Решение не обжаловано, вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2010 года

с. Шебалино Дело № 2-189/2010

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе

председательствующего судьи С.Н. Черткова,

при секретаре Е.В. Мазаловой,

с участием помощника прокурора А.Е. Мунатова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Мыютинская основная общеобразовательная школа» о понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия,

установил:

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к ответчику муниципальному общеобразовательному учреждению «Мыютинская основная общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование исковых требований в заявлении указано, что в ходе проверки прокуратурой района готовности школ к 2010-2011 учебному году в деятельности МОУ «Мыютинская ООШ» выявлены нарушения законодательства в области требований пожарной безопасности и требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В школе слуховое окно чердачного помещения не остеклено, дверные проемы на фронтонах кровли забиты (не открываются); ширина дверных проемов на пути эвакуации менее 1,2 метра, высота двери второго эвакуационного выхода менее 1,9 метров; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов; автоматическая пожарная сигнализация выполнена с нарушениями, находится в неисправном состоянии; на пути эвакуации выполнена перегородка из горючего материала; на окнах спортзала установлены глухие решетки. Кроме того, в школе не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек; на территории школы отсутствует площадка с твердым покрытием под мусоросборник; ученическая мебель в школе не соответствует ростовому разнообразию; в кабинете информатики стулья не соответствуют ростовому разнообразию.

Деятельность МОУ «Мыютинская ООШ» по функционированию с нарушениями требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц (работников учреждения, учащихся, посещающих школу родителей и иных лиц) – на их пребывание в здании и помещениях учреждения в условиях пожарной защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия.

В ходе судебного разбирательства заместитель прокурора Лопатина И.Р. заявила об отказе от иска в части заявленных требований, ссылаясь на то, что в здании школы обучается менее 50 детей, в связи с чем оснований для установления дверных проемов на путях эвакуации в здании шириной не менее 1,2 м. и обеспечения школы прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов не имеется.

Определением от 10 ноября 2010 года производство по делу в части требования прокурора об устранении нарушений правил пожарной безопасности – п. 51 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97 п. 1.20 СНиП 2.08.02-89 об установлении дверных проемов на путях эвакуации шириной не менее 1,2 метра, п.39 ППБ 01-03 об обеспечении школы прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны.

В судебном заседании помощник прокурора Мунатов А.Е. отказался от требований в части остекления слухового окна чердачного помещения (п. 44 ППБ 01-03), демонтажа с окон спортзала глухих решеток (п. 40 ППБ 01-03), выполнения перегородки на пути эвакуации из негорючего материала (п. 53 ППБ 01-03), оборудования площадки под мусоросборник (п. 2.2.9 СанПин 2.4.2.1178-02), производства ремонта автоматической пожарной сигнализации (п.98 ППБ 01-03) в связи с добровольным удовлетворением ответчиком указанных требований. Просил суд обязать МОУ «Мыютинская ООШ» устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>: установив дверные проемы на путях эвакуации шириной не менее 1,2 метра, высоту двери второго эвакуационного выхода не менее 1,9 метров; обеспечив школу прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; разместив санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров; установив в классах школы ученическую мебель в соответствии с ростовым разнообразием; установив в кабинете информатики стулья в соответствии с ростовым разнообразием обучающихся.

Представитель ответчика – директор МОУ «Мыютинская ООШ» Кужакова В.С. исковые требования прокурора признала и пояснила, что нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия действительно имеют место, школа рассчитана на обучение 70 учеников, однако в школе обучается 28 учеников, с преподавателями численность пребывающих в здании и составляет 38 человек.

Определением суда от 17 ноября 2010 года производство по делу в части требования прокурора об устранении нарушений правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства – п. 44 ППБ 01-03 об остеклении слухового окна чердачного помещения, п. 40 ППБ 01-03 о демонтаже с окон спортзала глухих решеток, п. 53 ППБ 01-03 о выполнении перегородки на пути эвакуации из негорючего материала, п. 2.2.9 СанПин 2.4.2.1178-02 об оборудовании площадки под мусоросборник п.98 ППБ 01-03 о производстве ремонта автоматической пожарной сигнализации прекращено.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалистов начальника ОГПН по <адрес> ФИО6, начальника ТОУ Роспотребнадзора в <адрес>, <адрес> районах ФИО5 и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2004 № 313 руководители организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов).

Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пункт 1.1 СНиП 21-01-97* устанавливает, что указанные строительные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. В силу п.1.7 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01-94.

Согласно п.8.5 СНиП 10-01-94 на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метров.

Таким образом, в силу указанных выше норм здание МОУ «Мыютинская ООШ» должно быть обеспечены эвакуационными выходами высотой не менее 1,9 метра, поскольку высота эвакуационных выходов не зависит от числа эвакуирующихся из здания лиц.

Из информации № от 30.08.2010 начальника ОГПН по <адрес> следует, что в ходе приемки школ к началу нового 2010-2011 учебного года выявлены нарушения требований пожарной безопасности – в школе слуховое окно чердачного помещения не остеклено, дверные проемы на фронтонах кровли забиты (не открываются); ширина дверных проемов на пути эвакуации менее 1,2 метра, высота двери второго эвакуационного выхода менее 1,9 метров; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов; автоматическая пожарная сигнализация выполнена с нарушениями, находится в неисправном состоянии; на пути эвакуации выполнена перегородка из горючего материала; на окнах спортзала установлены глухие решетки.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика и участвующий в деле специалист ФИО6 пояснили, что большинство выявленных нарушений в настоящее время устранены, не устранено только нарушение по п. 6.16 СНиП 21-01-97* о высоте второго эвакуационного выхода.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 2.3.23. СанПин 2.4.2.1178-02 на каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров.

Согласно п. 2.4.2. СанПин 2.4.2.1178-02 каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка.

В пункте 2.4.6. указанного СанПин установлено, что оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Такие требования изложены в СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», в соответствии с пунктом 11.6 которого, рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви (приложение № 5).

Из информации № от 09.09.2010 начальника ТОУ Роспотребнадзора в <адрес>, <адрес> районах следует, что по итогам проверки образовательных учреждений района в МОУ «Мыютинская ООШ» не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек; на территории школы отсутствует площадка с твердым покрытием под мусоросборник; ученическая мебель в школе не соответствует ростовому разнообразию; в кабинете информатики стулья не соответствуют ростовому разнообразию.

Наличие указанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. Также наличие указанных нарушений было подтверждено пояснениями участвующих в деле специалистов.

Таким образом, муниципальным общеобразовательным учреждением «Мыютинская ООШ» до настоящего времени не устранены нарушения требований пожарной безопасности – высота двери второго эвакуационного выхода менее 1,9 метров; Кроме того, в школе не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек; ученическая мебель в школе не соответствует ростовому разнообразию; в кабинете информатики стулья не соответствуют ростовому разнообразию, в связи с чем, суд приходит к выводу, что деятельность МОУ «Мыютинская ООШ» по функционированию с нарушениями требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц (работников учреждения, учащихся, посещающих школу родителей и иных лиц) – на их пребывание в здании и помещениях учреждения в условиях пожарной защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Учитывая характер нарушений, объем предстоящих мероприятий по их устранению и необходимых финансовых затрат, учитывая требования закона о недопустимости проведения ремонтных работ в период учебного процесса, с учетом мнения представителей сторон и участвующих в деле специалистов, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда по п. 8.5 СНиП 10-01-94, п. 51 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 10-01-94 – об установке дверного проема второго эвакуационного выхода высотой не менее 1,9 метра, п. 2.3.23 СанПин 2.4.2.1178-02 – о размещении санитарных узлов для мальчиков и девочек, оборудованных кабинами с дверями без запоров – до 20 августа 2011 года, по нарушениям п. 2.4.2 СанПин 2.4.2.1178-02 об установке в классах школы ученической мебели в соответствии с ростовым разнообразием обучающихся, п. 11.6 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 – об установке в кабинете информатики стульев в соответствии с ростовым разнообразием обучающихся – до 15 января 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Мыютинская основная общеобразовательная школа» удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Мыютинская основная общеобразовательная школа» в срок до 20 августа 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>: установив высоту дверного проема второго эвакуационного выхода не менее 1,9 метров; разместив санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Мыютинская основная общеобразовательная школа» в срок до 15 января 2011 года устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в здании школы, расположенной по адресу: <адрес> установив в классах школы ученическую мебель в соответствии с ростовым разнообразием; установив в кабинете информатики стулья в соответствии с ростовым разнообразием обучающихся.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в 10-дневный срок со дня составления решения в окончательной форме через Шебалинский районный суд, Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 года.

Федеральный судья С.Н. Чертков