ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 года
с. Шебалино Дело № 2-181/2010
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Е.В. Мазаловой,
с участием помощника прокурора А.Е. Мунатова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения,
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к ответчику Администрации муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Шебалинского района в рамках надзора за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Шебалинского сельского поселения расположено гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника.
Пункт 8 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселения относит участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения.В соответствии со ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно п. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года №580) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.Отсутствие у гидротехнического сооружения собственника приводит к ее ненадлежащему содержанию, разрушению, что может оказать негативное влияние на окружающую природную среду и привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.В результате невыполнения администрацией МО «Шебалинское сельское поселение» требований вышеизложенного законодательства, нарушаются законные права и интересы в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Ответчик Администрация МО «Шебалинское сельское поселение» своего представителя в судебное заседание не направил, хотя извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. От него не поступило заявлений о рассмотрении дела в ее отсутствие или об отложении дела.
В связи с этим суд полагает возможным вынести решение по правилам заочного производства. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
В судебном заседании помощник прокурора Мунатов А.Е. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, представил суду доказательства отсутствия в реестрах федерального имущества и государственного имущества Республики Алтай сведений о правах на гидротехническое сооружение, письмо Управления Ростехнадзора о наличии на территории Шебалинского района гидротехнических сооружений.
Заслушав истца, допросив свидетеля ФИО3 и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от взмывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно ст. 6 Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление функций надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (далее - органы исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений).
Постановлением Правительства РФ от 16.10.1997 N 1320 определено, что государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется: Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).
Согласно письма Ростехнадзора от 16.09.2010 № 4983 в 2010 году межведомственной комиссией было проведено натурное обследование ГТС Республики Алтай, в ходе которой было выявлено гидротехническое сооружение – гидроузел (пруд) состоящий из ограждающей дамбы и водоспускных сооружений в виде трубы, расположенный на <адрес>.
Прокуратурой Шебалинского района было проверено исполнение требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: не проведен мониторинг ГТС; не разработан расчет размера вероятного вреда и критерии безопасности ГТС; не проведено страхование ГТС в соответствии с действующим законодательством; ГТС не зарегистрировано в Российском регистре. Кроме того, проверкой установлено, что ГТС – сооружения пруда находятся в аварийном состоянии, ограждающая дамба размыта, плотина размывается в районе водосброса и по правому борту.
Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что данное гидротехническое сооружение было построено очень давно, для того, чтобы в нем купались дети. Это сооружение действовало долгое время, затем его размыло, в настоящее время в нем почти нет воды. В 2009 году водовыпускная труба пруда забилась, в связи с чем, чтобы не допустить паводка, был прорыт канал в левой части ограждающей дамбы. Водовыпускная труба в настоящее время не действует из-за низкого уровня воды. Плотина пруда в настоящее время находится в работоспособном состоянии, данный объект технически возможно восстановить, однако для этого необходимы определенные затраты и специальная техника.
На основании изложенного, у суда не имеется оснований сомневаться в том, что расположенный на реке <адрес> объект является гидротехническим сооружением. То обстоятельство, что гидротехническое сооружение в настоящее время не эксплуатируется и находится в аварийном состоянии, не свидетельствует о прекращении его существования, как объекта.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктами 9, 25, 28 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования Шебалинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай (принят решением Совета депутатов муниципального образования Шебалинское сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ №) к вопросам местного значения Шебалинского сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
На основании ст. 43 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при эксплуатации отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду. В силу ст. 34 указанного закона мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности должны предусматриваться и при ликвидации указанных объектов.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Судом установлено, что гидротехническое сооружение не имеет собственника, не определена его балансовая принадлежность, в связи с чем указанные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Из статьи 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Частью 3 указанной статьи установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пунктов 5 и 7 Положения о принятии на учет безхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. №580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственной экземпляре заявления в органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Шебалинское сельское поселение, необращение администрации Шебалинского сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц в целях обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду.
Учитывая изложенное, а так же принимая во внимание, что до настоящего времени Администрацией МО «Шебалинское сельское поселение» не принято мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – гидроузла (пруда), расположенного на <адрес>, не представлено доказательств их принятия, а так же, учитывая, что вышеуказанные нарушения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений могут повлечь за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованны, основаны на законе, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» принять меры по постановке бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного в селе <адрес> на учет в орган федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай.
Ответчик вправе подать в Шебалинский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в 10-дневный срок после истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения через Шебалинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2010 года
Федеральный судья С.Н. Чертков