РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2011 года Дело № 2 - 314/2011
с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Е.В. Мазаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старковой Е.Н. при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Каньшиной Г.С., Каньшина Р.Н., нотариуса Шебалинского нотариального округа к сельской администрации муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» о включении имущества в наследственную массу,
установил:
Старкова Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к сельской администрации муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» включении имущества в наследственную массу, оставшейся после смерти ее отца ФИО13, умершего ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований Старкова Е.Н. указала, что ее отец ФИО13 умер ДД.ММ.ГГГГ, решением Шебалинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти отца. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к нотариусу Шебалинского нотариального округа о выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру, которая принадлежала отцу ФИО13 Однако в совершении нотариальных действий ей было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов.
Третьи лица Каньшина Г.С., нотариус Шебалинского нотариального округа извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, в материалах дела имеются ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. В силу п.5 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле вправе просить рассмотреть дело в их отсутствие с направлением им копии решения суда.
В судебном заседании ответчик Старкова Е.Н. поддержала свои исковые требования в полном объеме, пояснила, что она уплачивала налоги за данное имущество, квартира была передана ее отцу ФИО13 в 1990 году по договору купли-продажи, однако сам договор не сохранился, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, Каньшин Р.Н. не возражал против удовлетворения исковых требований Старковой Е.Н. и пояснил, что он согласен с тем, чтобы квартира в жилом доме, оставшаяся после смерти ФИО13 была включена в наследственную массу.
Представитель ответчика сельской администрации МО «Шебалинское сельское поселение» не возражала против удовлетворения иска Старковой Е.Н.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковое заявление Старковой Е.Н., подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Факт смерти ДД.ММ.ГГГГ подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, Каньшина Е.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее отцом является ФИО13. Согласно свидетельства о браке № ФИО7 и Каньшина Е.Н. заключили брак, Каньшиной присвоена фамилия Старкова
Решением Шебалинского районного суда от 25 марта 2002 года установлен факт принятия Старковой Е.Н. наследства, открывшегося после смерти ее отца – ФИО13
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нотариус Шебалинского нотариального округа отказала Старковой Е.Н. в выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру в жилом доме, расположенную по адресу: <адрес>.
В связи с указанными обстоятельствами Старкова Е.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В силу указанной нормы для включения имущества в наследственную массу должны быть представлены доказательства, бесспорно подтверждающие принадлежность имущества наследодателю.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Основания возникновения гражданских прав установлены главой 14 ГК РФ. Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
Согласно п.1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
До принятия части первой Гражданского кодекса Российской Федерации действовал порядок регистрации договора купли-продажи (дарения) жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, по которому данные договора подлежали регистрации в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов (ст. 239, 257 ГК РСФСР).
Как следует из материалов дела, на основании акта продажи жилого дома ФИО13 продана квартира, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес>. Согласно справки Шебалинского лесхоза ФИО13 за приобретенную квартиру у ФИО13 производились удержания из заработной платы.
Таким образом, ФИО13 была совершена сделка купли-продажи указанного имущества. Суд также считает указанную сделку соответствующей требованиям главы 21 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.
Согласно справки Администрации Шебалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 имел в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Принадлежность на праве собственности квартиры по адресу: <адрес> № ФИО13 подтверждается также техническим паспортом, составленным по состоянию на март 1994 год, выпиской ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой имеется запись о принадлежности квартиры на основании акта на продажу жилого дома.
Из справки БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, расположенная в <адрес>, зарегистрирована в материалах бюро технической инвентаризации на праве личной собственности за ФИО13
На основании изложенного, суд считает право собственности ФИО13 на квартиру, расположенную в <адрес>, возникшим.
То обстоятельство, что в соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ у сельской администрации МО «<адрес> сельское поселение» не имеется правоустанавливающих документов на квартиру по адресу <адрес> не может свидетельствовать о не возникновении права собственности ФИО13 на указанную квартиру, поскольку отсутствие таких документов у администрации не свидетельствует об отсутствии права собственности.
Как следует из материалов дела, сделка по продаже указанной квартиры никем не оспаривается, и была заключена без ущемления прав и интересов других заинтересованных лиц.
Согласно справке сельской администрации МО «<адрес> сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> прописан и проживает Каньшин Р.Н.
Каньшина Г.С. и Каньшин Р.Н., также являющиеся наследниками первой очереди имущества, оставшегося после смерти ФИО13 возражений по иску не имеют, что установлено материалами дела и пояснениями Каньшина Р.Н. данных им в судебном заседании.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> земельный участок по указанному адресу записи о регистрации прав, ограничений (обременений) отсутствуют. Материалами дела подтверждается, что данная квартира не включена в перечень муниципальной или республиканской (<адрес>) собственности,
Таким образом, судом не установлено препятствий к включению жилого дома и земельного участка оставшиеся после смерти ФИО13, в состав наследственного имущества.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Старковой Е.Н. к сельской администрации муниципального образования «Шебалинское сельское поселение» о включении имущества в наследственную массу удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО13, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, квартиру в жилом доме, расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в 10-дневный со дня изготовления в окончательной форме через Шебалинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 августа 2011 года
Федеральный судья С.Н. Чертков