ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2010 года
с. Шебалино Дело № 2-186/2010
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Е.В. Мазаловой,
с участием помощника прокурора А.Е. Мунатова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Актельская основная общеобразовательная школа имени М.В. Карамаева» о понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия,
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к ответчику муниципальному общеобразовательному учреждению «Актельская основная общеобразовательная школа имени М.В. Карамаева» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что в ходе проверки прокуратурой района готовности школ к 2010-2011 учебному году в деятельности МОУ «Актельская ООШ» выявлены нарушения законодательства в области требований пожарной безопасности и требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В школе дверь чердачного помещения здания пищеблока отсутствует; лестница второго эвакуационного выхода в начальной школе разобрана, проемы на дверях эвакуации менее 1,2 метра; на распределительных коробках электропроводов отсутствуют крышки; электропроводка выполнена с нарушениями требований ПУЭ – провода соединены вскрутку; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Кроме того, в школе доски не оборудованы софитами; в кабинетах химии и физики отсутствуют лаборантские; не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек.
Деятельность МОУ «Актельская ООШ» по функционированию с нарушениями требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц (работников учреждения, учащихся, посещающих школу родителей и иных лиц) – на их пребывание в здании и помещениях учреждения в условиях пожарной защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Ответчик МОУ «Актельская ООШ» своего представителя в судебное заседание не направил, хотя извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. От него не поступило заявлений о рассмотрении дела в ее отсутствие или об отложении дела.
В связи с этим суд руководствуясь ст. 233 ГПК РФ полагает возможным вынести решение по правилам заочного производства. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
В судебном заседании помощник прокурора Мунатов А.Е. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просил суд обязать МОУ «Актельская ООШ» устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах школы, расположенной по адресу: <адрес>: установив двери в чердачном помещении пищеблока; установив лестницу у второго эвакуационного выхода в начальной школе, а также проемы на дверях эвакуации шириной не менее 1,2 метра, высоту проемов дверей не менее 1,9 метра; установив крышки на распределительных коробках электропроводов; электропроводку проложив в соответствии с требованиями нормативных документов электроэнергетике (без скрутки) по вступлении решения суда в законную силу; обеспечив школу прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны и разместив санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров в срок до 20 августа 2011 года; оборудовав классные доски софитами в срок до 15 января 2011 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалистов начальника ОГПН по Шебалинскому району ФИО4, начальника ТОУ Роспотребнадзора в Шебалинском, Чемальском районах ФИО5 и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2004 № 313 руководители организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 39 ППБ 01-03 организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
В силу пункта 16 ППБ 01-03 к объектам с массовым пребыванием людей отнесены объекты, в которых возможно пребывание 50 и более человек.
Как следует из пояснений представителя ответчика в ходе судебного разбирательства на территории МОУ «Актельская ООШ» расположено несколько зданий, в том числе здания основной и начальной школы, здание детского сада, здание старого пищеблока, указанные в школе в настоящее время обучается 32 ученика, здания основной и вспомогательной школы рассчитаны на обучение 35 учеников каждая. Указанные обстоятельства также подтверждены пояснениями участвующего в деле специалиста начальника ОГПН по Шебалинскому району ФИО4, который также пояснил, что МОУ «Актельская ООШ» является организацией с массовым пребыванием людей, поскольку общее число пребывающих на всех объектах школы людей составляет более 50 человек, учитывая все расположенные на территории школы подведомственные объекты. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Согласно п. 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов).
Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Пункт 1.1 СНиП 21-01-97* устанавливает, что указанные строительные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. В силу п.1.7 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01-94.
Согласно п.8.5 СНиП 10-01-94 на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Из анализа указанных нормативных документов, суд пришел к выводу о необходимости применения требований, установленных в разделе 6 СНиП 21-01-97 к настоящим правоотношениям, поскольку нарушение указанных требований приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, пребывающих в здании МОУ «Актельская ООШ».
Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метров, ширина эвакуационных выходов 1,2 метра — из помещений класса Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф 1.3 — более 50 человек и 0,8 метров — во всех остальных случаях. Согласно п. 5.21 СНиП 21-01-97 здания школ и внешкольных учебных заведений по функциональной пожарной опасности относятся к классу Ф 4.1.
Согласно п. 8.1.12. СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171 ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел.
Из указанных норм следует, что ширина эвакуационного выхода должна быть не менее 1,2 метра при численности эвакуирующихся из данного здания 50 человек и более.
Из пояснений представителя ответчика в ходе судебного разбирательства ответчика следует, что в Актельской школе в настоящее время обучается 32 ребенка, дети обучаются в зданиях начальной и основной школы, здания школ рассчитаны на обучение около 35 учеников каждая. Доказательств тому, что в каком-либо из зданий МОУ «Актельская ООШ» пребывает более 50 человек истцом не представлено.
Кроме того, из пояснений специалиста начальника ОГПН по Шебалинскому району ФИО4 в судебном заседании следует, что высота эвакуационных выходов в школе в настоящее время составляет 1,9 метра. Объективных доказательств тому, что высота дверных проемов на путях эвакуации менее установленной нормы суду не представлены.
Поэтому оснований для удовлетворения требования истца об установлении дверей на путях эвакуации шириной не менее 1,2 метра и высотой не менее 1,9 метра не имеется.
В соответствии с п. 6.30* СНиП 21-01-97* уклон лестниц на путях эвакуации должен быть не более 1:1; ширина проступи — как правило, не менее 25 см, а высота ступени — не более 22 см. Аналогичная норма закреплена в п. 4.4.2. СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171.
Из пояснений специалиста начальника ОГПН по Шебалинскому району ФИО4 в судебном заседании следует, что высота ступеней на лестнице на пути эвакуации второго эвакуационного выхода в начальной школе более 22 см. Доказательств обратного суду не представлено. Поэтому указанное нарушение подлежит устранению ответчиком.
В соответствии с п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
В соответствии с п. 2.1.21. Правил устройства электроустановок (ПУЭ) соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.).
Из пояснений специалиста начальника ОГПН по Шебалинскому району ФИО4 в судебном заседании следует, что в здании начальной школы на распределительных коробках электропроводов не установлены крышки, электропроводка проложена в некоторых местах по горючему основанию, имеется соединение электропроводки путем скрутки.
Согласно п. 44 ППБ двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.
Из информации № 119-5-06-04 от 30.08.2010 начальника ОГПН по Шебалинскому района следует, что в ходе приемки школ к началу нового 2010-2011 учебного года выявлены нарушения требований пожарной безопасности – в школе отсутствует дверь чердачного помещения пищеблока; лестница второго эвакуационного выхода в начальной школе разобрана; отсутствуют крышки на распределительных коробках электропроводов, электропроводка выполнена с нарушениями требований ПУЭ – провода соединены вскрутку; проемы на дверях эвакуации не соответствуют требованиям (сужены); отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 2.3.23. СанПин 2.4.2.1178-02 на каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров.
В соответствии с п. 2.6.2. СанПин 2.4.2.1178-02 классная доска оборудуется софитами.
Из информации № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ТОУ Роспотребнадзора в Шебалинском, Чемальском районах следует, что по итогам проверки образовательных учреждений района в МОУ «Актельская ООШ» выявлено, что классные доски не оборудованы софитами; в кабинетах химии и физики нет лаборантских; не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек.
Таким образом, муниципальным общеобразовательным учреждением «Актельская ООШ» до настоящего времени не устранены нарушения требований пожарной безопасности, в школе отсутствует дверь чердачного помещения пищеблока; лестница второго эвакуационного выхода в начальной школе разобрана; отсутствуют крышки на распределительных коробках электропроводов, электропроводка выполнена с нарушениями требований ПУЭ – провода соединены вскрутку; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Кроме того, классные доски в кабинетах не оборудованы софитами; не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что деятельность МОУ «Актельская ООШ» по функционированию с нарушениями требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц (работников учреждения, учащихся, посещающих школу родителей и иных лиц) – на их пребывание в здании и помещениях учреждения в условиях пожарной защищенности и санитарно-эпидемиологического благополучия.
С учетом объема предстоящих мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства и финансовых затрат для устранения указанных нарушений, с учетом мнения лиц участвующих в деле, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда по п. 39 ППБ 01-03 – обеспечив школу прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов; п. 2.3.23. СанПин 2.4.21178-02 – разместив санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров – до 20 августа 2011 года.
По п. 2.6.2. СанПин 2.4.2.1178-02 – оборудовав классные доски софитами суд считает возможным установить срок исполнения до 15 января 2011 года учитывая влияние данных нарушений на обеспечение безопасности зданий и здоровье людей, объем работ и финансовых затрат, необходимых для устранения данных нарушений.
По п. 51 ППБ 010-03, п. 6.30 СНиП 21-01-97* – установив лестницу у второго эвакуационного выхода в начальной школе; п. 44 ППБ 01-03 установив двери в чердачное помещение пищеблока; п. 57 ППБ 01-03 установив крышки на распределительных коробках электропроводов, проложив электропроводку в соответствии с нормативными документами по электроэнергетик есуд считает возможным не устанавливать срок для устранения нарушений, учитывая характер данных нарушений, их влияние данных нарушений на обеспечение безопасности зданий, а также объем работ и финансовых затрат для устранения данных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Актельская основная общеобразовательная школа имени М.В. Карамаева» удовлетворить частично.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Актельская основная общеобразовательная школа имени М.В. Карамаева» в срок до 20 августа 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>: обеспечив школу прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; разместив санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Актельская основная общеобразовательная школа имени М.В. Карамаева» в срок до 15 января 2011 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>: оборудовав классные доски софитами.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Актельская основная общеобразовательная школа имени М.В. Карамаева» по вступлении решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании школы, расположенной по адресу: <адрес> путем установки крышек на распределительных коробках электропроводов; электропроводку проложив в соответствии с требованиями нормативных документов электроэнергетике (без скрутки), установив двери в чердачном помещении пищеблока, установив лестницу у второго эвакуационного выхода в начальной школе.
В удовлетворении требования прокурора об установлении дверных проемов на путях эвакуации шириной не менее 1,2 метра и высотой не менее 1,9 метра отказать.
Ответчик вправе подать в Шебалинский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в 10-дневный срок после истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения через Шебалинский районный суд.
Федеральный судья С.Н. Чертков