Именем Российской Федерации Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Черткова С.Н. при секретаре Шниткиной Н.И., при участии прокурора Шебалинского района Сторчак Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Петрешова А.Е., Ченчаева П.И., Манинова У.У., Тыдыкова Г.А. о признании бездействия Председателя Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район» Никитенко Н.А. незаконным, установил: Депутаты Совета депутатов МО «Шебалинский район» Петрешов А.Е., Ченчаев П.И., Манинов У.У., Тыдыков Г.А. обратились в суд с заявлением о признании бездействия Председателя Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район» Никитенко Н.А. незаконным. В обоснование заявленных требований указали, что в апреле 2011 года в связи с заявлением главы МО «Шебалинский район» ФИО8 об отставке по собственному желанию группа депутатов в количестве семи человек обратилась к председателю Совета депутатов МО «Шебалинский район» о назначении внеочередной сессии Совета депутатов с повесткой: 1) о принятии отставки главы района МО «Шебалинский район»; 2) о назначении исполняющим обязанности главы администрации МО «Шебалинский район». Согласно ст. 26 Устава МО «Шебалинский район» очередные сессии созываются председателем Совета депутатов района МО «Шебалинский район» не реже одного раза в три месяца. Внеочередные сессии созываются председателем Совета депутатов по собственной инициативе, по инициативе главы администрации МО «Шебалинский район», а также по инициативе не менее 1/3 депутатов Совета депутатов. Согласно абзаца 2 ст. 28 Устава МО «Шебалинский район» председатель Совета депутатов созывает заседания Совета депутатов, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня. В ст. 64 регламента Совета депутатов сказано, что внеочередные сессии Совета депутатов созываются не позднее 3 дневного срока по предложению председателя Совета депутатов, по предложению главы администрации МО «Шебалинский район», по предложению не менее 1/3 от установленной численности депутатов Совета депутатов, а при чрезвычайных ситуациях – в течение 2 дней после поступления предложения о ее созыве. После обращения депутатов сессия не назначена, чем нарушаются права граждан в части исполнения действующего законодательства. Ченчаев П.И. в судебное заседание не явился, хотя извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Указанное обстоятельство в соответствии со ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. В судебном заседании Петрешов А.Е., Манинов У.У., Тыдыков Г.А., представитель Ченчаева П.И. ФИО9 поддержали заявленные требования в полном объеме, повторив доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснили, что нарушены их право на информацию, право на инициативу созыва сессии. Также отметили, что председателем Совета депутатов был нарушен устав МО «Шебалинский район», ст. 63 регламента Совета депутатов, сессия была сорвана председателем Совета депутатов, президиум Совета депутатов не должен был созывать сессию и не обладает такими полномочиями, бездействие председателя Совета выразилось в непринятии мер по заявлению от 7 апреля 2011 года. Ответчик председатель Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район» Никитенко Н.А. и ее представитель ФИО10 в судебном заседании требования заявителя не признали, представили письменные возражения по существу требований, пояснили, что сессия была созвана, в целях соблюдения ст. 64 регламента об опубликовании постановления о назначении сессии, которая была назначена на 15.04.2011, заявителями не представлено доказательств нарушения каких-либо их прав. Ходатайствовали о взыскании с истцов компенсации в связи с потерей времени. Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Шебалинского района, полагавшего в удовлетворении требований заявителей отказать, и исследовав материалы дела, суд считает, заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены (статья 3 ГПК РФ). Как следует из материалов дела 11 апреля 2011 года депутаты Совета депутатов района (аймака) МО «Шебалинский район» Ченчаев П.И., ФИО11, Манинов У.У., Петрешов А.Е., Тыдыков Г.А., ФИО12, ФИО13 обратились к председателю Совета депутатов МО «Шебалинский район» Никитенко Н.А., и заместителю председателя Совета депутатов ФИО14 с заявлением о созыве внеочередной сессии Совета депутатов МО «Шебалинский район» по вопросам: 1) об утверждении отставки главы МО «Шебалинский район» ФИО8; 2) о наделении временно полномочий главы МО «Шебалинский район». В связи с тем, что внеочередная сессия не была назначена в трехдневный срок с момента поступления заявления депутатов о назначении внеочередной сессии, заявители, считая, что указанным обстоятельством нарушаются их права как депутатов на участие в деятельности представительного органа, их права и права избирателей на информацию, обратились в суд с настоящим заявлением о признании бездействия председателя Совета депутатов МО «Шебалинский район» незаконными. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как разъяснено в п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Согласно п. 2 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно статей 24, 26 Устава МО «Шебалинский район» в структуру органов муниципального образования «Шебалинский район» входит представительный орган – Совет депутатов района (аймака) муниципального образования «Шебалинский район», в состав которого входят 21 депутат. В силу ст. 27 Устава в структуру Совета депутатов входит председатель Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район». Председателем Совета депутатов района (аймака) МО «Шебалинский район» избрана Никитенко Н.А. Статьей 28 Устава МО «Шебалинский район» председатель Совета депутатов наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе созывает заседания Совета депутатов МО «Шебалинский район», доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня. Таким образом, председатель Совета депутатов МО «Шебалинский район» Никитенко Н.А. является должностным лицом и ее действия (бездействие) могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии со ст. 13 ГК РФ и ст. ст. 245 - 247, 258 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 решение, действия (бездействия) могут быть признаны судом незаконными, если суд установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имел ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Оценивая указанные обстоятельства, суд отмечает следующее. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Согласно п. 14 ст. 35 указанного Закона организацию деятельности представительного органа муниципального образования председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Согласно ст. 26 Устава МО «Шебалинский район» Совет депутатов МО «Шебалинский район» решает вопросы, отнесенные к его компетенции на сессиях. Под сессией понимается одно или несколько заседаний представительного органа, посвященные обсуждению единой повестки дня. В силу части 3 указанной статьи сессии могут быть очередными и внеочередными. Внеочередные сессии созываются председателем Совета депутатов по собственной инициативе, по инициативе главы администрации района и по инициативе не менее 1/3 депутатов Совета депутатов. Согласно ст. 28 Устава МО «Шебалинский район» к полномочиям председателя Совета депутатов отнесен созыв заседаний Совета депутатов района, доведение до сведения депутатов Совета депутатов времени и места проведения заседаний, проекта повестки дня. Таким образом, созыв заседаний Совета депутатов и организация его проведения отнесены к компетенции председателя Совета депутатов. Как следует из материалов дела, порядок созыва заседаний Совета депутатов Уставом МО «Шебалинский район» не урегулирован. Данный порядок урегулирован в регламенте Совета депутатов района (аймака) МО «Шебалинский район». Согласно ст. 63, 64 указанного регламента внеочередные сиссии проводятся не позднее 3-дневного срока, инициаторы созыва заседания сессии составляют перечень вопросов на обсуждение с приложением проектов решений и справочных материалов. Решение о дате созыва и проекте повестки дня принимается постановлением Президиума Совета депутатов, в случае если решение Президиума не принято в определенный срок, то сессия созывается постановлением председателя Совета депутатов, который также утверждает повестку дня. Указанные постановления публикуются в газете «Сельская Новь». О времени и дате проведения внеочередной сессии извещаются депутаты не позднее чем за 3 дня. Согласно протокола заседания президиума Совета депутатов от 11.04.2011, решение о проведении внеочередной сессии по заявлению группы депутатов принято не было. Как следует из материалов дела, постановлением № 3 от 12.04.2011 председатель Совета депутатов назначила дату и время проведения внеочередной 25-й сессии Совета депутатов на 10 час. 15 апреля 2011 года. Данное постановление было опубликовано в газете «Сельская новь» № 47-48 от 14.04.2011. Также о месте и времени проведения внеочередной сессии были извещены все депутаты Совета депутатов. Указанные действия председателя Совета депутатов не противоречат ст. 63, 64 регламента Совета депутатов. То обстоятельство, что согласно протокола от 15.04.2011, 25-я внеочередная сессия не состоялась в связи с отсутствием кворума, не может свидетельствовать о несоответствии действий председателя Совета депутатов по ее созыву требованиям Устава МО «Шебалинский район» и регламента Совета депутатов. Доводы заявителей о нарушении порядка созыва сессии в связи с назначением даты проведения сессии на 15.04.2011 (по истечении 3-х дневного срока – на 4-й день) не могут быть приняты судом в качестве основания для признания действий председателя Совета депутатов Никитенко Н.А. незаконными, поскольку являются несущественными, учитывая, что постановление о назначении внеочередной сессии подлежало обязательному опубликования в газете «Сельская Новь». Доводы заявителей об обращении к председателю Совета депутатов 07.04.2011 суд во внимание не принимает. Как следует из имеющегося в материалах дела заявления от 07.04.2011, поступившего в Совет депутатов 07.04.2011 за №, оно было адресовано заместителю председателя Совета депутатов МО «Шебалинский район» ФИО14 Председатель Совета депутатов Никитенко Н.А. в указанный период, согласно листка нетрудоспособности от 08.04.2011, отсутствовала. Поэтому данное заявление не может быть принято во внимание при оценке действий председателя Совета депутатов. Прочие доводы суд заявителей не оценивает ввиду их несущественности для рассматриваемого спора. Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В ходе судебного разбирательства факт нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителей действиями председателя Совета депутатов МО «Шебалинский район» оспариваемыми в рамках настоящего гражданского дела не нашел своего подтверждения. Доводы о нарушении права депутатов и граждан на информацию суд во внимание не принимает, как бездоказательные. Доводы о нарушении права депутатов на инициативу в созыве заседания Совета депутатов также не могут быть приняты во внимание, поскольку внеочередная сессия Совета депутатов была назначена. То обстоятельство, что она не состоялась в связи с отсутствием кворума по причине неявки ряда депутатов, не может свидетельствовать о нарушении прав депутатов на созыв сессии. На основании изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Петрешова А.Е., Ченчаева П.И., Манинова У.У., Тыдыкова Г.А. о признании бездействия председателя Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район» Никитенко Н.А. незаконным. Оценивая требования ответчика председателя Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район» Никитенко Н.А. о взыскании с заявителей компенсации в связи с потерей времени, суд отмечает следующее. В силу ст. 99 ГПК РФ компенсация за потерю времени является санкцией за злоупотребление стороной своими процессуальными правами. Положения вышеназванной нормы подлежат применению в тех случаях, когда в судебном заседании будет доказано, что сторона недобросовестно заявила неосновательный иск, либо систематически злоупотребляла процессуальными правами, противодействовала правильному и быстрому рассмотрению и разрешению спора, при этом действовала виновно, вследствие чего другая сторона фактически теряет рабочее время и из-за этого несет убытки. Эти обстоятельства должны быть подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Требование ответчика о взыскании с ответчика компенсации в связи с потерей времени удовлетворению не подлежат, поскольку ответчик не представил суду доказательств, которые свидетельствовали бы о недобросовестности заявителей при предъявлении в суд данных требований либо об их систематическом противодействии правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела. Отказ в удовлетворении требований заявителей сам по себе к таким доказательствам не относится. Каких-либо злоупотреблений заявителями своими правами суд не установил. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Петрешова А.Е., Ченчаева П.И., Манинова У.У., Тыдыкова Г.А. о признании бездействия Председателя Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район» Никитенко Н.А. незаконным оставить без удовлетворения. В удовлетворении требования Председателя Совета депутатов муниципального образования «Шебалинский район» Никитенко Н.А. о взыскании с Петрешова А.Е., Ченчаева П.И., Манинова У.У., Тыдыкова Г.А. компенсации в связи с потерей времени отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в 10-дневный срок со дня его составления в окончательной форме через Шебалинский районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2011 года Федеральный судья С.Н. Чертков