Решение не обжаловано, вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 года

с. Шебалино Дело № 2-185/2010

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе

председательствующего судьи С.Н. Черткова,

при секретаре Е.В. Мазаловой,

с участием помощника прокурора А.Е. Мунатова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Мало-Чергинская основная общеобразовательная школа» о понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия,

установил:

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к ответчику муниципальному общеобразовательному учреждению «Мало-Чергинская основная общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование исковых требований в заявлении указано, что в ходе проверки прокуратурой района готовности школ к 2010-2011 учебному году в деятельности МОУ «Мало-Чергинская ООШ» выявлены нарушения законодательства в области требований пожарной безопасности и требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В школе ширина дверей на путях эвакуации менее 1,2 метра; отсутствуют вторые эвакуационные выходы с помещений веранд школы; срок эксплуатации первичных средств пожаротушения (огнетушителей) истек; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Кроме того, к школе не подведена вода и отсутствует канализация; не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек.

Деятельность МОУ «Мало-Чергинская ООШ» по функционированию с нарушениями требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц (работников учреждения, учащихся, посещающих школу родителей и иных лиц) – на их пребывание в здании и помещениях учреждения в условиях пожарной защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия.

В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Мунатов А.Е. отказался от требования к МОУ «Мало-Чергинская ООШ» в части обеспечения здания школы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), ссылаясь на добровольное его исполнение ответчиком. Просил суд обязать МОУ «Мало-Чергинская ООШ» устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>: установив двери на путях эвакуации шириной не менее 1,2 метра, высотой не менее 1,9 метра; оборудовав вторые эвакуационные выходы с помещений веранд школы; обеспечив школу прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; разместив санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров; оборудовав здание школы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.

Представитель ответчика – директор МОУ «Мало-Чергинская ООШ» Тордоков А.В. исковые требования прокурора признал и пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия действительно имеют место, в настоящее время в школе обучается около 36 учеников, школа состоит из нескольких зданий, в целом здания школы рассчитаны на обучение около 60 учеников, просил установить срок устранения нарушений до начала следующего учебного года.

Определением суда от 16 ноября 2010 года производство по делу в части требования прокурора об устранении нарушений правил пожарной безопасности – п.108 ППБ 01-03 об обеспечении здания школы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) прекращено.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалистов начальника ОГПН по <адрес> ФИО4, начальника ТОУ Роспотребнадзора в <адрес>, <адрес> районах ФИО5 и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2004 № 313 руководители организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 39 ППБ 01-03 организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.

В силу пункта 16 ППБ 01-03 к объектам с массовым пребыванием людей отнесены объекты, в которых возможно пребывание 50 и более человек.

Как следует из пояснений представителя ответчика на территории МОУ «Мало-Чергинская ООШ» расположено несколько зданий, в том числе здания основной и начальной школы, в школе в настоящее время обучается около 36 учеников, с учетом преподавателей и вспомогательного персонала, численность пребывающих на объектах школы людей составляет более 50 человек. Указанные обстоятельства следуют из пояснений представителя ответчика в ходе судебного разбирательства. Кроме того, суд также отмечает, что объекты школы рассчитаны на пребывание в них более 50 человек, поэтому МОУ «Мало-Чергинская ООШ» является организацией с массовым пребыванием людей.

Согласно п. 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов).

Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пункт 1.1 СНиП 21-01-97* устанавливает, что указанные строительные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. В силу п.1.7 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01-94.

Согласно п.8.5 СНиП 10-01-94 на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Из анализа указанных нормативных документов, суд пришел к выводу о необходимости применения требований, установленных в разделе 6 СНиП 21-01-97 к настоящим правоотношениям, поскольку нарушение указанных требований приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, пребывающих в здании МОУ «Мало-Чергинская ООШ».

Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метров, ширина эвакуационных выходов 1,2 метра — из помещений класса Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф 1.3 — более 50 человек и 0,8 метров — во всех остальных случаях. Согласно п. 5.21 СНиП 21-01-97 здания школ и внешкольных учебных заведений по функциональной пожарной опасности относятся к классу Ф 4.1.

Согласно п. 8.1.12. СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171 ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел.

Из указанных норм следует, что ширина эвакуационного выхода должна быть не менее 1,2 метра при числе эвакуирующихся из данного здания 50 человек и более.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в Мало-Чергинской школы в настоящее время обучается около 36 детей, дети обучаются в разных зданиях. Доказательств тому, что в каком-либо из зданий МОУ «Мало-Чергинская ООШ» пребывает более 50 человек истцом не представлено.

Поэтому оснований для удовлетворения требования истца об установлении дверей на путях эвакуации шириной не менее 1,2 метра не имеется.

При этом, в силу указанных выше норм здания МОУ «Мало-Чергинская ООШ» должны быть обеспечены эвакуационными выходами высотой не менее 1,9 метра, поскольку высота эвакуационных выходов не зависит от числа эвакуирующихся из здания лиц.

Кроме того, в силу п. 8.1.11. СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов. Поэтому требование прокурора об оборудовании вторых эвакуационных выходов с помещений веранд школы подлежит удовлетворению. Отсутствие вторых эвакуационных выходов из помещений веранд школы приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, что подтверждается пояснениями начальника ОГПН по <адрес> ФИО4 Представителем ответчика доказательств обратному не представлено.

Из информации № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОГПН по <адрес> следует, что в ходе приемки школ к началу нового 2010-2011 учебного года выявлены нарушения требований пожарной безопасности – в школе ширина дверей на путях эвакуации менее 1,2 метра; отсутствуют вторые эвакуационные выходы с помещений веранд школы; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов; отсутствует наружное противопожарное водоснабжение.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 2.3.23. СанПин 2.4.2.1178-02 на каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров.

Согласно п. 2.7.1 СанПин 2.4.2.1178-02 здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Согласно п. 2.7.2 СанПин 2.4.2.1178-02 в общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода, водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласуется с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

Из информации № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ТОУ Роспотребнадзора в <адрес>, <адрес> районах следует, что по итогам проверки образовательных учреждений района в МОУ «Мало-Чергинская ООШ» к школе не подведена вода и отсутствует канализация; не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек.

Таким образом, муниципальным общеобразовательным учреждением «Мало-Чергинская ООШ» до настоящего времени не устранены нарушения требований пожарной безопасности, в школе отсутствуют вторые эвакуационные выходы с помещений веранд, высота дверей на путях эвакуации менее 1,9 метра; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Кроме того, в школе не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек; к школе не подведена вода и отсутствует канализация, в связи с чем, суд приходит к выводу, что деятельность МОУ «Мало-Чергинская ООШ» по функционированию с нарушениями требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц (работников учреждения, учащихся, посещающих школу родителей и иных лиц) – на их пребывание в здании и помещениях учреждения в условиях пожарной защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия.

С учетом объема предстоящих мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, с учетом мнения лиц участвующих в деле, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда по п. 39 ППБ 01-03 - обеспечив школу прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов; п. 2.3.23. СанПин 2.4.21178-02 – разместив санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров; п. 2.7.1, 2.7.2 СанПин 2.4.2.1178-02 - оборудовав здание школы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками; до 20 августа 2011 года.

По п. 51 ППБ 010-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*, п. 1.20* СНиП 2.08.02-89 – об установке дверных проемов на путях эвакуации высотой не менее 1,9 метра и оборудовании вторых эвакуационных выходов с помещений веранд школы суд считает возможным не устанавливать срок для устранения нарушений, учитывая влияние данных нарушений на обеспечение безопасности здания, объем работ и финансовых затрат, необходимых для устранения данных нарушений, а также учитывая позицию сторон.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Мало-Чергинская основная общеобразовательная школа» удовлетворить частично.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Мало-Чергинская основная общеобразовательная школа» в срок до 20 августа 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>: обеспечив школу прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; разместив санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров; оборудовав здание школы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Мало-Чергинская основная общеобразовательная школа» по вступлении решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании школы, расположенной по адресу: <адрес> установив высоту эвакуационных выходов не менее 1,9 метра; оборудовав вторые эвакуационные выходы с помещений веранд школы.

В удовлетворении требования прокурора об установлении дверей на путях эвакуации шириной не менее 1,2 метра отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в 10-дневный срок со дня составления решения в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2010 года.

Федеральный судья С.Н. Чертков