РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июня 2011 года Дело № 2-137/2011
с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Н.И. Шниткиной,
с участием заместителя прокурора М.А. Митяева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управления по недропользованию по Республике Алтай к муниципальному образованию «Улусчергинское сельское поселение» о возложении обязанности по оформлению лицензии на недропользование,
установил:
И.о. Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управления по недропользованию по Республике Алтай обратился в суд с требованием к ответчику МО «Улусчергинское сельское поселение» оформить лицензию на недропользование в Управлении по недропользованию по Республике Алтай для добычи подземных вод на скважину, расположенную в <адрес>.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что МО «Улусчергинское сельское поселение» осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод без лицензии, нарушая требования законодательства Российской Федерации о недропользовании. Самовольное водо- и недропользование подземным водным объектом (подземными водами, добываемыми скважиной в Улусчергинском сельском поселении), находящимися в государственной собственности, нарушает права Российской Федерации.
Незаконное использование недр без получения соответствующего разрешения ведет к неисполнению норм по охране окружающей природной среды, соответствующему учету добываемых природных ресурсов, несоблюдению санитарных требований в части предотвращения загрязнения санитарной зоны источника водоснабжения, так как данные требования являются обязательными условиями исполнения договора и лицензии на недропользование, поэтому могут привести к истощению водных подземных природных ресурсов и иным негативным последствиям. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Представитель третье лицо Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили. Указанное обстоятельство в соответствии со ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель третьего лица Управления по недропользованию по Республике Алтай в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ, вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В отзыве на исковое заявление Управление по недропользованию по РА указало, что до настоящего времени МО «Улус-Чергинское сельское поселение» не обращалось в Управление по вопросу оформления лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод. Требования Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры обоснованны.
В судебном заседании заместитель прокурора Митяев М.А. исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МО «Улусчергинское сельское поселение» Гурина Н.Ф. возражений по существу требований прокурора не высказала, просила установить срок для исполнения решения суда до 1 января 2012 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Права каждого человека на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гарантированы Конституцией Российской Федерации (статьи 41 и 42).
Согласно ст. ст. 8 и 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Функционирование экономической системы предполагает свободную, основанную на принципах самоорганизации хозяйственную деятельность юридических лиц как основных субъектов рыночной экономики.
Реализуя свои полномочия, федеральный законодатель определяет порядок и условия осуществления определенных видов деятельности и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливает дополнительные требования. Ограничения вводятся только федеральным законом и только в целях защиты конституционных ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Статьи 49 и 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению.
В соответствии с ч. 4 ст. 1, ч. 5, ч. 6, ст. 5, ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ правоотношения, связанные с добычей и пользованием подземных вод, регулируются законодательством о недрах. Согласно п. 3 статьи 43 Водного Кодекса РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В силу п. 6 ст. 8 Водного кодекса РФ, ст. 2.1 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1995 года "О недрах" подземные водные объекты в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Для получения права пользования недрами необходимы основания, предусмотренные ст. 10.1 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1995 года "О недрах".
В силу положений, содержащихся в ст. 11 ФЗ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В силу пп. 2.1. п. 2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года № 3314-1 недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами возложено на Федеральное агентство по недропользованию.
Недопущение самовольного пользования недрами, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование относится к числу основных требований по рациональному использованию и охране недр (пункт 1 статьи 23 Закона «О недрах»).
Согласно п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В судебном заседании установлено, что в собственности МО «Улусчергинское сельское поселение» находится 1 скважина, с помощью которой осуществляется добыча подземных вод для производственных и хозяйственно-питьевых нужд населения.
Из пояснений представителя ответчика следует, что эксплуатацию указанной скважины осуществляет МО «Улусчергинское сельское поселение». Каких-либо доказательств передачи указанной скважины в пользование иным лицам в материалах дела не имеется.
Таким образом, МО «Улусчергинское сельское поселение», осуществляя деятельность по добыче подземных вод для целей водоснабжения, обязано получить лицензию на указанный вид деятельности.
Согласно письма Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 27.01.2011 года, Улусчергинской сельской администрацией осуществляется безлицензионное пользование недрами в целях добычи подземных вод на территории Республики Алтай.
Поскольку пользование недрами без лицензии нарушает интересы Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Республики Алтай, как собственников недр суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом объема предстоящих мероприятий, необходимых для получения лицензии, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда до 01 января 2012 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление и.о. Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Улусчергинское сельское поселение» в срок до 1 января 2012 года оформить лицензию на недропользование для добычи подземных вод на скважину в с. Улус-Черга в Управлении по недропользованию по Республике Алтай
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08 июня 2011 года.
Федеральный судья С.Н. Чертков