РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2011 года Дело № 2-350/2011
с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Н.И. Шниткиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Монголовой Л.Д. с привлечением третьих лиц Толбиной З.Б., Толбина В.Ф. к Администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании права собственности на квартиру в жилом доме и земельный участок,
установил:
Монголова Л.Д. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании права собственности на квартиру в жилом доме и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она с супругом ФИО2 приобрели в совместную собственность ? долю жилого дома (квартиру) с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>. Договор купли-продажи ? доли жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ был удостоверен нотариусом <адрес> нотариального округа и зарегистрирован в реестре за №. В ноябре 2000 года они с супругом продали указанную квартиру и земельный участок Толбиной З.Б., но договор купли-продажи не был оформлен соответствующим образом. Супруг ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. В данное время ей необходимо установить право собственности на указанную квартиру.
Истец Монголова Л.Д., представитель ответчика, третье лицо Толбин В.Ф. в судебное заседание не явились, хотя извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В судебном заседании представитель истца Лагерева В.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что квартира и земельный участок были приобретены ФИО15 и Монголовой Л.Д. в общую совместную собственность в 1997 году, в 2003 году брак между ФИО15 и Монголовой Л.Д. расторгнут, раздел имущества при этом не производили, в 2006 году ФИО15 скончался, наследство после его смерти никто не оформлял.
Третье лицо Толбина З.Б. с исковыми требованиями согласилась, полагала возможным их удовлетворить.
Суд, выслушав представителя истца, третье лицо Толбину З.Б., исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из смысла ст. 209 ГК РФ видно, что права владения, пользования, распоряжения имуществом являются содержанием права собственности юридических лиц на это имущество. Лицо, владеющее каким-либо имуществом, несет бремя его содержания согласно ст.210 ГК РФ.
Основания возникновения гражданских прав установлены главой 14 ГК РФ. Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи ? доли жилого дома, расположенной по адресу: <адрес> «А», <адрес>. Сторонами соблюдена письменная форма договора в соответствии со ст. 550 ГК РФ. В договоре согласовано условие о цене недвижимости в соответствии со ст. 555 ГК РФ.
В данном договоре указан адрес спорной квартиры в жилом доме – <адрес> указаны технические характеристики квартиры, в том числе сведения о расположении квартиры в составе иного недвижимого имущества на соответствующем земельном участке, в связи с чем предмет договора следует считать согласованным в соответствии со ст. 554 ГК РФ.
Указание в договоре купли-продажи наименования «? доли дома» не может свидетельствовать о не согласовании сторонами условия о предмете договора купли-продажи. Данное обстоятельство в соответствии со ст. 431 ГК РФ не изменяет содержание договора, не влияет на его существенные условия, в связи с чем, не является основанием для признания договора недействительным.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
При этом, согласно ст. 8 Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Исходя из смысла статьи 6 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как следует из материалов дела, указанный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ удостоверен нотариально, в договоре имеется отметка о регистрации его в БТИ ДД.ММ.ГГГГ, а также <адрес> сельской администрацией.
Согласно Выписки из единого реестра капитального строительства № предметом права личной собственности является квартира в жилом доме, право собственности зарегистрировано за ФИО2 на основании договора купли-продажи ? доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
При домовладении имеется земельный участок, который был предоставлен в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления постановлением <адрес> администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО2 предоставлен в собственность земельный участок при домовладении по <адрес> А, <адрес>.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона № 137 – ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам до введения и действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок площадью 1231 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу <адрес> «а», <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2
В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Монголовой Л.Д. был заключен брак, о чем составлена актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака III-ТО № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку спорные квартира и земельный участок приобретены в период брака, они являются общей совместной собственностью ФИО2 и Монголовой Л.Д.
При этом, то обстоятельство, что земельный участок был предоставлен ФИО2 бесплатно, не влечет установление личной собственности ФИО2 на указанный земельный участок в силу принципа, установленного п. 5 ст. 1 Земельного Кодекса РФ, согласно которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, т.к. земельный участок предоставлялся для размещения и обслуживания имущества, находящегося в совместной собственности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО2 и ФИО22 (Монголовой) Л.Д. расторгнут на основании решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись №.
По смыслу ст. 244, 258 ГК РФ, ст. 33, 38 Семейного кодекса РФ общая собственность супругов на совместно нажитое имущество может быть прекращена разделом такого имущества либо определением долей в праве собственности на такое имущество (установления долевой собственности).
Доказательств раздела общего имущества, либо установления долевой собственности на указанное имущество в материалах дела не имеется. При этом сам по себе факт расторжения брака не имеет определяющего правового значения и не влечет прекращения общей совместной собственности.
Согласно свидетельства о смерти I-ИЛ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Согласно сообщению нотариуса <адрес> нотариального округа <адрес> после смерти ФИО2, заявления от наследников с просьбой о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону не поступало.
Согласно заявления представителя администрации МО «Шебалинский район» квартира и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> «А», <адрес> муниципальной собственности не числятся, администрация оформлением прав на указанное имущество не занималась, возражений против удовлетворения исковых требований не имеет.
Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» усматривается, что квартира, расположенная по адресу <адрес> «а», <адрес> имеет общую площадь 64,7 кв.м., в том числе жилую 39,1 кв.м.
Согласно сообщению об отказе от ДД.ММ.ГГГГ Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на квартиру и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> «А», <адрес>, записи о правах и ограничениях (обременениях) прав на указанные объекты недвижимости отсутствуют.
Судом установлено, что данная квартира не включена в перечень муниципальной или республиканской (<адрес>) собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества, сообщением заместителя министра имущественных отношений <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что в указанной квартире зарегистрирован Толбин В.Ф., который привлечен в качестве третьего лица, не возражает против удовлетворения иска.
Таким образом, препятствий к признанию права собственности Монголовой Л.Д. на указанную квартиру в жилом доме с земельным участком не установлено.
При рассмотрении данного дела суд учитывает право истца по своему усмотрению выбрать такой способ защиты как признание права, в соответствии со статьей 12 ГК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Монголовой Л.Д. к администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании права собственности на квартиру в жилом доме и земельный участок, удовлетворить.
Признать за Монголовой Л.Д. право собственности на квартиру в жилом доме, общей площадью 64,7 кв.м., жилой площадью 39,1 кв.м., расположенную по адресу Россия, <адрес> «а», <адрес> на земельном участке площадью 1231 кв.м. (кадастровый номер №).
Признать за Монголовой Л.Д. право собственности на земельный участок площадью 1231 кв.м. (кадастровый номер №) расположенный по адресу Россия, <адрес> «а», <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации прав собственности Монголовой Л.Д. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2011 года
Федеральный судья С.Н. Чертков