тепловодресурс»на основании договора аренды.
Общество с ограниченной ответственностью «Тепловодресурс» является жилищной эксплутационной организацией, осуществляющей, в том числе, забор воды и передачу населению через систему центрального водоснабжения, о чем прямо указано в разделе 3 Устава Общества.
Судом установлено, что посредством скважины № 5579 (стадион) осуществляется питьевой и хозяйственно-бытовое водоснабжение Муниципального унитарного предприятия «Шебалинская средняя школа», интерната, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Елочка», многоквартирных домов по ул. П. Кучияк и других объектов. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Согласно протокола лабораторных исследований водопроводной воды от 03.09.2010 года № 362 взяты пробы воды из водобашни «Стадион». Образцы воды не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства по содержанию нитратов.
Аналогичные нарушения установлены по протоколам лабораторных исследований № 514 от 23.10.2009, № 515 от 23.09.2009, № 656 от 26.11.2009, № 669 от 30.11.2009, № 684 от 01.12.2009, № 247 от 30.03.2010, № 442 от 27.05.2010.
Как следует из результатов исследования содержание нитратов в воде из скважины № 5579 (стадион) и коммунального водопровода, снабжаемого из данной скважины, не отвечает требованиям санитарно–эпидемиологического законодательства. Так, содержание нитратов в октябре – ноябре 2009 года превышено в два раза, в декабре 20089 года, марте, мае 2010 года более чем в два с половиной раза, в сентябре 2010 года – в три раза.
Как следует из пояснений санитарного врача ТОУ Роспотребнадзора в <адрес>, <адрес> районах ФИО4 имеется прямая связь между содержанием в воде нитратов и заболеваемостью взрослых новообразованиями, болезнями эндокринной системы, мочекаменной болезнью, повышенная концентрация нитратов и нитритов в питьевой воде приводит к развитию болезней крови и кроветворных органов.
Требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» установлены нормативы содержание вредных веществ в воде, их предельная концентрация.
Из указанных выше данных лабораторных исследований и заключений следует, что подаваемая населению с. Шебалино через систему центрального водоснабжения питьевая вода не отвечает требованиям санитарно–эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с требованиями статьи2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно статье 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Статей 19 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с п.п.3 3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51871-2002 под питьевой водой понимается вода, по своему качеству в естественном состоянии или после подготовки отвечающая гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074 и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека либо для производства продукции для потребления человеком (пищевых продуктов, напитков или иной продукции).
В соответствии с п. «б» ст.49, п. «а» ст.51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 исполнитель, то есть жилищно-эксплутационная организация обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором. В свою очередь, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Из пунктов 3 и 6 указанных Правил следует, что под коммунальными услугами, среди прочего, понимается холодное водоснабжение, то есть круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание, что в соответствии с Уставом одним из направлений деятельности ООО «Тепловодресурс» является обеспечение населения коммунальными услугами, в перечень коммунальных услуг входит обеспечение населения питьевой водой, суд считает исковые требования, предъявленные к ООО «Тепловодресурс» обоснованным.
Удовлетворяя требования истца в части обязания администрации МО «Шебалинское сельское поселение» принять меры по обеспечению населения с. Шебалино и других граждан, использующих скважину № 5579, водой в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, суд исходит из того, что скважина № 5579 (стадион) находится в собственности Шебалинского сельского поселения и переданы ООО «Тепловодресурс» на основании договора аренды.
Так, 01.04.2010 года между арендатором – ООО «Тепловодресурс» и арендодателем – администрацией МО «Шебалинское сельское поселение» был заключен договор аренды недвижимого имущества. Согласно пункта 1.1. указанного договора предметом аренды, среди прочего, явилось скважина и водонапорная башн № 5579, расположенная в <адрес>.
Пунктом 3.1.4 Договора предусмотрена обязанность Арендатора содержать объекты аренды и территорию, непосредственно прилегающую к Объектам в соответствии с эксплутационными, санитарными, противопожарными, экологическими нормами.
Однако, согласно статье 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Судом установлено, что скважина № 5579 не отвечает требованиям законодательства, ее эксплуатация невозможна, в целях приведения качества воды в соответствие с нормативными требованиями требуется устройство новой скважины либо присоединение существующих водопроводных сетей к иной действующей скважине.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального Закона №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 10 ст. 35 Федерального Закона №131-Ф3 в компетенцию представительного органа муниципального образования входит утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Как следует из ст. 9 Устава Шебалинского сельского поселения, к вопросам местного значения Шебалинского сельского поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета, контроль за его исполнением.
Из положений п.4 и 5 ч. 1 ст. 29 Устава Шебалинского сельского поселения следует, что к компетенции Совета депутатов, являющегося представительным органом местного самоуправления, относится утверждение местного бюджета Шебалинского сельского поселения на очередной финансовый год и утверждение отчета о его исполнении.
Согласно ч.1 ст.46 вышеназванного Устава, Администрация МО «Шебалинское сельское поселение» разрабатывает проект местного бюджета, обеспечивает исполнение местного бюджета; управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности МО «Шебалинское сельское поселение»; разрабатывает и выполняет планы и программы экономического и социального развития поселения; решает вопросы жизнеобеспечения муниципального образования, предоставления его жителям необходимой продукции и услуг.
Однако, учитывая, что администрацией МО «Шебалинское сельское поселение» ООО «Тепловодресурс» было передано муниципальное имущество, не отвечающее по целевому предназначению требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения населения через водопроводную сеть качественной питьевой водой, не решен вопрос жизнеобеспечения населения, использующего скважину № 5579 качественной водой в необходимых размерах, учитывая, что разработка бюджета, организация его исполнения являются прерогативой администрации, исковые требования прокурора района, предъявленные к администрации МО «Шебалинское сельское поселение» также подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что прокурором не указаны, конкретные меры, которые необходимо принять каждому из ответчиков для обеспечения населения водой надлежащего качества, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора. Необходимость и достаточность соответствующих мер должна быть определена ответчиками исходя из полномочий, с учетом требований действующего законодательства.
Суд также учитывает, что законодатель не ставит вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой в зависимость от наличия возможности поставлять населению питьевую воду надлежащего качества, наличия либо отсутствия необходимых денежных средств для этого. Данные обстоятельства могут быть учтены при определении срока, в течение которого ответчики обязаны привести качество воды в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Вместе с тем, учитывая, что прокурором при предъявлении иска и рассмотрении дела не установлен срок для обеспечения населения качественной питьевой водой, учитывая требования законодательства о бесперебойном снабжении населения водой надлежащего качества, а также учитывая характер нарушений и влияние из на организм человека, суд считает возможным не устанавливать срок для выполнения указанных обязанностей ответчиками. При этом, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта в порядке ст. 203 ГПК РФ, представив соответствующие доказательства.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» и Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодресурс» удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» и Общество с ограниченной ответственностью «Тепловодресурс» принять меры к обеспечению жителей Шебалинского сельского поселения и других граждан, использующих водный объект – скважину № 5579 «Стадион», водой надлежащего качества.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в 10-дневный срок со дня составления решения в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2010 года
Федеральный судья С.Н. Чертков