Решение не обжаловано, вступило в законную силу



Дело № 2-32/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2011 года с. Шебалино

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Черткова С.Н.,

при секретаре Шниткиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Управления федеральной налоговой службы по Республике Алтай к организации Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай обратилось в суд с исковым заявлением к организации Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, мотивируя заявленные требования тем, что 15.10.1996 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации была зарегистрирована в качестве юридического лица – организация Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)». Решение явилось основанием для внесения данных об организации в Единый государственный реестр юридических лиц 05.01.2003, ОГРН №.

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение, зарегистрированное в установленном порядке и имеющее статус юридического лица, ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Однако в нарушение указанной нормы Федерального закона и п. 2.4. своего устава, утвержденного учредительным съездом 25.09.1991, организация не информировала Управление о продолжении своей деятельности за 2006 и 2009 годы, что является неоднократным нарушением.

В силу ст. 29 Федерального Закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ № 212 от 15.04.2006 (в ред. от 14.02.2008) утверждены формы документов, содержащих отчет о деятельности некоммерческой организации (за исключением религиозной организации), сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые должны предоставляться не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако в установленный законом срок (до 15.04.2007, 15.04.2009, 15.04.2010) отчеты за 2006, 2008 и 2009 годы представлены не были.

Таким образом, в период с 2007 года организацией неоднократно нарушен ряд требований ст. 29 Федерального Закона «Об общественных объединениях»: не представлена информация о продолжении деятельности организации за 2006 и 2009 годы, не предствлены отчеты по форме №ОН0003 за 2006, 2008, 2009 годы.

Согласно ст. 29 Федерального Закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 3, ст. 24, ст. 28; ч. 5 ст. 167 ГПК РФ; ст. 333.36 НК РФ истец просит признать организацию Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Представители истца и третьего лица в судебное заседание не явились, хотя уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика организацию Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» в суд не явился, по месту регистрации ответчик не находится, уведомление возвращено с отметкой о том, что по указанному адресу такой организации нет.

В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется по месту нахождения организации.

В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, оценив представленные истцом доказательства, суд считает, что иск управления министерства юстиции Российской Федерации подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, организация Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» была зарегистрирована распоряжением Управления юстиции от 15.10.1996 года.

В силу ст. 14 Федерального закона «об общественных объединениях» указанная организация являетчся местным общественным объединением.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".

В соответствии со ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственной реестр юридических лиц

Таким образом, законом установлены критерии, в соответствии с которыми общественная организация является продолжающей осуществлять свою уставную деятельность.

Соответственно организация Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» должна была предоставлять в установленный срок Управление министерства юстиции по Республике Алтай сведения, предусмотренные ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Судом установлено, что организация Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» не предоставляла в 2006 и 2009 году уполномоченному органу сведения о продолжении своей деятельности, о чем неоднократно была предупреждена об устранении нарушений Федерального Закона «Об общественных объединениях», что подтверждается предупреждениями от 23.05.2006г. № 03/1942, от 14.04.2008 № 03/878.

Указанное обстоятельство также нашло свое подтверждение в объяснениях бывшего руководителя ответчика Мендешева А.П., согласно которых он ранее являлся руководителем общественной организации Шебалинского района РОСТО, указанная организация фактически прекратила и не осуществляет свою уставную деятельность с 2005 года, в связи с чем соответствующие сведения не предоставлялись в Управление министерства юстиции.

О прекращении деятельности указанного общественного объединения также свидетельствует то обстоятельство, что по юридическому адресу с. Шебалино, ул. Береговая, 25 организация Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» отсутствует. Доказательств осуществления ответчиком какой-либо деятельности в Шебалинском районе в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

По смыслу указанной нормы, ликвидация юридического лица по заявлению регистрирующего органа ввиду непредоставления им в регистрирующий орган необходимых сведений возможна вследствие фактического прекращения деятельности юридического лица.

Статьей 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлено, что общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.

В соответствии с абзацем 3 части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В силу пункта 2 статьи 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Оценивая характер допущенных ответчиком нарушений, а также вызванные ими последствия, суд отмечает следующее.

В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

По смыслу указанного закона наличие в ЕГРЮЛ юридических лиц, которые фактически не осуществляют никакой деятельности, влечет за собой негативные явления, которые, в частности, проявляются в том, что соответствующие государственные органы вынуждены нерационально осуществлять контрольно-надзорные функции, к тому же эта ситуация влечет фактическую недостоверность данных Государственного реестра юридических лиц, превращает его в свод неактуализированных данных.

Кроме того, судом установлено, что в 2009 году было принято решение о реорганизации (преобразовании) Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии. Авиации и флоту России», что подтверждается постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 973.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Из указанной нормы следует, что юридическое лицо обязано иметь устав.

Как следует из материалов дела, организация Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)», действовала на основании устава Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)», которая в настоящее время находится в стадии реорганизации.

Исходя из положений ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 года № 82-ФЗ структурные подразделения – организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.

Каких-либо доказательств реорганизации ответчика и принятия им собственного устава, либо устава образованной Общероссийской общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что допущенные организацией Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» нарушения требований Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона «Об общественных объединениях» являются существенными и неустранимыми и дают основания для признания его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

Решение суда является основанием для исключения организации Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Управления министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай удовлетворить.

Признать организацию Шебалинского района Республики Алтай Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение 10 дней.

Федеральный судья С.Н. Чертков