РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2011 года Дело № 2-127/2011
с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Е.А. Аманчиной,
с участием заместителя прокурора И.Р. Лопатиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Камлакское сельское поселение» о признании бездействия по непринятию мер по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение, Камлакскому сельскому клубу и библиотеке с. Камлак незаконным и возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан путем установления пандусов в местах перепада высот (ступени, лестницы) в указанных зданиях,
установил:
Прокурор Шебалинского района обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ с заявлением о признании бездействия Администрации муниципального образования «Камлакское сельское поселение» по непринятию мер по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение, Камлакскому сельскому клубу и библиотеке с. Камлак незаконным, и возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение, Камлакскому сельскому клубу и библиотеке с. Камлак путем установления пандусов в местах перепада высот (ступени, лестницы) в указанных зданиях.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями законодательства в части гарантированных прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в неисполнении администрацией сельского поселения обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры. По результатам проверки в адрес Главы МО «Камлакское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений законодательства. В ответе на представление Глава поселения указал, что в связи с отсутствием денежных средств оборудование объектов социальной инфраструктуры пандусами возможно лишь в 2012 году.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Выявленные нарушения законодательства нарушают права инвалидов, в том числе несовершеннолетних, на гарантированные государством меры социальной поддержки, а также нарушают конституционные права и свободы граждан, закрепленные в ст. 7 Конституции РФ.
Таким образом, сложившееся положение является следствием бездействия администрации МО «Камлакское сельское поселение», призванного обеспечить исполнение Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов, по реализации своих полномочий, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц – населения Камлакского сельского поселения. Вследствие этого, в нарушение действующего законодательства, в поселении не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам к зданиям администрации сельского поселения, библиотеки, сельского клуба с. Камлак Шебалинского района в виду отсутствия пандусов.
В судебном заседании заместитель прокурора Лопатина И.Р. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснив, что поскольку библиотека находится в здании сельского клуба, то необходимо установить пандусы в двух объектах – на крыльце сельской администрации МО «Камлакское сельское поселение» и на крыльце здания Камлакском сельском клубе в срок до 01 сентября 2011 года.
Представитель ответчика сельской администрации МО «Камлакское сельское поселение» Степанова Л.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, в связи с отсутствием в настоящее время денежных средств, просила установить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2011 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования прокурора Шебалинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, могут быть оспорены в суде. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ и ст. ст. 245 - 247, 258 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 действия (бездействия) могут быть признаны судом незаконными, если суд установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имел ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п.п. 11, 12, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
В связи с этим должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в зданиях и помещениях учреждений культуры, включая пандусы, специальные лифты.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п.1.5 Руководящего документа системы РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденного постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 №74/51, мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта Российской Федерации, города, городского района, поселка городского типа или иного поселения), а также внебюджетных источников и средств юридических и физических лиц, владеющих на правах аренды или собственности объектами социальной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, в собственности Муниципального образования «Камлакское сельское поселение» находятся здания сельской администрации, расположенное по адресу: Шебалинский район, с. Камлак, ул. Центральная, 71, а также здание Каслакского сельского клуба, расположенное по адресу: Шебалинский район, с. Камлак, ул. Центральная 71А.
В судебном заседании установлено, что библиотека с. Камлак находится в одном здании с Камлакским сельским клубом. Вход в здания сельской администрации МО «Камлакское сельское поселение» и Камлакского сельского клуба осуществляется через крыльцо, которые имеют несколько ступеней. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела схематическими планами данных зданий.
Учитывая, что через ступени коляска инвалида в помещения въехать не сможет, указанные здания, являясь общественными, должны быть оборудованы средствами для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан.
Из информации Комплексного центра социального обслуживания семьи и детей от 22.10.2010 следует, что на территории МО «Шебалинский район» проживает 15 инвалидов колясочников, до 300 маломобильных пенсионеров.
В силу п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, может быть оспорено бездействие органов местного самоуправления: в т.ч. местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.2 статьи 26 Устава МО «Камлакское сельское поселение» к полномочиям сельской администрации относится владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
На основании изложенного, бездействие администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение по непринятию мер по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к принадлежащим администрации общественным зданиям является незаконным.
Бездействие Администрации МО «Камлакское сельское поселение» противоречит требованиям ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года «№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отсутствие при входе специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих воспользоваться услугами вышеуказанной организации не возможно.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленным законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам население людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вышеуказанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Так, согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах – колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001).
Согласно п. 3. 29 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
На основании изложенного, суд считает, что требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы для устранения нарушений, условий, в которых должны выполняться такие работы, а также необходимости обеспечения финансирования указанных работ и считает необходимым установить срок до 01 сентября 2011 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Камлакское сельское поселение» по непринятию мер по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение, Камлакскому сельскому клубу.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Камлакское сельское поселение» обязанность по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к зданию администрации муниципального образования Камлакское сельское поселение, расположенному по адресу: <адрес>, зданию Камлакского сельского клуба, расположенному по адресу: <адрес> «А» путем установления пандусов в местах перепада высот (ступени, лестницы) в указанных зданиях в срок до 01 сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в 10-дневный срок со дня составления решения в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2011 года
Федеральный судья С.Н. Чертков