Решение не обжаловано, вступило в законную силу.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года Дело № 2-132/2011

с. Шебалино

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе

председательствующего судьи С.Н. Черткова,

при секретаре Н.И. Шниткиной,

с участием помощника прокурора А.Е. Мунатова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика Администрации Муниципального образования «Шебалинский район» к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Камлакская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к зданиям МОУ «Камлакская ООШ» путем устройства пандусов в местах перепада высот (ступени, лестницы) в указанных зданиях,

установил:

Прокурор Шебалинского района обратился в суд с требованием к ответчику МОУ «Камлакская ООШ» о возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к зданиям МОУ «Камлакская ООШ», детского сада «Золотая рыбка» путем установления пандусов в местах перепада высот (ступени, лестницы) в указанных зданиях.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями законодательства в части гарантированных прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в неисполнении МОУ «Камлакская ООШ» обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры. По результатам проверки в адрес директора МОУ «Камлакская ООШ» вынесено представление об устранении нарушений законодательства.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Выявленные нарушения законодательства нарушают права инвалидов, в том числе несовершеннолетних, на гарантированные государством меры социальной поддержки, а также нарушают конституционные права и свободы граждан, закрепленные в ст. 7 Конституции РФ.

Деятельность МОУ «Камлакская ООШ» по функционированию с нарушением требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушает и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц (работников учреждения, учащихся, а также иных лиц) – на их беспрепятственный доступ к помещениям школы.

08 июня 2011 года заместитель прокурора уточнил исковые требования, просит суд возложить на МОУ «Камлакская ООШ» обязанность по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к зданиям МОУ «Камлакская ООШ» путем установления пандусов в местах перепада высот (ступени, лестницы) в указанных зданиях и на подходах к ним. В обоснование заявленного ходатайства указал, что вход на территорию Камлакской школы осуществляется через переходы, имеющие ступени, что исключает доступ инвалидов и маломобильных граждан к зданиям школы.

Данное ходатайство принято судом к сведению и рассмотрению в порядке ст. 39 ГПК РФ.

Определением суда от 09 июня 2011 года производство по делу в части возложения обязанности на МОУ «Камлакская ООШ» обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к зданию детского сада «Золотая рыбка» прекращено, в связи с отказом прокурора от исковых требований в указанной части.

В судебном заседании помощник прокурора Мунатов А.Е. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что необходимо обеспечить доступ инвалидов и маломобильных граждан к зданиям МОУ «Камлакская ООШ» путем установления пандусов во всех местах перепада высот.

Представитель ответчика МОУ «Камлакская ООШ» Цуркан Л.Н. в судебное заседание не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения.

Заслушав помощника прокурора и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования прокурора Шебалинского района подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004г. и 25 апреля 2005г.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям вышеназванных норм указанного закона к объектам социальной инфраструктуры относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

Таким образом, здания используемые ответчиком в процессе обучения, относятся к объектам социальной инфраструктуры. Обязанность по соблюдению указанных норм закона возложена на соответствующие организации, использующие объекты социальной инфраструктуры.

В связи с этим должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в зданиях и помещениях учреждений культуры, включая пандусы, специальные лифты.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В силу п.1.5 Руководящего документа системы РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденного постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 №74/51, мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта Российской Федерации, города, городского района, поселка городского типа или иного поселения), а также внебюджетных источников и средств юридических и физических лиц, владеющих на правах аренды или собственности объектами социальной инфраструктуры.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 4.1 Устава МОУ «Камлакская ООШ», учредитель – администрация МО «Шебалинский район» закрепляет за Школой имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Объекты собственности, закрепленные Учредителями за Школой, находятся в ее оперативном управлении с момента передачи имущества.

В судебном заседании установлено, что имущество передано в оперативное управление школы, здание находится на балансе МОУ «Камлакская ООШ».

На основании изложенного, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, следует, что бремя содержания имущества, обеспечение образовательного процесса, оборудование и эксплуатация в соответствии с требованиями законодательства, в том числе с учетом потребностей инвалидов, возложено на МОУ «Камлакская ООШ».

Из пояснений представителя ответчика (ст. 68 ГПК РФ) следует, что за МОУ «Камлакская ООШ» закреплены три здания, в которых осуществляется образовательный процесс, два здания соединены между собой переходом. Как следует из представленных суду планов указанных зданий, в них имеются по два входа. Из представленных материалов видно, что указанные входы имеют ступени и пороги. Также согласно представленных суду фотографий ступени имеются на входах не территорию МОУ «Камлакская ООШ».

Таким образом, учитывая, что через ступени коляска инвалида в помещения въехать не сможет, указанные здания, являясь общественными, должны быть оборудованы средствами для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан.

Из информации Комплексного центра социального обслуживания семьи и детей от 22.10.2010 следует, что на территории МО «Шебалинский район» проживает 15 инвалидов колясочников, до 300 маломобильных пенсионеров.

Отсутствие при входе в здание МОУ «Камлакская ООШ» специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих воспользоваться услугами вышеуказанной организации не возможно.

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

В порядке, установленным законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.

Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам население людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вышеуказанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27-3.33).

Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

В связи с чем требования прокурора об оборудовании всех входов пандусами не основаны на законе, поскольку пандусом должен быть оборудован один из входов.

При этом, суд учитывает, что согласно имеющихся в материалах дела документов ни один из входов на территорию МОУ «Камлакская ООШ», ни один из входов в здания не оборудован пандусами, либо иными средствами для обеспечения доступа инвалидов к указанным объектам, соответствующими требованиям СНиП 35-01-2001.

Так, в соответствии с п. 3.1 СНиП 35-01-2001 в проектах должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного продвижения маломобильных групп населения по участку к зданию или по территории предприятия с учетом градостроительных норм.

Согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах – колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001).

Согласно п. 3. 29 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

В силу п. 3.30 СНиП 35-01-2001 несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов не менее R120.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

В материалах дела отсутствуют доказательства тому, что закрепленные за ответчиком здания невозможно приспособить для нужд инвалидов и оборудовать входы пандусами, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. Из имеющихся в деле фототаблиц видно, что входы в здания такими пандусами не оборудованы.

Оценивая требования прокурора об установлении пандусов во всех имеющихся местах перепада высот внутри здания в соответствующих помещениях, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, порядок эксплуатации действующих объектов социальной инфраструктуры не предполагает обязательного устройства пандусов во всех местах перепада высот в помещениях указанных объектов.

В соответствии с п. 1.2. СНиП 35-01-2001 требования указанного СНиП распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельных помещений, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда. Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

На основании изложенного, обеспечение доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на действующих объектах не предполагает устройство пандусов во всех местах перепада высот на таких объектах, а только в тех местах перепада высот, которые бы обеспечивали удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Доказательств тому, что обеспечение минимальных потребностей инвалидов предполагает устройство пандусов во всех местах перепада высот в помещениях школы истцом суду не представлено. Реализация таких потребностей возможна, в том числе и путем закрепления определенных помещений обслуживания инвалидов.

Поэтому требования прокурора об обязании ответчика об установлении пандусов во всех местах перепада высот в зданиях не могут быть удовлетворены.

То обстоятельство, что в настоящее время ответчиком с соответствующим общественным объединением инвалидов не согласованы конкретные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не может являться основанием для удовлетворения требования прокурора об обязательной установке в таких местах пандусов. Каких-либо иных требований, направленных на обеспечение доступа инвалидов к зданиям школы, прокурором не заявлено.

То обстоятельство, что МОУ «Какмлакская ООШ» является учреждением, финансируемым собственником за счет местного бюджета, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения установленных законом обязанностей. Доказательства тому, что для устройства пандусов в местах перепада высот (на входах в здания), требуется реконструкция зданий в порядке, предусмотренном Градостроительным Кодексом РФ, в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части обязания ответчика обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к зданиям МОУ «Камлакская ООШ» путем установления пандусов в местах перепада высот (ступени, лестницы) на одном из входов в указанные здания, а также при входе на территорию МОУ «Камлакская ООШ».

Требования об оборудовании пандусами всех входов в здания, а всех мест перепада высот в помещениях указанных зданий удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы для устранения нарушений, условий, в которых должны выполняться такие работы, а также необходимости обеспечения финансирования указанных работ и считает необходимым установить срок до 01 сентября 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай удовлетворить частично.

Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Камлакская основная общеобразовательная школа» обязанность по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к зданиям МОУ «Камлакская ООШ» путем установления пандусов в местах перепада высот (ступени, лестницы) на одном из входов в указанные здания, а также при входе на территорию МОУ «Камлакская ООШ» в срок до 1 сентября 2011 года.

В удовлетворении требования прокурора о возложении на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Камлакская основная общеобразовательная школа» обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к зданиям МОУ «Камлакская ООШ» путем установления пандусов в местах перепада высот (ступени, лестницы) на всех входах в указанные здания, а также всех мест перепада высот в помещениях указанных зданий отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в 10-дневный срок со дня составления решения в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года

Федеральный судья С.Н. Чертков