РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 апреля 2011 года Дело № 2-114/2011 с. Шебалино Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи С.Н. Черткова, при секретаре Е.А. Аманчиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шагаевой С.С. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в Шебалинском районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, включении в трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, установил: Шагаева С.С. обратилась в суд с требованием к ГУ – УПФР в Шебалинском районе о признании незаконным отказа Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Шебалинском районе РА от 28 января 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении в трудовой стаж периодов работы секретарем РК ВЛКСМ по школам в Шебалинском районном комитете ВЛКСМ с 13 января 1986 года по 09 октября 1986 года, период работы секретарем комитета ВЛКСМ совхоза «Барагашский» с 09 октября 1986 года 29 августа 1994 года, обязании ГУ УПФР в Шебалинском районе назначить трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Требования мотивированы тем, что в период с 13 января 1986 года по 09 октября 1986 года она работала секретарем РК ВЛКСМ по школам в Шебалинском районном комитете ВЛКСМ, в период с 09 октября 1986 года 29 августа 1994 года работала секретарем комитета ВЛКСМ совхоза «Барагашский». Работа в указанный период времени относится к педагогической деятельности и дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Но Управлением Пенсионного фонда в Шебалинском районе в назначении пенсии с указанной даты ей было отказано, т.к. ответчиком не был принят к зачету ее педагогический стаж в указанных должностях. Поскольку действия ответчика противоречат действующему пенсионному законодательству, она просит включить периоды ее работы в должности секретаря РК ВЛКСМ по школам в Шебалинском районном комитете ВЛКСМ, секретаря комитета ВЛКСМ совхоза «Барагашский» в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Шебалинском районе требования истца не признало, в возражениях на заявление указало, что должности секретаря РК ВЛКСМ по школам и секретаря комитета ВЛКСМ совхоза не предусмотрены Списком профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, в качестве должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Указанная должность не предусматривалась и действовавшими до 01.01.2002 нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ». До 1 октября 1993 года педагогическим работникам, не имеющим права на назначение пенсии по российскому законодательству от 20.11.1990 пенсия за выслугу лет назначалась по законодательству 1959 года в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Должности секретаря РК ВЛКСМ по школам и секретаря комитета ВЛКСМ совхоза Перечнем, утвержденным указанным постановлением, не предусмотрена, но засчитывалась в выслугу лет в соответствии с п.2 и 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Время работы в указанных должностях засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу, которая дает право на эту пенсию. По состоянию на 1 октября 1993 года Шагаевой С.С. не было выработано 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, поэтому правовых оснований для зачета периодов работы в должности секретаря РК ВЛКСМ по школам и секретаря комитета ВЛКСМ совхоза в льготный трудовой стаж не имеется. В судебном заседании Шагаева С.С. и ее представитель Каликина Л.Г. поддержали исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснили, что в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, статьях 6 часть 2, 15 часть 4, 17 часть 1, 18, 19 и 55 часть 1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, период работы в должности секретаря РК ВЛКСМ по школам и секретаря комитета ВЛКСМ совхоза подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд 2/3 стажа уже было выработано. Представители ГУ – Управления Пенсионного фонда России в Шебалинском районе исковые требования не признали, пояснили, что в соответствии со статьей 8 ФЗ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» правом на трудовую пенсию по старости имеют женщины 55-летнего возраста. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона трудовая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрен Список должностей, профессий, работ, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Данный список утвержден Постановлением Правительства РФ от 29. 10. 2002 № 781. Правовой смысл списков заключается в том, что не всякая педагогическая должность, работа может быть включена в специальный стаж для определения права на данный вид пенсии, а только та, которая протекала в соответствующих профессиях, должности секретаря РК ВЛКСМ по школам и секретаря комитета ВЛКСМ совхоза не включены в указанный список. Периоды работы в должности секретаря РК ВЛКСМ по школам и секретаря комитета ВЛКСМ совхоза могут быть зачтены в педагогический стаж истца по правилам, установленным Постановлением Совета Министров № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», при условии подсчета стажа педагогических работников в порядке, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. Тогда должности секретаря РК ВЛКСМ по школам и секретаря комитета ВЛКСМ совхоза могли быть засчитаны в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа было проработано, но с учетом Постановления Совета Министров от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» на территории РФ не применяется, то есть утратил силу. Таким образом, на 01 октября 1993 года истица не выработала 2/3 требуемого стажа. Поэтому Управление Пенсионного фонда в Шебалинском районе не может зачесть в педагогический стаж периоды работы в должности секретаря РК ВЛКСМ по школам и секретаря комитета ВЛКСМ совхоза. Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Как следует из материалов дела. Шагаева С.С. 15.08.1984 года была назначена учителем химии, биологии в <адрес> восьмилетнюю школу, где работала до 13.01.1986г. Из трудовой книжки истца установлено, что 13 января 1986 года она была избрана секретарем по школам в Шебалинский райком ВЛКСМ, 09 октября 1986 года переведена секретарем комитета ВЛКСМ совхоза «<данные изъяты>». Из ответа ГУ УПФР по Шебалинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Шагаева С.С. обратилась 19 января 2011 года. Однако в назначении досрочной пенсии отказано. Периоды работы с 14.01.1986 по 29.08.1994 в должности секретаря по школам райкома ВЛКСМ, секретаря комитета ВЛКСМ в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не поименованы. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Отказывая истцу в назначении льготной пенсии, ГУ УПФР по Шебалинскому району исходил из того, что на момент обращения к ним Шагаевой С.С. с заявлением о назначении досрочной пенсии 19 января 2011 года, право на пенсию за выслугу лет секретаря по школам райкома ВЛКСМ, секретаря комитета ВЛКСМ в связи с педагогической деятельностью не было предусмотрено законодательством, действовавшим до 01 января 2002 года. Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные приравненные к ним периоды по действующему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ст. 19 ч. 2 Конституции РФ. При этом вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463. Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В период работы Шагаевой С.С. с 13 января 1986 по 29 августа 1994 года секретарем по школам райкома ВЛКСМ, секретарем комитета ВЛКСМ до 01 октября 1993 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397. Согласно п. 1, п. 4 того же Положения учителям и другим работникам просвещения работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах включается в стаж работы по специальности, при условии если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. В силу пункта 1 Приложения 6 "Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях" к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утв. Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 8 июня 1990 г. N 400 "учителям, преподавателям, в-лям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности, в том числе: секретаря, заведующего отделом, и-ра райкома ВЛКСМ". Действие этого Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 было прекращено с 1 октября 1993 года постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Из материалов дела видно, что трудовой стаж Шагаевой С.С. связанный с педагогической деятельностью, признанный ответчиком с 15 августа 1984 года по день обращения за назначением пенсии (19.01.2011) составил 17 лет 9 месяцев 18 дней. При этом, стаж работы в должности педагога на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составила более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии на льготных условиях (25 лет). Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Таким образом, Шагаева С.С. имеет право на зачет спорного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право. (Данная правовая позиция указана в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, в. 10). Иное толкование и применение пенсионного законодательства, в том числе и то, на котором настаивает ответчик, указывая на необходимость выработать 2/3 стажа педагогической работы на дату отмены нормативного акта, позволявшего засчитывать стаж работы в должности секретаря по школам райкома ВЛКСМ, секретаря комитета ВЛКСМ в специальный стаж (Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397), повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Такое толкование ответчика лишает смысла и содержания судебных актов Конституционного суда РФ, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав. Из трудовой книжки истца установлено, что Шагаева С.С. работала с 13 января 1986 года секретарем по школам в Шебалинский райком ВЛКСМ, с 09 октября 1986 года по 29 августа 1994 года переведена секретарем комитета ВЛКСМ совхоза «Барагашский» и ее трудовой стаж за период с 13 января 1986 года по 01 октября 1993 года составил 7 лет 8 месяцев и 16 дней. При этом судом не засчитывается в льготный стаж спорный период работы с 01 октября 1993 года по 29 августа 1994 года, поскольку действие Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 было прекращено с 1 октября 1993 года Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Суд также учитывает, что в соответствии с Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", а также с Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2003 N 5219) дата приема на работу и дата увольнения указываются в графе 2 раздела «Сведения о работе», следовательно, период работы исчисляется исходя из сведений, а не даты вынесения документа, на основании которого внесена соответствующая запись. Таким образом, трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, с учетом периода работы секретарем по школам в Шебалинский райком ВЛКСМ и секретарем комитета ВЛКСМ совхоза «<данные изъяты>» до 01.10.1993 по состоянию на 19 января 2011 года (дату обращения с заявлением о назначении пенсии) составляет 25 лет 7 месяцев и 10 дней. При таких обстоятельствах, отказ Комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан ГУ – Управления Пенсионного фонда в Шебалинском районе от 28.01.2011 в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности является незаконным, а исковые требования Шагаевой С.С. об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью являются правомерными и подлежит удовлетворению. Доводы ответчика о том, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года, а истица на эту дату не выработала 2/3 педагогического стажа, поэтому период работы истца в должностях секретаря ВЛКСМ не подлежат включению в специальный стаж, несостоятельны. На основании изложенного, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При обращении в суд Шагаева С.С. оплатила государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в сумме 600 руб., что подтверждается квитанцией Сберегательного банка РФ от 23.03.2011 г. Поэтому указанная сумма подлежит взысканию с ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Шебалинском районе Республики Алтай в пользу Шагаевой С.С. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Шагаевой С.С. к Государственному Учреждению управлению Пенсионного фонда в Шебалинском районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, включении в трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в Шебалинском районе от 28.01.2011 в назначении Шагаевой С.С. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Включить в специальный трудовой стаж Шагаевой С.С., необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью период ее работы секретарем РК ВЛКСМ по школам в Шебалинском районном комитете ВЛКСМ с 13 января 1986 года по 09 октября 1986 года, период работы секретарем РК ВЛКСМ совхоза «<данные изъяты>» с 09 октября 1986 по 01 октября 1993 года. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Шебалинском районе назначить Шагаевой С.С. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года со дня ее обращения за назначением пенсии 19 января 2011 года. В удовлетворении требования Шагаевой С.С. о включении в специальный трудовой стаж необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью период ее работы секретарем РК ВЛКСМ совхоза «<данные изъяты>» с 01 октября 1993 года по 29 августа 1994 года отказать. Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Шебалинском районе Республики Алтай в пользу Шагаевой Светланы Сергеевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 (Шестьсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в 10-дневный срок после составления решения в окончательной форме через Шебалинский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2011 года Федеральный судья С.Н. Чертков