РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Дело №
<адрес>
Шебалинский районный суд <адрес> в составе
федерального судьи С.Н. Черткова,
при секретаре ФИО6,
с участием заместителя прокурора ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3 к Отделу социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район» с привлечением третьих лиц Министерства финансов <адрес>, администрации муниципального образования «Шебалинский район» о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки педагогическому работнику по бесплатному отоплению жилого помещения,
установил:
<адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для нее твердое топливо (дрова) в количестве 12,2 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело №.
<адрес> в интересах ФИО5 обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для нее твердое топливо (дрова) в количестве 10,3 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело №.
<адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для нее твердое топливо (дрова) в количестве 21,1 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело №.
<адрес> в интересах ФИО3 обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для нее твердое топливо (дрова) в количестве 28,2 кубических метров. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело №.
Исковые требования мотивированы тем, что указанные лица являются педагогическими работниками. Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ № они имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» обязанность обеспечения учителей в сельской местности и членов их семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением была возложена на исполкомы сельских и поселковых ФИО4 народных депутатов. Распоряжением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-р действие указанного постановления распространено на учителей сельских школ. Согласно указанных нормативных актов обеспечение работников школ топливом происходит с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. Твердое топливо указанным гражданам поставлено в меньшем, чем установлено, размере, задолженность за 2009 год составляет по 15 кубических метра, некоторым гражданам по 24,5 кубических метра, за 2010 году задолженность составляет по 10 кубических метров.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Истцы ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3, представители третьих лиц Министерства финансов <адрес>, администрации МО «Шебалинский район» в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем их извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. От истцов имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО7 заявленные требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика Отдела социального развития администрации МО «Шебалинский район» ФИО8 требования истца не признал, пояснил, что Отдел социального развития, как орган местного самоуправления, несет ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных средств. Финансовое обеспечение данных мер социальной поддержки осуществляется за счет средств республиканского бюджета, поэтому ответственность должна быть возложена на Министерство финансов РА, меры социальной поддержки за 2009 и 2010 годы были предоставлены в пределах их финансирования, 2009 году истцам было выдано по 1,5 куб. твердого топлива, в 2010 году по 7 куб.м. Отдел социального развития не имеет собственных финансовых средств для предоставления топлива истцам.
Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. «е», «ж», «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцы ФИО2 и ФИО5 являлись педагогическими работниками муниципального общеобразовательного учреждения «Беш-Озекская средняя общеобразовательная школа», с 1967 и с 1975 по 2007 и по 1998 г.г. соответственно и ко дню выхода на трудовую пенсию имели стаж работы в сельской местности не менее 10 лет. ФИО1 и ФИО3 являлись педагогическими работниками муниципального общеобразовательного учреждения «Шебалинская средняя общеобразовательная школа», с 1970 г. соответственно и ко дню выхода на трудовую пенсию имели стаж работы в сельской местности не менее 10 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями трудовых книжек истцов и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Таким образом, истцы являются педагогическими работниками и имели право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в 2009 и 2010 годах. Указанное обстоятельство подтверждается также имеющимися в материалах дела справками отдела социального развития МО «Шебалинский район», выданными истцам и ответчиком не оспаривается.
Согласно ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу указанной нормы, а также положений абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", за педагогическими работниками до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 439-ФЗ было сохранено право на льготы в натуральной форме, а именно право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации было передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.
В развитие данных федеральных законов в <адрес> были приняты законы субъекта.
Как следует из преамбулы Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности <адрес>», в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений настоящий Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности <адрес>, и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 1, 4 вышеуказанного Закона РА предусматривается, что в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона <адрес> «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 23. 12. 2005 г. №, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом <адрес> «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности <адрес>».
Согласно ст. 2 указанного закона отдельными государственными полномочиями было наделено, в т.ч. муниципальное образование «Шебалинский район».
Согласно положения об отделе социального развития МО «Шебалинский район», утвержденного решением районного ФИО4 депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции отдела отнесено осуществление отдельных государственных полномочий, в т.ч. предусмотренных Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности <адрес>".
Доказательств тому, что в положение об отделе социального развития были внесены соответствующие изменения, и данные полномочия были переданы иному органу местного самоуправления, в материалах дела не имеется. Из пояснений представителей ответчика следует, данные меры социальной поддержки в 2009 и 2010 году предоставлялись именно отделом социального развития МО «Шебалинский район».
Таким образом, обязанность предоставления льготы по отоплению жилого помещения педагогическим работникам возложена на Отдел социального развития МО «Шебалинский район».
По смыслу ст. 4 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 78-РЗ финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
При этом, наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан (абз.3 п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании") направлено лишь на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению данной льготы.
При таких обстоятельствах суд считает, что несоблюдение субъектами межбюджетных отношений предусмотренного законодательством порядка финансирования льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения прав данной категории граждан.
Поэтому доводы ответчика об отсутствии финансовых средств, необходимых для предоставления установленных законом мер социальной поддержки, не являются основанием для освобождения от обязанности предоставить указанные меры социальной поддержки.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона <адрес> №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности <адрес>» возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей жилой площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно приложения к Закону, норматив потребления твердого топлива для отопления 1 кв.м. общей площади жилого дома в <адрес> составляет 0,303 куб.м. для отопления дровами.
Из материалов дела следует, что ФИО1 проживает в квартире, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 35 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Размер его потребности в отоплении жилого помещения составляет 10,6 куб.м. (35 х 0,303) в год.
ФИО5 проживает в квартире расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 31,1 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Беш-Озекской сельской администрации №. Размер ее потребности в отоплении жилого помещения составляет 9,4 куб.м. (31,1 х 0,303) в год.
Истец ФИО2 проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 48,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Беш-Озекской сельской администрации №. Размер его потребности в отоплении жилого помещения составляет 14,8 куб.м. (48,9 х 0,303) в год.
ФИО3 проживает в квартире, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 61,5 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Размер ее потребности в отоплении жилого помещения составляет 18,6 куб.м. (61,5 х 0,303) в год.
В судебном заседании установлено, что в 2009 и 2010 годах ответчиком осуществлялась частичная выдача твердого топлива. В 2009 году истцам было выдано по 1,5 куб.м. дров каждому. В 2010 году истцам было выдано по 7 куб.м. каждому. Указанные обстоятельства подтверждаются справками, выданными отделом социального развития МО «Шебалинский район», в которых указана задолженность по твердому топливу, пояснениями представителей ответчика в ходе судебного заседания.
Таким образом, истцы не были обеспечены твердым топливом в предусмотренном законодательством объеме.
Так, задолженность перед ФИО1 за 2009 год составила 8,6 куб.м., за 2010 год 3,6 куб.м., перед ФИО5 за 2009 год 7,9 куб.м., за 2010 год 2,4 куб.м., перед ФИО2 за 2009 год 13,3 куб.м., за 2010 г. 7,8 куб., перед ФИО3 за 2009 г. 16,6 куб.м., за 2010 г. 11,6 куб.м.
Согласно Постановления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», а также Распоряжения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-р действие Постановления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № педагоги обеспечиваются топливом по действующим в данной местности нормативам с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № « О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные постановление и распоряжение являются действующими.
Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, учитывая, что действовавшим в 2009 и 2010 годах законодательством было закреплено представление заявленных мер социальной поддержки в натуральной форме, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Отдел социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район» приобрести и доставить для: ФИО1 твердое топливо (дрова) в количестве 12,2 кубических метров, ФИО5 твердое топливо (дрова) в количестве 10,3 кубических метров, ФИО2 твердое топливо (дрова) в количестве 21,1 кубических метров, ФИО3 твердое топливо (дрова) в количестве 28,2 кубических метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Шебалинский районный суд <адрес> в 10-дневный срок со дня его вынесения.
Федеральный судья С.Н. Чертков