Решение обжаловано представителем истца. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РА от 02 марта 2011 года решение оставлено без изменения.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2010 года

с. Шебалино Дело № 2 - 227/2010

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе

федерального судьи З.Н. Раднаевой,

при секретаре Е.В. Мазаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толбиной З.Б. в лице представителя Лагеревой В.Н. к администрации муниципального образования «Шебалинский район», муниципальному образованию «Шебалинское сельское поселение», Монголовой Л.Д, о признании заключенной и действительной сделки по купли-продаже квартиры и признании права собственности на квартиру и земельный участок,

установил:

Истец Толбина З.Б. в лице представителя Лагеревой В.Н. обратилась в суд с требованием к ответчикам администрации МО «Шебалинский район», администрации МО «Шебалинское сельское поселение», Монголовой Л.Д. о признании сделки купли-продажи квартиры заключенной и действительной, расположенной по адресу: <адрес>, совершенной между ФИО3 и Толбиной З.Б., согласно расписки от 13 ноября 2000 года и признании права собственности на указанную квартиру и земельный участок.

Заявленные требования мотивированы, тем, что в ноябре 2000 года Толбина З.Б. приобрела у Майхиевой (Монголовой) Л.Д. и ее мужа ФИО3 за 25000 рублей квартиру (1/2 долю жилого дома), расположенную в одноэтажном двухквартирном жилом доме и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>. На момент продажи квартира принадлежала Майхиевой (Монголовой) Л.Д. и ФИО3 на праве общей совместной собственности. В подтверждение расчета за квартиру, ФИО3 была выдана расписка и 13 ноября 2000 года оформлена на имя Толбиной З.Б. доверенность на регистрацию права собственности на земельный участок и ? долю жилого дома. Вместе с доверенностью были переданы все документы, в том числе правоустанавливающий документ на квартиру и земельный участок (договор купли-продажи ? доли жилого дома с земельным участком от 10 октября 1997 года).

21 июля 2001 года Майхиева (Монголова) Л.Д. оформила нотариальное согласие на продажу имущества, был составлен проект договора купли-продажи, который не был принят регистрирующим органом в связи с тем, что в доверенности от 13.11.2000 имелись недостатки (не указаны даты выдачи паспортов доверителя и представителя). С согласия ФИО3 в квартире по указанному адресу были зарегистрированы Толбина З.Б., ее супруг ФИО2, их дочь ФИО8

11 августа 2006 года ФИО3 умер, Майхиева (Монголова) Л.Д. не возражает против признания за истцом права собственности на квартиру и земельный участок.

В судебное заседание ответчики Монголова Л.Д., администрация МО «Шебалинский район» извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства не явились, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда.

Представитель третьего лица администрации МО «Шебалинское сельское поселение» в судебное заседание не явился в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки не сообщено. На основании п.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело.

Определением суда от 13.12.2010 по ходатайству ответчика сельской администрации муниципального образования Шебалинское сельское поселение исключено из процесса в качестве ответчика и привлечено как третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора на стороне ответчика.

Определением суда от 13.12.2010 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ФИО2, поскольку по сведениям ТП ОФМС России по РА в <адрес> он состоит на регистрационном учете в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО9 и ее представитель Лагерева В.Н. поддержали требования в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении. Считают, что письменная расписка от 13 ноября 2000 года от имени ФИО3 содержит все существенные условия, предъявляемые к сделкам купли-продажи недвижимости – соблюдена простая письменная форма, указана цена имущества (квартиры), а также указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество – дом (квартира), находящийся по адресу: <адрес>, имеется подпись продавца. В связи с тем, что продавец ФИО3 в августе 2006 года умер, истец не может зарегистрировать свое право собственности на купленную квартиру в установленном порядке. После смерти ФИО3 наследственное дело не заводилось, наследство никто не принимал, бывшая супруга Монголова (Майхиева) Л.Д. подтверждает совершенную в 2000 году сделку по купле - продажи квартиры, не возражает об удовлетворении исковых требований.

Третье лицо ФИО2 не возражал против удовлетворения исковых требований.

Заслушав лиц, участвующих в деле и, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес> <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО4 на основании договора купли-продажи ? доли жилого дома с земельным участком от 10 октября 1997 года. Данный договор удостоверен нотариусом Шебалинского нотариального округа РА, зарегистрирован в Многоотраслевом предприятии жилищно-коммунального хозяйства Шебалинского района, в Шебалинской сельской администрации, в соответствии с установленным на тот период времени порядком.

В материалах дела имеется письменная расписка от 13 ноября 2000 года от имени ФИО3, из которой следует, что он получил от Толбиной З.Б. денежные средства в сумме 25000 рублей за проданный дом (квартиру), находящийся в его собственности, по адресу: <адрес>.

В силу ст.434 ГК РФ). Не соблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

В силу ч.1 ст.552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Согласно ст.554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В силу ст. 424 ГК РФ, не применяются.

Доводы представителя истца Лагеревой В.Н. о том, что в письменной расписке от 13 ноября 2000 года содержатся все существенные условия, установленные нормами Гражданского кодекса РФ для купли-продажи недвижимости, суд считает необоснованными.

Так, указанная расписка от 13.11.2000 подписана только одной из сторон совершенной сделки, по ней невозможно безусловно сделать вывод, что переданные Толбиной З.Б. ФИО3 денежные средства в сумме 25000 рублей являются окончательной ценой дома, а не частью платежа. Нельзя определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю. В расписке указан дом (квартира) в <адрес> без указания его технических характеристик, без указания на нем земельного участка и его размеров.

Поэтому суд считает, что письменная расписка от 13.11.2010 исходя из вышеприведенных норм Гражданского кодекса РФ, не может являться доказательством заключения сделки купли-продажи недвижимости.

Доводы истца в той части, что сделка по купли - продаже подтверждается выданной доверенностью на регистрацию права собственности на земельный участок и ? долю жилого дома, с правом продажи указанных объектов недвижимого имущества, подписания акта приема передачи и получения причитающихся денег, а также нотариальное согласие Майхиевой Л.Д. на продажу имущества, находящегося в общей совместной собственности супругов, не могут являться основанием для удовлетворения иска, поскольку перечисленные доказательства сами по себе о совершении сделки купли-продажи не свидетельствуют. Представленные доказательства могут свидетельствовать лишь о намерении сторон заключить договор купли-продажи квартиры и земельного участка.

При таких обстоятельствах у суда не имеется законных оснований для признания состоявшейся сделки купли-продажи и признания за истцом право собственности на квартиру и земельный участок.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Толбиной З.Б. о признании заключенной и действительной сделки по купли-продаже квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, совершенной между ФИО3 и Толбиной З.Б., согласно расписки от 13 ноября 2000 года и признании права собственности на квартиру и земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 декабря 2010 года.

Федеральный судья З.Н. Раднаева