РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2011 года Дело № 2-341/2011
с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
федерального судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Н.И.Шниткиной,
с участием заместителя прокурора И.Р. Лопатиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Шебалинского района в интересах Елекова М.Б., Шадриной С.А., Артушева Б.Н., Муклаевой А.М., Чихановой Л.С., Басаргиной Ч.В., Керексибесовой М.С., Тунтешевой О.Н. к Отделу социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район» с привлечением третьих лиц Министерства финансов Республики Алтай, администрации муниципального образования «Шебалинский район» о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки педагогическому работнику по бесплатному отоплению жилого помещения
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Елекова М.Б. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Елекова М.Б. твердое топливо (дрова) в количестве 26,7 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-341/2011.
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Шадриной С.А. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Шадриной С.А. твердое топливо (дрова) в количестве 18,5 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-342/2011.
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Артушева Б.Н. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Артушева Б.Н. твердое топливо (дрова) в количестве 34,1 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-343/2011.
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Муклаевой А.М. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Муклаевой А.М. твердое топливо (дрова) в количестве 16,8 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-344/2011.
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Чихановой Л.С. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Чихановой Л.С. твердое топливо (дрова) в количестве 34,5 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-345/2011.
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Басаргиной Ч.В. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Басаргиной Ч.В. твердое топливо (дрова) в количестве 15,7 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-346/2011.
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Керексибесовой М.С. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Керексибесовой М.С. твердое топливо (дрова) в количестве 16,4 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-366/2011.
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Тунтешевой О.Н. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Тунтешевой О.Н. твердое топливо (дрова) в количестве 12,4 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-367/2011.
Исковые требования мотивированы тем, что указанные лица являются педагогическими работниками. Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 они имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» обязанность обеспечения учителей в сельской местности и членов их семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением была возложена на исполкомы сельских и поселковых советов народных депутатов. Распоряжением Совета министров СССР от 24.07.1949г. № 11433-р действие указанного постановления распространено на учителей сельских школ. Согласно указанных нормативных актов обеспечение работников школ топливом происходит с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. Твердое топливо указанным гражданам поставлено в меньшем, чем установлено, размере.
Определением от 5 сентября 2011 года указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Истцы Елеков М.Б., Шадрина С.А., Артушев Б.Н., Муклаева А.М., Чиханова Л.С., Басаргина Ч.В., Керексибесова М.С. и Тунтешева О.Н. представители третьих лиц Министерства финансов Республики Алтай, администрации МО «Шебалинский район» в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем их извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. От истцов Шадриной С.А., Артушева Б.Н., Чихановой Л.С., Керексибесовой М.С., представителя третьего лица администрации МО «Шебалинский район» имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании заместитель прокурора Лопатина И.Р. заявленные требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» Курносов Е.В. требования истца не признал, пояснил, что Отдел социального развития, как орган местного самоуправления, несет ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных средств. Финансовое обеспечение данных мер социальной поддержки осуществляется за счет средств республиканского бюджета, поэтому ответственность должна быть возложена на Министерство финансов РА, меры социальной поддержки за 2009 и 2010 годы были предоставлены в пределах их финансирования, 2009 году истцам было выдано по 1,5 куб. твердого топлива, в 2010 году по 7 куб.м. Отдел социального развития не имеет собственных финансовых средств для предоставления топлива истцам.
Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. «е», «ж», «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцы Елеков М.Б., Басаргина Ч.В., Муклаева А.М. – педагогические работники муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа», Чиханова Л.С. является педагогическим работником МОУ «<адрес> СОШ» с 1997 года, а Артушев Б.Н. работает <адрес> школе с 1989 года, Шадрина С.А. является педагогическим работником (младшим воспитателем) структурного подразделения МОУ «<адрес> СОШ» детский сад «<адрес> с 2007 года, Керексибесова М.С. и Тунтешева О.Н. работают учителями в МОУ «<адрес> СОШ». Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями трудовых книжек истцов и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Таким образом, истцы являются педагогическими работниками и имели право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в 2009 и 2010 годах. Указанное обстоятельство подтверждается также имеющимися в материалах дела справками отдела социального развития МО «Шебалинский район», выданными истцам и ответчиком не оспаривается.
Согласно ст. 2 Федеральный закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу указанной нормы, а также положений абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", за педагогическими работниками до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ было сохранено право на льготы в натуральной форме, а именно право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации было передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.
В развитие данных федеральных законов в Республике Алтай были приняты законы субъекта.
Как следует из преамбулы Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений настоящий Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай, и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 1, 4 вышеуказанного Закона РА предусматривается, что в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 23. 12. 2005 г. № 36-6, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».
Согласно ст. 2 указанного закона отдельными государственными полномочиями было наделено, в т.ч. муниципальное образование «Шебалинский район».
Согласно положения об отделе социального развития МО «Шебалинский район», утвержденного решением районного Совета депутатов № 29-13 от 11.04.2006, к компетенции отдела отнесено осуществление отдельных государственных полномочий, в т.ч. предусмотренных Законом Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай".
Доказательств тому, что в положение об отделе социального развития были внесены соответствующие изменения, и данные полномочия были переданы иному органу местного самоуправления, в материалах дела не имеется. Из пояснений представителей ответчика следует, данные меры социальной поддержки в 2009 и 2010 году предоставлялись именно отделом социального развития МО «Шебалинский район».
Таким образом, обязанность предоставления льготы по отоплению жилого помещения педагогическим работникам возложена на Отдел социального развития МО «Шебалинский район».
По смыслу ст. 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
При этом, наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан (абз.3 п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании") направлено лишь на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению данной льготы.
При таких обстоятельствах суд считает, что несоблюдение субъектами межбюджетных отношений предусмотренного законодательством порядка финансирования льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения прав данной категории граждан.
Поэтому доводы ответчика об отсутствии финансовых средств, необходимых для предоставления установленных законом мер социальной поддержки, не являются основанием для освобождения от обязанности предоставить указанные меры социальной поддержки.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Республики Алтай №78-РЗ от 7.07.2008 г. «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей жилой площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно приложения к Закону, норматив потребления твердого топлива для отопления 1 кв.м. общей площади жилого дома в Шебалинском районе составляет 0,303 куб.м. для отопления дровами.
Из материалов дела следует, что Елеков М.Б. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 58,2 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой сельской администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. Размер его потребности в отоплении жилого помещения составляет 17,6 куб.м. (58,2 х 0,303) в год.
Шадрина С.А. проживает в квартире расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 65,5 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Размер ее потребности в отоплении жилого помещения составляет 19,8 куб.м. (65,5 х 0,303) в год.
Истец Артушев Б.Н. проживает в квартире, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 70,2 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Размер его потребности в отоплении жилого помещения составляет 21,2 куб.м. (70,2 х 0,303) в год.
Муклаева А.М. проживает в квартире, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 60,5 кв.м., что подтверждается справкой <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Размер ее потребности в отоплении жилого помещения составляет 18,3 куб.м. (60,5 х 0,303) в год.
Л.С. проживает в квартире, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 71 кв.м., что подтверждается справкой администрации МО «<адрес> сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, договором на передачу-приватизацию и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Размер ее потребности в отоплении жилого помещения составляет 21,5 куб.м. (71 х 0,303) в год.
Басаргина Ч.В. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 39,96 кв.м., что справкой <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ. Размер ее потребности в отоплении жилого помещения составляет 12,1 куб.м. (39,96 х 0,303) в год.
Керексибесова М.С. проживает в квартире, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 42 кв.м., что справкой <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Размер ее потребности в отоплении жилого помещения составляет 12,7 куб.м. (42 х 0,303) в год.
Тунтешева О.Н. проживает в квартире, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 35,2 кв.м., что справкой <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Размер ее потребности в отоплении жилого помещения составляет 10,7 куб.м. (42 х 0,303) в год.
В судебном заседании установлено, что в 2009 и 2010 годах ответчиком осуществлялась частичная выдача твердого топлива. В 2009 году истцам было выдано по 1,5 куб.м. дров каждому. В 2010 году истцам было выдано по 7 куб.м. каждому. Указанные обстоятельства подтверждаются справками, выданными отделом социального развития МО «Шебалинский район», в которых указана задолженность по твердому топливу, пояснениями представителей ответчика в ходе судебного заседания.
Таким образом, истцы не были обеспечены твердым топливом в предусмотренном законодательством объеме.
Так, задолженность перед Елековым М.Б. за 2009 год составила 16,1 куб.м., за 2010 год 10,6 куб.м., перед Шадриной С.А. за 2009 год 18,5 куб.м., перед Артушевым Б.Н. за 2009 год 19,8 куб.м., за 2010 год 14,3 куб.м., перед Муклаевой А.М. за 2009 год 16,8 куб.м., Чихановой Л.С. за 2009 г. 20 куб.м., за 2010 год – 14,5 куб.м, перед Басаргиной Ч.В. за 2009 год 10,6 куб.м., за 2010 год 5,1 куб.м., перед Керексибесовой М.С. за 2009 г. 10,7 куб.м., за 2010 г. 5,7 куб.м., перед Тунтешевой О.Н. за 2009 г. 8,7 куб.м., за 2010 г. 3,7 куб.м.
Согласно Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», а также Распоряжения Совета Министров СССР от 24.07.1949 г. №11433-р действие Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. №246 педагоги обеспечиваются топливом по действующим в данной местности нормативам с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 г. №263-1 « О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные постановление и распоряжение являются действующими.
Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, учитывая, что действовавшим в 2009 и 2010 годах законодательством было закреплено представление заявленных мер социальной поддержки в натуральной форме, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Шебалинского района Республики Алтай удовлетворить.
Обязать Отдел социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район» приобрести и доставить для: Елекова М.Б. твердое топливо (дрова) в количестве 26,7 кубических метров, Шадриной С.А. твердое топливо (дрова) в количестве 18,5 кубических метров, Артушева Б.Н. твердое топливо (дрова) в количестве 34,1 кубических метров, Муклаевой А.М. твердое топливо (дрова) в количестве 16,8 кубических метров, Чихановой Л.С. твердое топливо (дрова) в количестве 34,5 кубических метров, Басаргиной Ч.В. твердое топливо (дрова) в количестве 15,7 кубических метров, Керексибесовой М.С. твердое топливо (дрова) в количестве 16,4 кубических метров, Тунтешевой О.Н. твердое топливо (дрова) в количестве 12,4 кубических метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в 10-дневный срок со дня его вынесения.
Федеральный судья С.Н. Чертков